МУЗЕЙ — ПАМЯТНИК — НАСЛЕДИЕ 1 (5) / 2019

МУЗЕЙ — ПАМЯТНИК — НАСЛЕДИЕ 1 (5) / 2019

ПРОБЛЕМА В ФОКУСЕ: К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ДЕЛАМ МУЗЕЕВ 1919 г.

    Сундиева А.А. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЗНАЧЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ
МУЗЕЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 1919 г. В СОВРЕМЕНННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 
— 5

Сундиева, Аннэта Альфредовна — кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Россия, Москва, asundieva@yandex.ru.

В центре внимания статьи — Всероссийская музейная конференция 1919 г. и ее интерпретация в современной литературе. В статье перечислены основные издания, посвященные конференции. При этом отмечается отсутствие публикации материалов конференции. Неполнота информации оставляет возможность для поверхностных и предвзятых интерпретаций. Проникая в учебную литературу и на популярные Интернет-ресурсы, политизированные и эмоционально окрашенные оценки затрудняют формирование историзма мышления — важнейшей профессиональной компетенции музейного специалиста. Сохраняющиеся штампы, не раскрывающие сути события, принижают ее значение. Конференция — яркая страница музейной истории. Она стала попыткой единения власти
и профессионального сообщества для решения новаторского плана музейного строительства в стране.
Ключевые слова: музеология, музейная конференция 1919 г., история музейного
дела, принцип историзма, подготовка музейных специалистов.

 Гук Д.Ю. ИСТОКИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЕЙНОГО ДЕЛА:
ИЗ АРХИВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА 
 12

Гук, Дарья Юрьевна — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Государственный Эрмитаж, Россия, Санкт-Петербург, hookk@hermitage.ru.

В 2019 г. отмечают столетие состоявшейся в Петрограде Первой всероссийской конференции по делам музеев. Время и обстоятельства проведения профессионального форума давно превратились в абстракцию, поэтому стоит еще раз к ним обратиться. Источниковой базой данного исследования являются Журналы заседаний Совета Эрмитажа и газеты периода 1917–1919 гг. Собранные вместе сведения из разновидовых источников дополняют известные факты и дают яркую иллюстрацию событий периода, не так подробно освещенного в литературе по музейному делу. В частности, само место проведения — Малахитовая гостиная во Дворце искусств (Зимнем дворце) — была выбрана неслучайно. Поскольку центральный вопрос заседаний — о путях развития музейного дела — касался всех музеев страны, то Эрмитаж прислал на конференцию своих представителей и даже подготовил специальную выставку. Концепция развития музейного
дела возникла не внезапно, она имела в основе опыт предыдущих встреч специалистов по музейному делу и историко-культурному наследию, которое в тот период обобщенно именовалось «археологическим». Однако в 1918–1919 гг. в связи с новыми обстоятельствами особенно актуальным стало проведение тотального учета и инвентаризации коллекций, выработки единых форм и порядка ведения учетной документации. Возникшие тогда трудности сохраняются по сию пору и проявляются сегодня при введении компьютеризированных форм учета. В этом контексте комплексное изучение решений, которые были приняты Эрмитажем в то нелегкое время, всестороннее рассмотрение позиций и мотиваций, которыми руководствовались специалисты музея, необходимы так
же, как и анализ принципов, заложенных в первые годы музейного строительства, выявление и детальное изучение тех из них, которые являются актуальными и обязательными (неотменимыми) и в настоящее время, поскольку основаны на профессионализме, опыте, знаниях и гражданском мужестве сотрудников музея.
Ключевые слова: Совет Эрмитажа, журналы заседаний, инвентаризация, музейное дело, профессионализм.

 Эльц Е.Э. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ МУЗЕЙНОЙ СИСТЕМЫ
И РУССКО-ФРАНЦУЗСКИЕ СВЯЗИ 
— 22

Эльц, Елена Эдуардовна — кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, elenaelts@mail.ru.

