Новый номер

МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ.  1 (15) / 2024

ПРОБЛЕМА В ФОКУСЕ:                                                                                            «СОЦИУМ В МУЗЕЕ VS МУЗЕЙ В СОЦИУМЕ»:
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО КРУГЛОГО СТОЛА К 20-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ СПБГУ,
12 АПРЕЛЯ 2024 г.

   Климовицкая И.И. ОТ ЭНЦИКЛОПЕДИИ К АТТРАКЦИОНУ (ОПЫТ ТЕАТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ) — 5

Климовицкая, Ирина Игоревна — ученый секретарь, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург, Россия, acs@theatremuseum.ru

В статье рассматривается эволюция музеев от эпохи Просвещения до современности, изменение их роли и функций в обществе. Изначально музей служил хранителем культурного наследия и источником объективного знания, однако в XX веке этот подход подвергся критике. С наступлением постмодерна и метамодерна музеи трансформируются из хранилищ артефактов в пространства аттракционов и субъективных переживаний, где множественность точек зрения и эмоциональное вовлечение посетителей выходят на первый план. На примере Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства демонстрируются современные музейные практики — переход от сообщения к общению, драматизация, режиссирование уникальных впечатлений
для посетителей. Автор подчеркивает, что современный музей должен быть местом активной коммуникации и свободного воображения, адаптируясь к новым социокультурным реалиям.
Ключевые слова: музей, социум, театр, модерн, постмодерн, метамодерн, публика, коммуникация, музейные практики.

Герасимов Г.И. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МУЗЕЯ:
НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ОРУЖИЯ
 15

Герасимов, Григорий Иванович — доктор исторических наук, доцент, Тульский государственный музей оружия, Россия, Тула, ggi1957@mail.ru

Музейная социология дает целый ряд методов, позволяющих исследовать социальные проблемы музея. Их комплексное применение в Тульском государственном музее оружия (ТГМО) привело к постепенному формированию внештатной социологической службы, занимающейся как текущим мониторингом социальных проблем, так и периодическим проведением масштабных исследований. Первое исследование в форме анкетирования было проведено в 2014 г. Оно позволило составить «портрет основного посетителя», оценить источники получения информации посетителями, выявить ряд проблем, устранение которых позволило улучшить работу музея. Повторно анкетирование было проведено в 2019 г., что позволило уточнить социальные характеристики посетителей музея, выявить основные каналы получения информации посетителями и разработать на этой основе рекомендации по увеличению потока посетителей, методов работы с ними. Проведенный контент-анализ отзывов о музее в Интернете дал возможность понять, как меняется отношение посетителей к музею, оценивается работа его коллектива, какие пожелания и рекомендации высказываются в его адрес. В периоды между анкетированием и контент-анализом отзывов в Интернете сотрудники ТГМО осуществляют постоянный
мониторинг восприятия музея посетителями, при этом используется целый набор форм и методов, что позволяет отслеживать текущую ситуацию и оперативно реагировать на мнение посетителей о музее.                                                      Ключевые слова: музейная социология, Тульский музей оружия, методы социологического исследования, формы музейной социологии, социологическая служба музея.

Власникова М.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКОВНОГО МУЗЕЯ
(НА ПРИМЕРЕ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩА АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ)
— 23

Власникова, Мария Александровна — кандидат культурологии, научный сотрудник музея «Древлехранилище Александро-Невской лавры», Санкт-Петербург, Россия,
mariavlasnik@gmail.com

В статье рассматривается образовательно-воспитательная функция церковных музеев в историческом аспекте и в современности. В протомузейный период развития церковных музеев в храмовом пространстве размещались предметы воинской славы, военные трофеи, что способствовало патриотическому воспитанию прихожан. Во второй половине XIX века в России возникла мысль о необходимости создания церковно-археологических музеев при духовных учебных заведениях с целью наглядного освоения профессиональных дисциплин, в первую очередь — церковной археологии. Воспитательно-образовательная функция в учебных церковных музеях была наиболее выражена, что нашло отражение в характере экспозиции, включающей в себя не только подлинные
предметы, но и копии, фотографии. На примере новейшей истории Древлехранилища Александро-Невской лавры показана работа современного церковного музея в сфере образования и воспитания. Наиболее тесное сотрудничество при реализации образовательно-воспитательной функции музея сложилось с вузами и ссузами, осуществляющими подготовку музеологов и реставраторов. Кроме того, музей принимал участие в музейных фестивалях с профориентационными и образовательными программами. На основе
собрания предметов военной тематики и посредством включения в экскурсию по Никольскому кладбищу Александро-Невской лавры объектов показа, связанных с Великой Отечественной войной, в музее осуществлялось патриотическое воспитание. Отмечается, что воспитание патриотических чувств особенно актуально для церковных музеев, связанных с военной тематикой. Такие церковные музеи можно считать продолжателями традиции, заложенной в более ранний период их развития.                                                                           Ключевые слова: церковный музей, Древлехранилище Александро-Невской лавры, образовательно-воспитательная работа, патриотическое воспитание, музей наглядных пособий.

