МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ. 2 (16) / 2024
ПРОБЛЕМА В ФОКУСЕ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Петров П.В. АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ШЕМАНСКИЙ (1904 — 1942): ПОРТРЕТ МУЗЕЙНОГО ДЕЯТЕЛЯ НА ФОНЕ ЭПОХИ — 5
Петров, Павел Владимирович — доктор исторических наук, заведующий отделом музейных исследований ГМЗ «Петергоф», Санкт-Петербург, Российская Федерация, peterhof_petrov@mail.ru
Личность Анатолия Владимировича Шеманского до настоящего времени остается
недооцененной в истории музейного дела. А между тем, его вклад в развитие Петергофских дворцов-музеев в довоенный период, с 1925 по 1941 гг., представляется очень важным и существенным. Уже в самом начале своей профессиональной деятельности Шеманский участвовал в сохранении памятников истории и культуры Тамбовской губернии. Затем он получил историческое образование в Петроградском государственном университете, после чего сразу пришел на работу в Управление Петергофских дворцов-музеев и парков. Именно здесь, в Петергофе, А.В. Шеманский совместно со своим коллегой С.С. Гейченко разработал и успешно применил на практике метод дополнительной экспозиции в исторических интерьерах дворцов, впервые опробованный на Нижней даче Николая II в парке Александрия. Затем под руководством Шеманского, занявшего должность заместителя директора по научной работе, были развернуты новые экспозиции и открылись интересные выставки в Большом Петергофском дворце, Екатерининском корпусе Монплезира. Шеманский подготовил тексты многочисленных путеводителей, посвященных петергофским дворцам и паркам. На основании многочисленных документов, выявленных в последние годы в фондах самых разных архивов, постараемся восстановить жизненный путь этого выдающегося музейного деятеля.
Ключевые слова: Петергоф, дворец, музей, экспозиция, выставка, интерьеры, музейный предмет.
Фролов В.В. АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ XXI ВЕКА: ЗАДАЧИ И СМЫСЛЫ.
ПРОБЛЕМА ПЕТЕРБУРГА — 20
Фролов, Владимир Владимирович — искусствовед, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна по направлению 5.10.03 Виды искусства (Техническая эстетика и дизайн), преподаватель Санкт-Петербургской академии художеств, директор Издательского дома «Балтикум», Санкт-Петербург, Российская Федерация, vf@balticum.ru
История музеев архитектуры насчитывает не более двух веков. На сегодняшний
день в мире, в составе одной только Международной конфедерации музеев архитектуры (ICAM), значится более 70 организаций, в чьи задачи входит хранение и репрезентация объектов архитектурно-художественного творчества. В Санкт-Петербурге, который часто называют музеем архитектуры под открытым небом, пока еще нет подобной институции. В данной статье мы дадим краткий анализ сегодняшнего состояния музеев зодчества в мире, чтобы затем коснуться проблемы возможного архитектурного музея в Северной столице, его специфических задач и обязательных смыслов. Ключевые слова: архитектурный музей, город-музей, суперэклектика.
Шевлягин А.А. ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ
ПАРКОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ У БОЛЬШОГО МЕНШИКОВСКОГО ДВОРЦА
В ОРАНИЕНБАУМЕ — 28
Шевлягин, Арсений Андреевич — кандидат культурологии, хранитель музейных предметов фонда «Скульптура Ораниенбаума», Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург, Российская Федерация, oransculpture@peterhofmuseum.ru
Предметом исследования автора статьи является вопрос о формировании современной экспозиции скульптуры вокруг Большого Меншиковского дворца, старейшей архитектурной доминанты парка Ораниенбаум. Начиная со времен первого владельца усадьбы А.Д. Меншикова декоративное оформление Нижнего сада перед дворцом включало в себя пластическое убранство, характер и состав которого частично менялся на протяжении всей дореволюционной истории ансамбля. В 1920-е гг. экспозиция скульптуры была расформирована, решение о ее возобновлении как неотделимой части облика Нижнего сада было принято только через полвека, но сам процесс растянулся на несколько
десятилетий. В ходе исследования была уточнена атрибуция ряда музейных предметов, реконструирована последовательность наполнения скульптурой Нижнего сада в XXI столетии, рассмотрены факторы, повлиявшие на выбор мест установки и ориентации отдельных произведений. Наряду с результатами воссоздания исторической части, был также изучен практический опыт трансформации и дополнения парковой экспозиции, в том числе за счет современных авторских работ. Сделан вывод о том, что использование открытых галерей западного и восточного флигелей Большого Меншиковского дворца как выставочного пространства позволило частично решить вопрос хранения и показа
крупногабаритных статуй, в том числе подлинных произведений XVIII столетия, с обеспечением достаточных условий безопасного экспонирования. Ключевые слова: мрамор, скульптура, копия, парковая экспозиция, ГМЗ «Петергоф», Ораниенбаум, Большой Меншиковской дворец, реконструкция.