В статье рассматриваются формы русско-французского взаимодействия, связанные со становлением советских государственных органов охраны историко-культурного наследия. Особое внимание уделяется контактам в художественной сфере, проблеме формирования представлений о советской музейной системе во французском обществе, ставится вопрос о возможном заимствовании лучших музейных практик Франции и СССР. Информирование зарубежной общественности о достижениях советского государства в деле охраны культурного наследия рассматривается как одна из задач, сформулированных ведущими деятелями отечественной культуры. В условиях разрыва дипломатических отношений, когда выполнение данной задачи было затруднено, апологетом музейной политики советского государства выступило французское коммунистическое издание «Юманите». Важнейшими источниками информации становились сообщения, выступления и мемуары эмигрировавших во Францию российских деятелей культуры, возглавлявших в первые революционные годы работу художественно-исторических комиссий и музеев. Несмотря на единство источников в первой половине 1920-х гг. во Франции формируется спектр представлений о судьбе культурного наследия императорской России. На страницах французской периодической печати разворачиваются дискуссии. В статье определяются составляющие формируемого образа советской музейной системы, анализируются получившие широкий резонанс материалы о советских музеях во французской прессе 1920-х — начала 1930-х гг.
Ключевые слова: русско-французские связи, культурное наследие, советские музеи, музейная политика, формирование образа.

  Боровкова Н.В. ГОРНЫЙ МУЗЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917–1930-е гг.) — 31

Боровкова, Наталья Валерьевна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, Горный музей Санкт-Петербургского горного университета, Россия, Санкт-Петербург, borovkova_nv@pers.spmi.ru.

Статья посвящена изучению важных, трагических и малоизученных страниц не-
давней истории одного из старейших музеев Санкт-Петербурга — Горного музея Санкт-Петербургского горного университета. В статье, основанной на анализе неопубликованных архивных материалов, рассказывается о трудностях возврата и сохранения ценностей в годы Первой мировой и Гражданской войн, проблемах передачи национализированных частных коллекций, а также попытке сохранения церковных ценностей. Подробно рассмотрена история Горного музея от Первой музейной конференции 1919 г. в Петрограде до Первого музейного съезда 1930 г. За относительно короткое время экспозиции и фонды Горного музея значительно изменились. Особое внимание автор уделил событиям 1934–1937 гг., когда был подготовлен план глобальной реорганизации всей сети естественнонаучных музеев Ленинграда. Его реализация могла привести к полной потери уникальных музейных комплексов. Этого не случилось, но, тем не менее, Горный музей
не смог избежать влияния времени. Из учебного центра постепенно он был превращен в центр пропаганды официальной линии партии и правительства советского государства.
Ключевые слова: Горный музей, Горный институт, национализация, эвакуация, музейное строительство.

МУЗЕЙ

  Соломаха Е.Ю. ПРОДАЖИ КАРТИН ИЗ ЭРМИТАЖА
НА ЕВРОПЕЙСКИХ АУКЦИОНАХ В 1928–1935 гг. 
— 42

Соломаха, Елена Юрьевна — заместитель заведующего Отделом рукописей и документального фонда, Государственный Эрмитаж, Россия, Санкт-Петербург, solomakha@hermitage.ru.