  Любезников О.А. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЦЕССА ВОЗВЕДЕНИЯ
ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА В МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОЗИЦИЯХ
(К ВОПРОСУ О МУЗЕЕ КАК ИНСТИТУТЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ) 
— 33

Любезников, Олег Анатольевич — кандидат исторических наук, доцент Кафедры музейного дела и охраны памятников, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, o.lyubeznikov@spbu.ru

В статье предпринят анализ способов презентации процесса возведения петербургского Исаакиевского собора в экспозициях отечественных музеев. Сличая публикации, материалы методических разработок экскурсий и экспозиционных комплексов в ряде музеев Северо-Запада России с неопубликованными делопроизводственными документами из четырех архивохранилищ Санкт-Петербурга по истории возведения храма, автор приходит к выводу о недостаточной степени изученности хода и особенностей строительства здания. Возведение Исаакиевского собора предстает перед музейным посетителем в весьма упрощенном виде как набор отдельных этапов, а не как целостный, сложный технологический процесс, каждая фаза которого требовала реализации разнообразных действий. Детализированное повествование о строительстве храма, вполне достижимое в музейных экспозициях сегодня (даже при помощи мультимедийных технологий),
требует, однако, от музеев, призванных выступать в качестве институтов просвещения публики, полнокровной, высококвалифицированной научно-исследовательской работы.                                                                                  Ключевые слова: Исаакиевский собор, музей, строительство, экспозиция, фундамент, купол.

  Синильщикова Г.А., Мазалова О.П., Шаталова О.И., Кутеева Г.А.  ИНТЕРАКТИВНОСТЬ КАК ТРАДИЦИЯ:
МЕХАНИЗМЫ КАБИНЕТА ПРАКТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ
— 40

Синильщикова, Галина Александровна — кандидат физико-математических наук, заместитель заведующего — главный хранитель Музея истории физики и математики СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, museum_mmphys@spbu.ru;
Мазалова, Ольга Павловна — ведущий специалист Музея истории физики и математики СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, o.mazalova@spbu.ru;
Шаталова, Ольга Игоревна — магистр, специалист по хранению музейных предметов Музея истории физики и математики СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, o.shatalova@spbu.ru;
Кутеева, Галина Анатольевна — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной механики СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, g.kuteeva@spbu.ru.

В статье рассматриваются интерактивные традиции музеев СПбГУ, берущие свое
начало в XIX веке со времени основания Кабинета практической механики Санкт-Петербургского Императорского университета. В этом кабинете была собрана коллекция моделей механизмов, которые использовались при обучении студентов механике. В настоящее время часть механизмов из данной коллекции находится в экспозиции раздела математики и механики Музея истории физики и математики СПбГУ. Экскурсия по этому разделу строится на демонстрации музейными сотрудниками механизмов в движении, а также показе анимационных видеороликов.                                                                                                     Ключевые слова: музей, кабинет практической механики, физика, математика, механика, интерактивные программы, механизмы, традиция, университет, образовательная деятельность, экскурсии.

МУЗЕЙ

  Смолина Н.А. «У МЕНЯ НЕ ХВАТИЛО МУЖЕСТВА ВОЗВРАТИТЬСЯ
В ГОЛОДАЮЩИЙ ПЕТРОГРАД…»: НИЖЕГОРОДСКИЕ ГОДЫ
ЛАЗАРЯ ВЛАДИМИРОВИЧА РОЗЕНТАЛЯ (1919–1922) 
— 46

Смолина, Надежда Алексеевна — кандидат исторических наук, заместитель декана по научной и творческой работе Высшей школы искусств и дизайна ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород, cucula86@mail.ru

