МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ. 1 (17) / 2025
ПРОБЛЕМА В ФОКУСЕ: МУЗЕИ И МУЗЕЙНЫЕ РАБОТНИКИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Петров П.В. МАРТИН МИХАЙЛОВИЧ РЕБАНЭ (1889–1973):
ПУТЬ ОТ КРАСНОГО КОМАНДИРА ДО ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ — 7
Петров, Павел Владимирович — доктор исторических наук, заведующий отделом музейных исследований, ГМЗ «Петергоф», г. Петергоф, Санкт-Петербург, Российская Федерация, peterhof_petrov@mail.ru
В статье рассматривается жизнь и деятельность бывшего директора Петергофских и Ораниенбаумских дворцов-музеев и парков Мартина Михайловича Ребанэ, которая долгое время оставалась в тени внимания историков. Биография Ребанэ изобиловала частыми перемещениями и сменой мест работы. Пройдя две войны — Первую мировую и Гражданскую в период с 1914 по 1920 гг., он становится на долгое время партийным работником. Но затем в его жизни случились два места работы, ставшие для него наиболее важными, которые он запомнил до конца своих дней. Это была работа директором в Ораниенбаумском дворце-музее и парке накануне Великой Отечественной войны
и работа в объединенных музеях Петергофа и Ораниенбаума на начальном этапе войны, в июне-декабре 1941 г. Именно здесь в полной мере проявились организационные навыки и опыт музейной работы Мартина Михайловича, которые помогли спасти ценнейшую часть коллекций пригородных дворцов-музеев. Именно тогда в тыл страны, в города Горький, Сарапул и Ленинград были направлены около 13 тысяч предметов из собраний музеев Петергофа и Ораниенбаума. Во время блокады Ленинграда М.М. Ребанэ был отправлен в эвакуацию, и после окончания войны продолжил работать на партийных
должностях. Но свою трудовую карьеру он все равно завершил в музее, уже в родной Эстонской ССР. Подводя итог жизненному пути Мартина Михайловича Ребанэ, следует сказать, что самым важным делом его жизни стало спасение музейных ценностей из дворцов Петергофа и Ораниенбаума.
Ключевые слова: командир, пропаганда, партийная работа, бюро, комитет, музей, предмет, эвакуация.
Зайцева Т.В. РУКОПИСЬ РАССКАЗА «ХРАНИТЕЛЬ МУЗЕЯ» Б.Л. БРОДЯНСКОГО: ОБРАЗ ХРАНИТЕЛЕЙ ПРИГОРОДНЫХ ДВОРЦОВ-МУЗЕЕВ
В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ — 19
Зайцева, Татьяна Владимировна — обучающаяся по ООП «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация, st106913@student.spbu.ru
Научный руководитель — Олег Анатольевич Любезников, кандидат исторических наук, доцент Кафедры музейного дела и охраны памятников, Санкт-Петербургский государственный университет
Публикация впервые вводит в научный оборот рассказ блокадного периода писателя и журналиста Б.Л. Бродянского, хранящийся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга. Блокада Ленинграда является одной из самых тяжелых и трагических страниц в истории города, и отдельное место в ней занимает деятельность музейных сотрудников по сохранению культурных ценностей. Так, рассказ Б.Л. Бродянского является иллюстрацией того, что подвиг музейных хранителей был оценен еще в годы войны. В тексте повествуется о тяжелых буднях музейных сотрудников, работавших в Объединенном хозяйстве музеев в блокадном Ленинграде. Особая ценность рассказа, написанного еще в годы войны, заключается в том, что
описанные в нем детали совпадают с воспоминаниями и дневниками самих музейных сотрудников. Ключевые слова: Ленинград, блокада, Объединенное хозяйство музеев, М.А. Тихомирова, Б.Л. Бродянский, музейные сотрудники, Исаакиевский собор.
Порисенко И.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.В. УСПЕНСКОГО ПО СОХРАНЕНИЮ
ПАМЯТНИКОВ МЕМОРИАЛЬНОЙ ПЛАСТИКИ ЛЕНИНГРАДСКИХ НЕКРОПОЛЕЙ В 1941–1945 гг.: ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕТЕРБУРГСКИХ АРХИВОХРАНИЛИЩ — 30
Порисенко, Иван Владимирович — бакалавр музеологии, студент 1-го курса магистратуры Кафедры музейного дела и охраны памятников, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация, st094529@student.spbu.ru
Научный руководитель — Олег Анатольевич Любезников, кандидат исторических
наук, доцент Кафедры музейного дела и охраны памятников, Санкт-Петербургский государственный университет.
В статье на основе материалов двух петербургских архивохранилищ и существующей научно-исследовательской литературы рассматриваются процессы сохранения и укрытия памятников музейных некрополей на территории Александро-Невской лавры в годы Великой Отечественной войны. Неизмеримый вклад в сохранение культурного облика Ленинграда в этот период, в условиях блокады города, внесли сотрудники Ленинградского музея городской скульптуры, в частности, создатель и первый хранитель Лазаревского кладбища-музея Н.В. Успенский. Защита и укрытие памятников музейных некрополей в условиях артобстрелов и бомбардировок города для сотрудников музея было
делом новым. Опыт Н.В. Успенского — значимый для музейного дела в условиях военного времени середины XX века. Ключевые слова: некрополь, Александр-Невская лавра, музей-кладбище, Н.В. Успенский, укрытие памятников, охрана художественных надгробий, Великая Отечественная война, блокада Ленинграда.