За время торговых операций «Антиквариата» 1928–1933 гг. по продажам предметов искусства из советских музейных собраний за границей из Эрмитажа ушло огромное количество произведений, в том числе живописи. Подавляющая часть из них была продана на аукционах Европы. Но до недавнего времени было известно только о единичных европейских аукционах с участием картин и других предметов искусства из Эрмитажа, т.к. за редким исключением происхождение выставленных на торги лотов в аукционных каталогах не указывалось. Ряд таких продаж удалось выявить благодаря тому, что в Научной библиотеке Государственного Эрмитажа сохранились каталоги европейских аукционов 1928–1935 гг., поступившие из «Антиквариата». В каждом из них отмечены все предметы искусства, переданные на торги «Антиквариатом» с инвентарными номерами. В каталогах имеются рукописные пометы о первоначальной оценке и вырученной сумме за каждый предмет, а также отметки о тех предметах, что не удалось продать. Кроме того, в некоторых каталогах сохранились машинописные отчеты сотрудника «Антиквариата» о ходе продаж. Сопоставив инвентарные номера с номерами в актах выдач предметов искусства из Государственного Эрмитажа в «Антиквариат», удалось не только выявить сами картины, составить список аукционов, на которых они выставлялись, но и сделать определенный анализ финансовой стороны продаж.
Ключевые слова: «Антиквариат», аукцион, музей, Эрмитаж.

 Коровина В.В., Долгова Е.М., Вершина В.С.
ВОСПРИЯТИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЕЯХ 
— 61

Коровина, Валерия Вячеславовна — студентка, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Москва, vvkorovina@edu.hse.ru;
Долгова, Екатерина Михайловна — студентка, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Москва, katerindooo@mail.ru;
Вершина, Виктория Сергеевна — студентка, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Москва, vikavershina12@mail.ru.

В статье представлены результаты социологического исследования, цель которого заключалась в выявлении восприятия посетителями использования интерактивных технологий в музеях на примере жителей Москвы и Московской области, которые посещают музеи хотя бы раз в год. На основании данных, полученных в результате проведенного социологического опроса, с помощью программы SPSS было проанализировано влияние на восприятие использования интерактивных технологий в музеях таких концептов, как социально-демографические характеристики посетителей музеев, факторы использования интерактивных технологий в музеях (фактор полезности, фактор удобства и развлекательный фактор использования интерактивных технологий в музеях), опыт взаимодействия посетителей с различными видами интерактивных технологий (интерактивные сенсорные киоски; мультипроекции; мобильные приложения, основанные на QR-кодах; интерактивные книги; интерактивные стены; очки виртуальной реальности; мультимедийные макеты с дополненной реальностью и интерактивные роботы). Также была рассмотрена зависимость
восприятия интерактивных технологий от способа взаимодействия с интерактивными технологиями в музее (визуальной, аудиальной, коммуникационной, кинестетической формами взаимодействия с интерактивными объектами). Сделаны выводы о взаимосвязи представленных концептов с восприятием использования интерактивных технологий в музеях,
т.е. представлены наиболее интересные тенденции восприятия посетителями использования интерактивных технологий в музеях. Данная информация может оказаться полезной как для музейных социологов, так и для работников музеев, создающих новые музейные экспозиции.
Ключевые слова: интерактивные технологии, музей, интерактивный музей, посетитель, взаимодействие, интерактивность, мультимедийные технологии, интерактивные мультимедиа.

 Спиридонова Е.К. ЗАМЕТКА О КОРПОРАТИВНОМ МУЗЕЕ АО «ЛЕНГИПРОТРАНС» — 69

Спиридонова, Екатерина Константиновна — кандидат исторических наук, Акционерное общество по изысканиям и проектированию объектов транспортного строительства «Ленгипротранс» (АО «Ленгипротранс»), Россия, Санкт-Петербург, kateguide@gmail.com.