Статья посвящена нижегородскому периоду деятельности российского (советского) искусствоведа и педагога Л.В. Розенталя в качестве заведующего Нижегородским народным художественным музеем (1919–1922). Раскрываются не изученные ранее подробности бытового уклада жизни сотрудников художественного музея в тот период, взаимоотношения в коллективе, различные направления деятельности, связанные с вывозом национализированных сокровищ из дворянских и помещичьих усадеб, созданием новой
экспозиции, просветительской работой, экспертизой исторических и художественных ценностей. Делается вывод о получении Розенталем в Нижнем Новгороде первичных профессиональных навыков и возникновении интереса к тем сферам музейного дела, которые получат развитие в его дальнейшем творчестве.                                                                                                                        Ключевые слова: Нижний Новгород, Л.В. Розенталь, Нижегородский художественный музей, Музей живописной культуры, Государственные свободные художественные мастерские.

  Гук Д.Ю. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА:
ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА СЕКТОРА ДОКЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА 1933 ГОДА
— 55

Гук, Дарья Юрьевна — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, hookk@hermitage.ru

Данная статья продолжает серию публикаций, связанных с коренными изменениями в структуре Государственного Эрмитажа вековой давности. Произошедшие преобразования в управлении государственным музеем повлекли за собой реорганизацию научной и хранительской работы, а также смену подходов к работе с посетителями музея. Принципы организации выставок изменились в соответствии с принятыми на Первом музейном съезде 1930 г. решениями. Языком музейной экспозиции следовало донести до широких масс принципы революционной идеологии. Именно в этот сложный период Сектор доклассового общества вынужден в кратчайшие сроки принимать фонды музея, а также поступавшие коллекции из ГАИМК, ЛИЛИ и Артиллерийского музея. Чистки
аппарата от буржуазных элементов лишали музей высококлассных специалистов, без которых проводить инвентаризацию и разворачивать экспозицию становилось затруднительно. Разобранная в 1930 г. скифская выставка в Старом Эрмитаже не могла быть воспроизведена как идеологически чуждая, а для новой нужен был прежде всего крепкий коллектив. Не удивительно, что сведения о новой экспозиции отдела появляются только в путеводителе 1933 г. Выставка просуществовала непродолжительное время, фактически меньшее, чем скифская выставка Отдела Древностей 1927 г. (кураторы Б.В. Фармаковский и Г.И. Боровка), и также была подвергнута критике или упоминалась вскользь. В архиве отдела сохранились фотографии, свидетельствующие о незаурядности данного проекта, новаторстве в музейном деле и прорыве в методах показа археологических
материалов. Задача автора состояла в подтверждении этого тезиса с помощью архивных источников.
Ключевые слова: музейные исследования, музейное строительство, социалистическая реконструкция, экспонирование, диалектический материализм, сектор доклассового общества, Государственный Эрмитаж, скифская выставка.

Навроцкая Т.Г. ТРИ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ
ГОРЬКОВСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА
82

Навроцкая, Таисия Геннадьевна — магистр музеологии, выпускник Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия, taisianavrockaya@gmail.com

Горьковский автомобильный завод является самым крупным в Нижнем Новгороде.
В настоящее время предприятием реализуется программа, в ходе которой происходят преобразования в социальной сфере и восстанавливаются объекты Соцгорода — Автозаводского района Нижнего Новгорода. Один из них — Музей истории ГАЗ — был открыт после реэкспозиции в 2022 г. В статье анализируются две предыдущие экспозиции 1965 и 1981 гг. и подробно описывается новая экспозиция от концепции до отдельных экспозиционных решений.
Ключевые слова: Музей истории ГАЗ, Горьковский автомобильный завод, корпоративный музей, реэкспозиция.

ПАМЯТНИК

Томашевский А.В. К ИСТОРИИ МУЗЕЕФИКАЦИИ МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ: ВОЛЬЕРЫ-ПТИЧНИКИ В НИЖНЕМ ПАРКЕ ПЕТЕРГОФА — 100

Томашевский, Александр Валерьевич — студент II курса основной образовательной программы высшего образования магистратуры «Визуальные технологии в музее», Санкт-Петербургский государственный университет, внештатный сотрудник Государственного музея-заповедника «Петергоф», внештатный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга (филиал — Петропавловская крепость), Санкт-Петербург, Россия,                              st120699@student.spbu.ru.

Научный руководитель — Антонина Александровна Никонова, кандидат философских наук, старший преподаватель Кафедры музейного дела и охраны памятников, руководитель основной образовательной программы высшего образования магистратуры «Визуальные технологии в музее»,                            Санкт-Петербургский государственный университет.