Васинская М.В. СОЧИНЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
XVIII–XIX ВЕКОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМ ПЕТЕРГОФА — 38
Васинская, Мария Владиславовна — хранитель музейных предметов фонда «Редкая книга Ораниенбаума», Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург, Российская Федерация, Vasinskaya-M@yandex.ru
В рамках исследования был рассмотрен круг иностранной мемуарной литературы
XVIII–XIX столетий, в которых упоминаются и описываются достопримечательности Петергофа. В него вошли сочинения таких авторов, как И. Бернулли, А.Б. Гранвилл, А. Дюма (старший), Л. Кэрролл, А. де Кюстин, Ф. де Миранда и др. Их пребывание в России длилось от нескольких недель до нескольких лет и было обусловлено разными причинами, в том числе профессиональными интересами и обязанностями. В ходе работы было выявлено, что в каждом отдельном случае вояжеры по-разному воспринимают
наблюдаемые явления, обращают внимание на волнующие их вопросы и темы и раскрывают их с разной степенью полноты, при этом существуют общие области интересов. Проведенный сравнительный анализ позволил выделить несколько смысловых групп, в контексте которых путешественник рассказывает о Петергофе: непосредственное описание архитектурных сооружений и парков; характеристика внутреннего художественного убранства; петергофские праздники; специфика посещения дворцов; транспортная доступность места. Сделан вывод о значимости путевых записок в вопросе формирования интереса европейцев к Петергофу как привлекательному туристическому объекту. Ключевые слова: культурный туризм, путешествие, мемуары, Петергоф, достопримечательность, парк, дворец, фонтан.
МУЗЕЙ
Беззубова О.В. МУЗЕИ ПАМЯТИ В КОНТЕКСТЕ
СОВРЕМЕННОЙ МЕМОРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ — 49
Беззубова, Ольга Владимировна — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Российская Федерация, o.bezzubova@spbu.ru
Статья посвящена музеям памяти — новому типу музеев, возникшему в конце ХХ в. Важной предпосылкой появления данного типа музеев являются изменения мемориальной политики и социальной функции музеев, которые больше не рассматриваются как преимущественно научные институты, а выступают в роли пространств, предоставляющих посетителям возможности получения эмоционального опыта. Появление новых социальных функций музея вызывает изменения на всех уровнях музейной работы, в том числе, делает необходимыми новые подходы в области работы с посетителями и экспозиционно-выставочной деятельности. Специфика музеев памяти осмысляется в рамках социокультурной ситуации, характеризуемой установлением нового отношения к прошлому, описываемого такими концептами как «постпамять», «замещающие воспоминания», «протезная память», «вторичное свидетельствование», а также в контексте понятия исторической травмы. Отдельно описываются характерные черты и приемы, позволяющие выделить музеи памяти в отдельную группу музеев, среди которых доминируют различные способы эмоционального воздействия на посетителя. Отмечается также, что деятельность музеев памяти не лишена серьезных противоречий, некоторые из которых также рассматриваются в статье. Поскольку музеи памяти сегодня получили широкое распространение как в России, так и за рубежом, осмысление их роли в обществе представляется актуальной задачей. Ключевые слова: музеи памяти, мемориальная культура, мемориальная политика.
Киба Д.В. ФОРМЫ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ МУЗЕЯ
ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
В КОНЦЕ 1950-х — НАЧАЛЕ 1970-х гг. — 58
Киба, Дарья Валерьевна — кандидат исторических наук, доцент, экскурсовод отдела музейной педагогики Государственного музея политической истории России, Санкт-Петербург, Российская Федерация, darya.kiba.80@mail.ru
В статье раскрываются формы работы со школьниками Музея Великой Октябрьской социалистической революции в конце 1950-х — начале 1970-х гг. Музей Ленинграда обладал значительным потенциалом, позволяющим осуществлять образовательную и просветительскую деятельность, способствовать воспитанию личности школьников. Источниковую базу исследования составили неопубликованные документы и материалы
Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга и научного архива Государственного музея политической истории России. Автором изучены такие формы как: экскурсии, уроки истории, ритуальные торжественные мероприятия (прием в пионеры, вручение паспортов, комсомольских билетов), тематические вечера и встречи, работа в рамках музейного кружка, переписка со школьниками, методическая помощь школам. В статье выделены сложности взаимодействия с учащимися школ.