В заметке рассматривается история корпоративного музея Акционерного общества по изысканиям и проектированию объектов транспортного строительства «Ленгипротранс», отсчет которой ведется с 1972 г. Коллекция музея формировалась благодаря инициативе сотрудников предприятия, выступавших в роли дарителей. Фонд музея постоянно пополняется. При этом в нем хранятся важные для истории «Ленгипротранса» архивные документы, отражающие различные периоды деятельности института. Некоторые сведения из этих источников публикуются впервые. К примеру, приводятся цитаты из материалов стенгазеты «Вперед», выпускавшейся «Ленгипротрансом». К настоящему
моменту назрела необходимость обновления музейной экспозиции, что связано как с современными тенденциями в сфере развития корпоративных музеев, так и с празднованием 85-летия института в 2020 г. Сейчас музей сохраняет тот облик, который он получил в 2005 г., и по-прежнему основной функцией музейного помещения является проведение в нем на высоком организационном уровне встреч с иностранными делегациями, а также совещаний. Для создания многофункционального пространства с целью проведения разнообразных просветительских мероприятий, тематических экскурсий предлагается идея по установке проекционных экранов. Более широкий вариант развития обновленного музея в будущем — осуществление масштабного и амбициозного проекта по созданию нового в Санкт-Петербурге и России Музея изысканий и проектирования объектов транспортного строительства (МИПТО). Приводится краткий анонс о возможностях МИПТО.
Ключевые слова: корпоративные музеи, «Ленгипротранс», проектирование, железные дороги, транспортные объекты, транспорт, инженерное дело, экскурсии, квесты, профориентация, корпоративная культура, корпоративная история, музейная деятельность, имидж компании.

ПАМЯТНИК

 Любезников О.А. АРХИТЕКТОР А.Л. РОТАЧ И ЕГО КНИГА «ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР»: ИЗДАНИЯ 1962 и 2018 годов — 76

Любезников, Олег Анатольевич — кандидат исторических наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, o.lyubeznikov@spbu.ru.

Статья посвящена истории публикации в 1962 г. труда архитектора-реставратора
А.Л. Ротача об Исаакиевском соборе. Автор анализирует также последовавшее в 2018 г. переиздание работы, которое, к сожалению, не содержит научного комментария. На основании впервые вводимых в научный оборот документов шести фондов четырех петербургских архивохранилищ автору удалось восстановить неизвестные страницы биографии А.Л. Ротача, реконструировать его взгляды на историю проектирования и строительства Исаакиевского собора, отметить принципиальные отличия позиции архитектора от оценок и концепций его предшественников — хранителей памятника первой половины XX в. В сложных условиях послевоенной реставрации здания, когда всерьез обсуждался вопрос о перестройке несущих конструкций его башенной части, А.Л. Ротач выступил как категорический противник столь агрессивного вмешательства в памятник. Он стремился опровергнуть сделанные еще в 1920-е гг. архитектором, одним из создателей музея в соборе Н.П. Никитиным выводы о продолжавшейся до той поры неравномерной осадке здания, которая и виделась основной причиной деформации несущих конструкций. Этот историографический контекст публикации 1962 г., оставленный без внимания при переиздании книги в 2018 г., воссоздан в статье.
Ключевые слова: Исаакиевский собор, А.Л. Ротач, Н.П. Никитин, М.Т. Преображенский, В.И. Пилявский, Общество «Знание», реставрация, музей.

  Андреева И.В. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ КАК ПОНЯТИЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ
И СМЕЖНЫХ НАУК 
— 90

Андреева, Ирина Валерьевна — кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный институт культуры, Россия, Челябинск, andreevairina7@gmail.com.

Понятием «документирование» в музееведении традиционно обозначается одна из ведущих функций музейного института — функция отражения широкого круга явлений природы и общества. Начало формирования теории документирования относится к последней четверти XX в., но до настоящего времени она так и не получила академического оформления. Несмотря на частое употребление, термин «документирование» в отечественном музееведении по-прежнему используется в статусе неспецифического общенаучного понятия. Аспекты музееведческого дискурса теории документирования рассматриваются в двух уровнях. Первый уровень — система отношений «реальность — документ» характеризует модельные отношения «музеалии» и действительности. Второй уровень — система отношений «реальность — субъект» фокусируется, с одной стороны,
на проблематике отражения реальности в вещи, с другой — на позиции субъекта, воспринимающего это отражение в категориях ценности. Абрис теории документирования содержит ряд необходимых компонентов в виде системы научных оснований, аксиоматических утверждений, формулировки закономерности, принципа, следствий. Но в нем по-прежнему отсутствуют обоснование объекта и предмета, формулировки и схематизации теоретических конструктов, логика развертывания теории; слабо отрефлексированы аспекты сенсорной специфики музейного документирования. Дальнейшая разработка
теории документирования невозможна без обращения к опыту современной философии и использования достижений смежных наук, в частности, обращенных к документу как предмету познания. Параллельные процессы становления теории документирования имеют место в смежных науках, в частности, в документоведении, где в качестве главного критерия отграничения документирования от родственных явлений отражения действительности выступает критерий достоверности, а центр тяжести исследований переносится с результата на процесс, то есть метод отображения реальности.
Ключевые слова: музееведение, музей, функции музея, документирование, музеологический документ, теория музейного документирования.