В статье рассматривается процесс музеефикации малых архитектурных форм, расположенных на территории Государственного музея-заповедника «Петергоф». На основе архивных материалов и работ исследователей детально прослеживается путь превращения двух садовых павильонов петровского времени — западного и восточного Вольеров-птичников — в объекты музейного показа. За столетний период существования музея павильоны неоднократно меняли свое назначение. Их использовали для хозяйственно-бытовых нужд, задействовали в качестве экспозиционного пространства, а позднее стали демонстрировать как подлинные историко-архитектурные памятники. Последний по времени проект музеефикации Вольеров был реализован в начале 2000-х гг., в результате чего первоначальный облик (и художественный, и символический) обрели оба садовых павильона — и западный, и восточный. Важно отметить, что помимо научной реставрации Вольеров-птичников, им было возвращено и первоначальное назначение: теперь летом в них живут птицы.
Ключевые слова: музей-заповедник, музеефикация, малые архитектурные формы, Петергоф.

Болгова С.Р. ИНСТРУКЦИЯ М.В. ФАРМАКОВСКОГО
О БОРЬБЕ С ПЛЕСЕНЬЮ В ИСААКИЕВСКОМ СОБОРЕ 
— 110

Болгова, Софья Романовна — студентка IV курса основной образовательной программы высшего образования бакалавриата «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, st089340@student.spbu.ru

Научный руководитель — Олег Анатольевич Любезников, кандидат исторических
наук, доцент Кафедры музейного дела и охраны памятников, Санкт-Петербургский государственный университет.

Становление отечественной музейной климатологии неразрывно связано с именем Мстислава Владимировича Фармаковского (1873–1946), специалиста в области музейного дела и реставрации. В работах ученого не раз поднимался вопрос о методике соблюдения и стабилизации температурно-влажностного режима для сохранения памятников культуры. Помимо ряда изданных трудов, М.В. Фармаковский оказывал и консультативную помощь музеям. В статье публикуется сохранившаяся в архиве докладная записка ученого, написанная в 1940 г. для Государственного антирелигиозного музея, размещенного в здании Исаакиевского собора. Администрация музея обратилась к специалисту
за помощью, так как помещения памятника были подвержены заражению микромицетами, что ставило под угрозу сохранность музейных предметов. В документе представлены меры как превентивной, так и активной борьбы, которые М.В. Фармаковский считал наиболее действенными. Как и в других своих работах, важнейшую роль в сохранности музейных предметов Мстислав Владимирович отводит поддержанию приемлемого температурно-влажностного режима. Помимо этой информации, ценной для реконструкции взглядов специалистов на методику борьбы с микромицетами-деструкторами в первой половине XX века, документ имеет сведения, связанные с категориями музейных предметов и оборудованием, которые были включены в экспозицию Государственного антирелигиозного музея.
Ключевые слова: М.В. Фармаковский, Исаакиевский собор, микромицеты, консервация, экспозиция, музейное дело.

НАСЛЕДИЕ

  Пенкин Ю.А., Попов В.А., Рыбников А.М. ОБ УТОЧНЕНИИ ГРАНИЦ СРЕДНЕВЕКОВЫХ КРЕПОСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ГОРОДА КОЗЬМОДЕМЬЯНСКА — 116

Пенкин, Юрий Афанасьевич — главный специалист Государственного казенного учреждения культуры Республики Марий Эл «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры», доцент Поволжского государственного технологического университета, г. Йошкар-Ола, Россия, yupenkin@yandex.ru;
Попов, Вадим Алексеевич — старший преподаватель Поволжского государственного технологического университета, г. Йошкар-Ола, Россия, popov_vadim65@mail.ru;
Рыбников, Алексей Михайлович — генеральный директор некоммерческого православного благотворительного фонда «Алатырь», г. Алатырь Республики Чувашия, Россия, alexeyribnikov@mail.ru.