Определено, что мероприятия для школьников организовывались с учетом возраста учеников: мероприятия для четвертых-седьмых классов и восьмых-десятых классов. В статье выделены три этапа образовательно-воспитательной деятельности музея Революции: период становления форм работы в конце 1950-х гг., время наращивания темпов и совершенствование видов взаимодействия с ребятами и взаимодействие со школьниками накануне юбилея В.И. Ленина. Ключевые слова: музей, школа, экскурсия, тематический вечер, красные следопыты, кружок «Юный музейщик», образовательно-воспитательная деятельность.
Сальм А.А. ИЗ ИСТОРИИ МУЗЕЯ ИМЕНИ Н.Г. РУБИНШТЕЙНА МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕГО ДИРЕКТОРА Е.Л. ГУРЕВИЧ В 1995–2015 ГОДАХ В ДОКУМЕНТАХ И МАТЕРИАЛАХ
ИЗ ЕЕ ЛИЧНОГО ФОНДА И ЭЛЕКТРОННОГО АРХИВА — 70
Сальм, Алина Альбертовна — научный сотрудник, Музей имени Н.Г. Рубинштейна
Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Москва, Российская Федерация, salm.a@mail.ru
Статья посвящена рассмотрению деятельности директора Музея имени Н.Г. Рубинштейна Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (МГК) Евгении Львовны Гуревич, возглавлявшей его в период с 1995 по 2015 гг. Когда в 1992 г. началось его возрождение, встал вопрос о разработке концепции музея, определения места в консерватории и возможностях развития в разных аспектах: собирательском, исследовательском, просветительском. И здесь роль руководителя — организатора музейной работы видится ключевой. Личностные и управленческие качества Е.Л. Гуревич позволили ей выстроить работу подразделения практически с нуля. Среди достижений музея за 20 лет: проведение масштабной работы по комплектованию 76 личных фондов
и более 800 отдельных предметов; создание трех постоянных действующих экспозиций, отражающих разные периоды истории МГК; участие в крупнейших, включая выставки и издания, проектах консерватории, приуроченных к юбилейным датам и многое другое. В музее проводятся экскурсии, ведется концертно-исполнительская и архивная практика студентов. Е.Л. Гуревич выступила и в роли первого летописца истории возрожденного музея: помимо ряда статей, она создала книгу-альбом о музее имени Н.Г. Рубинштейна, приуроченную к 100-летию со дня основания и 20-летию со дня возрождения. Под
ее руководством музей приобрел статус одного из ведущих подразделений МГК имени П.И. Чайковского и по сей день успешно выполняет свою миссию в сохранении исторического, культурного, научного наследия и традиций вуза.
Ключевые слова: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Музей имени Н.Г. Рубинштейна Московской консерватории, Е.Л. Гуревич, собирательская деятельность, экспозиционно-выставочная деятельность, музыкально-просветительская деятельность, научно-исследовательская деятельность, фотовыставка, личный фонд, электронный архив.
ПАМЯТНИК
Любезников О.А. ЭТЮД О ДОМЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ
НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА МЛАДШЕГО НА ИТАЛЬЯНСКОЙ УЛИЦЕ — 84
Любезников, Олег Анатольевич — кандидат исторических наук, доцент Кафедры музейного дела и охраны памятников, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация, o.lyubeznikov@spbu.ru
В статье кратко очерчивается история особняка на Итальянской улице, 13 в Санкт-
Петербурге в 1892–1910 гг., когда он принадлежал члену династии Романовых великому князю Николаю Николаевичу Младшему. Опираясь на неопубликованные источники из Российского государственного исторического архива и Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, автор описывает судьбу здания до приобретения его великим князем, проведенную по проекту архитектора А.С. Хренова реконструкцию особняка, взаимодействие Конторы двора великого князя и городских инстанций.
Однако связь здания, ныне занимаемого Театром музыкальной комедии, с одним из виднейших представителей династии Романовых накануне ее падения, остается малоизвестной, и период проживания в нем Николая Николаевича Младшего — лишь эпизод в многовековой истории этого петербургского памятника.
Ключевые слова: Николай Николаевич Младший, А.С. Хренов, дворец, Итальянская улица, Лазаревы, Театр музыкальной комедии.