  Аброськина Е.В. «ВМЕСТО ЭТНОГРАФИИ ПРИХОДИТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЭТИМ …»: ПОСЛЕВОЕННЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ЭТНОГРАФИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПИСЕМ К А.Я. ДУЙСБУРГ — 102

Аброськина, Евгения Вячеславовна — магистр музеологии, научный сотрудник, Институт всеобщей истории РАН, Россия, Москва, evgeniia.abroskina@gmail.com.

Статья посвящена изучению послевоенных экспедиционных писем этнографов и собирателей Государственного музея этнографии. В центре исследования находится дело из архива Российского этнографического музея «Письма к А.Я. Дуйсбург от частных лиц и научных сотрудников музеев по вопросу собрания этнографических материалов и устройства экспедиций». Письма представляют собой описания экспедиционной повседневности: трудности, с которыми сталкивались собиратели во время работы, эмоциональные переживания, на которые влияли самые разные факторы (гендерный, экономический и т.д.). Автор ставит своей задачей выявить эти факторы и ответить на вопрос: для чего существовали эти письма, отличающиеся по форме и содержанию от полевого дневника и отчета? Проанализировав архивные материалы, автор помещает данный феномен в контекст изучения советской субъективности и делает предположение о том, что советские этнографы использовали данные нарративы в качестве «техники себя» для преодоления эмоциональной нестабильности экспедиционной ситуации.
Ключевые слова: Российский этнографический музей, письма, экспедиции, этнография, советская субъективность, М. Фуко.

НАСЛЕДИЕ

 Вахромеева О.Б. К БИОГРАФИКЕ ЛИЧНОСТИ:
МАЛОИЗВЕСТНЫЙ ДОКЛАД М.И. ЩЕРБАЧЁВОЙ 1940 г. ПО СЛУЧАЮ 175-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА
 — 115

Вахромеева, Оксана Борисовна — доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, o.vahromeeva@spbu.ru.

В биографии творческого человека любая деталь имеет колоссальное значение, как с точки зрения направления личностного развития, так и с позиции его влияния на окружающее пространство. Психобиографический метод позволяет синтезировать подобные мелкие детали с основным биографическим, мемуарным, эпистолярным, исследовательским и иным наследием личности с целью уточнения ее жизненной истории. В статье речь идет о биографии и творческом наследии искусствоведа Марии Илларионовны Щербачёвой (1888–1968), сотруднице Эрмитажа, в 1941–1942 гг. исполнявшей обязанности хранителя музея. С 17 по 24 июля 1940 г. Государственный Эрмитаж отмечал свое 175-летие. Перед посетителями предстало уникальное хранилище ценностей и исторической памяти. Обладая шедеврами мирового значения, Эрмитаж предвоенного времени
отличался сформировавшимся единым подходом в оценке памятников культурного наследия. В статье представлен малоизвестный доклад М.И. Щербачёвой, прочитанный по случаю юбилея музея.
Ключевые слова: биографика, М.И. Щербачёва, западноевропейское искусство,
175-летний юбилей Государственного Эрмитажа.