В статье дается сопоставление двух разновременных и отличных по содержанию
исторических рисунков деревянной крепости г. Козьмодемьянска (современная Республика Марий Эл), выполненных с натуры в 1636 г. Адамом Олеарием и в 1683 г. Энгельбергом Кемпфером. В результате проведенного исследования подтверждена достоверность рисунка Кемпфера, не вводившегося прежде в научный обиход. Привлечение данного источника в комплексе с некоторыми другими (письменными) документами опровергает устоявшийся в науке взгляд на неизменную структуру крепости в течение всего периода ее существования (1583–1700 гг.). Определены ориентиры, необходимые для интерполирования местоположения стен и башен Козьмодемьянской крепости на период 1670–1683 гг. В соответствии с размерами, указанными в «Описи низовых городов
1701–1704 гг.» за 1701 год по Козьмодемьянску, построена графическая реконструкция границ стен кремля (города) и острога с башнями на период 1670–1683 гг. с использованием Яндекс карты и спутниковой съемки Козьмодемьянска.
Ключевые слова: город Козьмодемьянск, Адам Олеарий, Энгельберг Кемпфер,
кремль, острог, крепостные стены и башни, графическая реконструкция.

  Джураев Ш.Г.  ВАСИЛИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ШИШКИН И БУХАРСКИЙ МУЗЕЙ — 126

Джураев, Шерали Гулямович — преподаватель кафедры «Общественные науки», Бухарский государственный педагогический институт, Бухара, Узбекистан, Sherali_Gulyamovich@mail.ru

В статье рассказывается о деятельности известного археолога В.А. Шишкина и его
роли в работе Бухарского музея. Материал построен на основании различных научных статей и малоизвестных архивных документов. Среди предметов, переданных археологом в фонды музея, особое место принадлежит найденным в результате раскопок в Варахше. В.А. Шишкин является известным археологом, его вклад в развитие музейного дела в Бухаре очень велик. Как сотрудник Бухарской комиссии по охране памятников старины и искусства (Бухкомстариса) он попытался улучшить качество работы музея и стремился пополнить музейный фонд.
Ключевые слова: Бухара, В.А. Шишкин, экспонат, фонд, музей, главная инвентарная книга, Варахша, раскопки, Л.И. Ремпель, П.А. Гончарова, археология.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Ананьев В.Г. ЕЩЕ РАЗ ОБ ИКОНОГРАФИИ И.П. МОРДВИНОВА И Н.Э. СУМА (В СВЯЗИ С НОВОЙ КНИГОЙ О.Б. КОХ И А.С. ТУРГАЕВА) — 132

Ананьев, Виталий Геннадьевич — доктор культурологии, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Россия,                  Санкт-Петербург, vgananev@herzen.spb.ru

В публикации рассматривается вопрос атрибуции изображений двух деятелей ранней истории петроградского Института внешкольного образования — Исаакия Петровича Мордвинова и Николая Эммануиловича Сума. В 2023 г. вышла в свет монография А.С. Тургаева и О.Б. Кох «В пространстве просвещения. Из истории Санкт-Петербургского государственного института культуры. 1918–1925 гг.» (издательство СПбГИК). Авторы предложили интересную и содержательную картину истории становления этого учебного заведения в раннесоветский период. В книге опубликован целый ряд фотографий, иллюстрирующих персональный состав преподавателей и студентов института этого периода. Привлекая ряд изобразительных источников, автор данной публикации предлагает уточнить атрибуции двух преподавателей, стоявших у истоков музейной подготовки
в институте, И.П. Мордвинова и Н.Э. Сума.
Ключевые слова: Институт внешкольного образования, И.П. Мордвинов,          Н.Э. Сум, музееведение.

Туминская О.А. «ОТКРЫТЫЕ ПИСЬМА» РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ (1892–1933). [Рец. на кн.:] Ананьев В.Г., Бухарин М.Д. «”Имена, которые
никогда не будут забыты…”. Российское востоковедение
в переписке В.В. Бартольда, Н.Я. Марра и С.Ф. Ольденбурга».
М.: Варфоломеев А.Д., 2020. 400 с. ISBN 978–5–9908831–8–5  
— 144

Туминская, Ольга Анатольевна — доктор искусствоведения, заведующая сектором
эстетического воспитания, Методический отдел, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия, olgmorgun@yandex.ru

Автор рецензии рассматривает опубликованную в 2020 г. совместную монографию
известных современных историков о годах становления советского востоковедения. Отмечается, что жанр «открытых писем» был довольно распространен в начале XX в. как элемент связи людей между собой и как метод научной корреспонденции в том числе. Книга выстроена на эпистолярных параллелях адресатов друг к другу. Из переписки узнаем об общественных коллизиях и о личных взаимоотношениях, раскрывающих срез эпохи, осветить который помогает биографический метод изучения истории.                         Ключевые слова: открытые письма, востоковедение, В.В. Бартольд, Н.Я. Марр, С.Ф. Ольденбург.

Скачать файл целиком МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ. 2024. № 1 (15).