Купцова Е.Д. ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ МУЗЕЕВ ПАМЯТИ А.А. БЛОКА В 1970-е гг. (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДА В.Н. ОРЛОВА В РГАЛИ) — 90
Купцова, Екатерина Дмитриевна — обучающаяся по ООП «Музеология и охрана
объектов культурного и природного наследия», Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация, st107608@student.spbu.ru
Научный руководитель — Олег Анатольевич Любезников, кандидат исторических
наук, доцент Кафедры музейного дела и охраны памятников, Санкт-Петербургский государственный университет.
Публикация вводит в научный оборот в полном виде ряд сохранившихся в Российском государственном архиве литературы и искусства в Москве документов фонда литературоведа Владимира Николаевича Орлова, связанных с историей создания литературно-мемориальных музеев А.А. Блока в 1970-е гг. В числе публикуемых документов обращения В.Н. Орлова в Ленинградский обком КПСС об увековечивании памяти А.А. Блока в связи со 100-летием со дня его рождения и письма московского литературоведа Станислава Стефановича Лесневского к В.Н. Орлову. Документы в деталях раскрывают особенности процесса создания музеев в честь поэта, нюансы формирования коллекций музеев.
Ключевые слова: А.А. Блок, В.Н. Орлов, С.С. Лесневский, Шахматово, Ленинград, Л.Д. Менделеева, музей-квартира, музей.
Туминская О.А. ПРОЕКЦИИ «ВОЛШЕБНОГО ФОНАРЯ»: ТЕХНИКА И ИСКУССТВО В СУДЬБЕ А.К. ЕРЖЕМСКОГО — ПЕРВОГО ФОТОГРАФА
РУССКОГО МУЗЕЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III — 105
Туминская, Ольга Анатольевна — доктор искусствоведения, заведующая сектором
эстетического воспитания, Методический отдел, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация, olgmorgun@yandex.ru
Достоверность и высокое качество музейной экспозиции обеспечивается полифункциональностью научной подготовки, предметная инсталляция строится на таком оптическом режиме, который предусматривает документальность и достоверность, сочетается с художественно-оформительским мастерством. Русский музей императора Александра III изначально задал высокую планку отбора и экспозиционным принципам своей коллекции. Сразу при создании коллекции как экспозиции встал вопрос о просветительской деятельности музея и уже при открытии в марте 1898 г. были подготовлены открытки-фотографии самых известных произведений, поступивших в музей. Следовало «фотографировать сейчас же каждую входящую в Русский музей картину, вообще всякий предмет собрания» и уже в конце 1896 — начале 1897 г. фотографирование проводилось
«под наблюдением приглашенного специалиста А.К. Ержемского». Со временем было создан Фотографический отдел. Деятельность А.К. Ержемского одновременно принадлежит Русскому музею императора Александра III, Эрмитажу, Императорскому Русскому Техническому обществу, Фотографическому обществу, Мастерской учебных пособий и игр и некоторым другим государственным и частным общественным организациям. А.К. Ержемский был первым в России специалистом по фотографированию, который разработал метод ортохроматической съемки произведений изобразительного искусства
и его умения очень приходились новому художественному музею. Также А.К. Ержемский работал над усовершенствованием проекционных приборов, которые помогали осуществлять процесс воспроизведения фотографий, необходимых в просветительской работе. Занятие фотографией, первоначально для создания пособий к проекционным фонарям, впоследствии сделалось его специальностью и помогло разработать учебные пособия соответственно педагогическим требованиям для демонстрации проекций «волшебного фонаря». Технические разработки для Педагогического музея А.К. Ержемского и А.Н. Канаева занимали призовые места на многих выставках в России и за границей.
Ключевые слова: А.К. Ержемский, А.Н. Канаев, Русский музей императора Александра III, Фотографический отдел, Мастерская учебных пособий и игр, Педагогический музей, волшебный фонарь, фотографический отдел художественного музея.