 Попов В.А. АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В СВЕТЕ РАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ ИСТОРИИ И ПРОГРЕССА — 133

Попов, Вадим Алексеевич — председатель Совета Марийского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Россия, Йошкар-Ола, popov_vadim65@mail.ru.

Статья посвящена отношению разных типов обществ к культурному, в частности,
архитектурному наследию. По мнению автора, отличия зависят от того, как различные общества воспринимают историю и прогресс. С этой целью автор использует деление обществ на «холодные» и «горячие», предложенное К. Леви-Строссом вместо распространенного, но, возможно, не совсем корректного, деления на «первобытные» и «современные» общества. Адаптируя данное положение к рассматриваемой теме, автор пытается распространить его на отдельные социальные группы внутри «горячих» обществ, обнаруживающие некоторые признаки «холодных» обществ. Ключевым в статье является положение, согласно которому архитектурная старина России в Средневековье не
нуждалась в особом статусе и специальном институте охраны, т.к. органично развивалась вместе с остальной средой благодаря работе традиций. Радикальные смены стилей, характерные для европейского (а с некоторого времени и российского) искусства, отвечают требованиям прогресса, но лишают устойчивости старые традиции. Там, где архитектура развивалась вне смены стилей, сохраняя верность традициям, наследие продолжало воспроизводиться в новом строительстве. В настоящее время неподдельный интерес к наследию сохраняется только внутри отдельных субкультур, например, в среде старообрядчества.
Ключевые слова: культурное наследие, «холодное» общество, «горячее» общество, традиция, старообрядцы, Русский Север.

 Какуркина В.А. ФЕСТИВАЛЬ «ДЕБАРКАДЕР» КАК ФОРМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЮЖНОГО УРАЛА — 147

Какуркина, Валентина Анатольевна — научный сотрудник, Государственный исторический музей Южного Урала, Россия, Челябинск, valentina_kakurkina@mail.ru.

В статье рассмотрены этапы становления Международного фестиваля современного искусства «Дебаркадер», который ежегодно проходит на площадке Государственного исторического музея Южного Урала (г. Челябинск). Приведены основные исторические периоды, а также характеристики, свойственные современному фестивальному движению в целом. Консолидируя в едином пространстве различные виды искусства, фестиваль «Дебаркадер» представляет собой своего рода исследование культурной специфики региона, а также определяет основные формы взаимодействия со зрителем. В этой связи
фестиваль реализует себя как масштабная творческая лаборатория для художников, дизайнеров, музыкантов, танцоров, актеров, поэтов и фотографов. В статье кратко описаны и проанализированы фестивальные творческие проекты, отражающие основные тенденции в развитии современного искусства Южного Урала.
Ключевые слова: музей, фестиваль, «Дебаркадер», современное искусство, выставочный проект, творческий диалог, синтез искусств.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 Сапанжа О.С. [Рец. на кн.:] Бирюкова М.В. Философия кураторства. СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2018. 336 с. ISBN: 978–5–86007–872–7 — 152

Сапанжа, Ольга Сергеевна — доктор культурологии, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург, sapanzha@mail.ru.

Рецензия на монографию Марины Валерьевны Бирюковой «Философия кураторства» ориентирована на представление актуального для российской музеологии ракурса исследования тенденций развития выставок как культурного события. В книге представлена концепция кураторских проектов как значительного явления культуры второй половины ХХ — начала XXI вв. Эволюция кураторских проектов от манифестации новых творческих принципов до манифестации новой культурной парадигмы позволяет оценить их место в пространстве нового типа художественного диалога, в целом, и музейного диалога, в частности. На основе анализа разделов монографии, посвященных музейным проектам, рассматривается новый способ освоения актуальных культурных
движений в музейном пространстве.
Ключевые слова: музеология, музей, выставка, куратор, кураторство, современное искусство, музейное пространство, культурное пространство.

Скачать файл целиком МУЗЕЙ — ПАМЯТНИК — НАСЛЕДИЕ. 2019. № 1 (5).