НАСЛЕДИЕ
Аброськина Е.В. НЕУДОБНОЕ НАСЛЕДИЕ: К ВОПРОСУ О РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭКСПОЗИЦИЯХ
ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ ТУНИСА — 118
Аброськина, Евгения Вячеславовна — кандидат исторических наук, младший научный сотрудник, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация, evgeniia.abroskina@gmail.com
В статье рассматриваются способы репрезентации национальной культуры в этнографических музея Туниса. Автор анализирует экспозиционные стратегии трех музеев — Музея народного искусства и традиций региона Монастир, частного Музея народного искусства и традиций в г. Сус, а также Музея археологии и этнографии в г. Мокнин, поскольку эти музеи являются одними из крупнейших этнографических музеев страны, кроме того, они расположены в туристической зоне и, как следствие, наиболее посещаемые. Задачей статьи является демонстрация того, каким образом музеи транслируют идеи о национальном единстве, исключая из экспозиционного нарратива голоса миноритарных этнических и религиозных групп, таких как, например, берберы и сефарды Туниса. Обращаясь к концепции наследия, автор освещает, каким образом «отвергнутое»,
неудобное наследие проявляется через материальные объекты и как оно оказывается зашифрованным в условиях отсутствия сопроводительных текстов. Анализ экспозиций выбранных музеев дает возможность критики распространенного в Тунисе подхода демонстрации национального через призму культурного многообразия. Обращаясь к собственному полевому этнографическому материалу, автор демонстрирует, как подобный
подход помогает государству исключать из музейного пространства голоса миноритарных групп, снижая ценность и культурный вклад каждой из них.
Ключевые слова: этнографические музеи, Тунис, культурное многообразие, экспозиция..
Климовицкая И.И. СМЕНА РАКУРСА. О ВЫСТАВКЕ «КАЗУС МЕЙЕРХОЛЬДА, ИЛИ «РЕВИЗОРА» ХОЧЕТСЯ ВСЕГДА» В ТЕАТРАЛЬНОМ МУЗЕЕ — 132
Климовицкая, Ирина Игоревна — ученый секретарь, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург, Россия, acs@theatremuseum.ru
Статья посвящена кураторскому эксперименту, направленному на целостную презентацию феномена Всеволода Мейерхольда как историко-культурной фигуры. В отличие от привычной фрагментированной подачи, сосредоточенной на отдельных периодах творчества режиссера, кураторы стремились соединить личную, творческую и политическую составляющие его судьбы. Используя в качестве концептуальной основы гоголевский «Ревизор», выставка выстраивала нарратив, позволяющий выявить внутренние противоречия и многогранность фигуры Мейерхольда, а также значимость его наследия для современности.
Ключевые слова: Мейерхольд, личность, творчество, политика, Петербург, театр,
«Ревизор».
Чэнь Ц. ПЕКИН КАК ГОРОД МУЗЕЕВ — 139
Чэнь Цзин — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-
Петербург, Российская Федерация, st108313@student.spbu.ru
Пекин, будучи первым сверхкрупным городом Китая, системно реализующим концепцию «города музеев», создал всеохватывающую музейную сеть через интеграцию культурного наследия и технологические инновации. В статье проводится системный анализ логики строительства и практических механизмов реализации проекта с трех аспектов: пространственной реконструкции, классификационной системы и ценностных преимуществ. Исследования демонстрируют, что пространственная структура «две оси, четыре района и множество точек» эффективно преобразует культурный ландшафт, инновационная система классификации музеев обогащает культурное выражение, а применение цифровых технологий расширяет границы культурной коммуникации, предлагая китайский подход к управлению культурой в глобальных мегаполисах.
Ключевые слова: Пекин, город музеев, управление культурой, культурное пространство.
КРИТИКА
Бирюкова М.В. К ИДЕЕ ВРЕМЕНИ: ТРИ ВЫСТАВКИ В МУЗЕЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА — 147
Бирюкова, Марина Валерьевна — доктор культурологии, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, m.birjukova@spbu.ru
В 2024/2025 гг. в крупнейших музеях Санкт-Петербурга прошло несколько выста-
вок, проанализированных в настоящей статье в контексте идеи времени в трактовках Ф. Баадера и Г. Зедльмайра. Выставка «Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда» к 150-летию Всеволода Мейерхольда в Музее театрального и музыкального искусства, проект «Великий Карл. К 225-летию К. П. Брюллова» в Государственном Русском музее и выставка «Твердыня пламенная». К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха» в Эрмитаже не только отражают «дух времени» во всем многообразии его коннотаций, но и демонстрируют как задуманные, так и не предусмотренные кураторами концептуальные параллели в прочтении визуальной и содержательной составляющей проектов.
Миметические и диегетические качества выставочных проектов в части динамического дизайнерского оформления с использованием элементов иммерсивности и информационного контента служат раскрытию идеи времени в контексте ее современной диалектики.
Ключевые слова: кураторский проект, музей, выставочная деятельность, идея времени, концепция выставки.
Скачать файл целиком МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ. 2024. № 2 (16).