Кирпичникова М.В. ХРАНИТЕЛИ ГАТЧИНСКОГО ДВОРЦА-МУЗЕЯ
В БОРЬБЕ ЗА ЕГО ВОССТАНОВЛЕНИЕ (1944–1951) — 37
Кирпичникова, Мария Викторовна — кандидат исторических наук, ученый секретарь Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина», Гатчина, Россия, kirpichnikova@gatchinapalace.ru
В статье рассматривается период послевоенной консервации Гатчинского дворца-
музея, рассказывается о сотрудниках, вернувшихся на восстановление ансамбля. Рассказывается также о том, как разграблялись культурные ценности германскими войсками и кто нес за это основную ответственность. Раскрывается тема трагедии музея в 1951 году, когда здание было передано военному ведомству. Рассказывается о том, как поддерживается память о сотрудниках, боровшихся за сохранение музея в стенах Гатчинского дворца. Ключевые слова: Гатчинский дворец-музей, консервация, реставрация, Балаева, Макаров, Величко.
МУЗЕЙ
Соломаха Е.Ю. ЭРМИТАЖ. ПАМЯТЬ О БЛОКАДЕ — 50
Соломаха, Елена Юрьевна — заместитель заведующего Научным архивом рукописей и документального фонда, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация, solomakha@hermitage.ru
В статье рассказывается об проекте, посвященном истории Государственного Эрмитажа во время Великой Отечественной войны. О важности сохранить память об этом времени власти города впервые задумались еще в 1942 г., прислав в музей художников, чтобы запечатлеть для потомков залы блокадного музея. В настоящее время в Эрмитаже подготовлен многоплановый проект, включающий специальный раздел на сайте, виртуальный тур по залам блокадного Эрмитажа, 3D макеты бомбоубежищ и попадания снарядов в здания Зимнего дворца и Малого Эрмитажа, создание мемориально-выставочного проекта в двух подвалах под Новым Эрмитажем, открытие экспозиции, рассказывающей об истории пребывания собраний Эрмитажа в Свердловске в центре «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге, издание сборника документов об эвакуации собраний музея
на Урал, а также выставки, публикации, посвященные истории музея во время Великой Отечественной войны. Кроме того, совершенно новым опытом в истории Эрмитажа стал совместный проект по созданию спектакля «Живые картины блокады», осуществленный совместно с театром-фестивалем «Балтийский дом», в основу сценария которого положены воспоминания, дневники и письма хранителей Эрмитажа о пережитой блокаде. Ключевые слова: Государственный Эрмитаж, блокада Ленинграда, Великая Отечественная война, музей.
Гончаренко С.Н. СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКАЯ ВОЙНА 1939–1940 гг.
В ЭКСПОЗИЦИЯХ ИСТОРИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ — 61
Гончаренко, София Николаевна — магистр музеологии, выпускник Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия, sofiya.goncharenko.2014@mail.ru
Исследование посвящено сравнительному анализу репрезентации памяти о Советско-финляндской войне 1939–1940 гг. в музейном пространстве России и Финляндии. Изучение того, как формируются и транслируются национальные исторические нарративы через институты памяти, остается крайне актуальным в контексте дискуссий о трудном наследии XX века. Исследование выявило существенные различия в подходах к освещению конфликта. В российском музейном пространстве доминирует военно-технический и фрагментарный подход, интегрирующий войну в предвоенный контекст Великой
Отечественной войны и представляющий ее как вынужденную меру безопасности. В то же время финские музеи конструируют героико-патриотический нарратив, где война вне связи со сложной панорамой международной обстановки 1930-х гг. предстает центральным событием национальной истории, сплотившим нацию перед лицом опасности. Ключевые слова: Советско-финляндская война, Зимняя война, Куусинен, Маннергейм, музеи, экспозиция.
Петухова А.А. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ И.Е. РЕПИНА В КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ СОВЕТСКОЙ РОССИИ И УСАДЬБА «ПЕНАТЫ» НАКАНУНЕ, ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ — 72
Петухова, Анастасия Александровна — обучающаяся по ООП «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация, st108777@student.spbu.ru
Научный руководитель — Олег Анатольевич Любезников, кандидат исторических наук, доцент Кафедры музейного дела и охраны памятников, Санкт-Петербургский государственный университет.
Статья посвящена исследованию художественного наследия Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) в культурной политике Советской России 1930–1960-х гг., а также судьбе его усадьбы «Пенаты» в предвоенный, военный и послевоенный периоды. Рассматривается процесс адаптации творчества Репина, эталона реалистического искусства, к новой идеологической системе, в которой его работы использовались для формирования культурного самосознания нового советского общества. Особое внимание уделяется процессу музеефикации усадьбы «Пенаты», которая стала значимым мемориальным объектом,
отражающим жизнь и творчество художника, а также его мировоззрение. В статье анализируются разрушения, нанесенные усадьбе во время Великой Отечественной войны, и усилия, предпринятые для ее восстановления в послевоенные годы. Научная новизна статьи заключается во впервые проведенном анализе влияния трансформации образа И.Е. Репина в советский период на преобразование «Пенатов» в мемориальное пространство в контексте новой, советской культуры, а также в условиях военного времени
и периода масштабной работы по восстановлению утраченных и разрушенных памятников культурного наследия.
Ключевые слова: Илья Ефимович Репин, художественное наследие, культурная политика Советской России, музей-усадьба «Пенаты», музеефикация, Великая Отечественная война, реставрация, мемориальный музей.
ПАМЯТНИК
Митюкова Е.В. БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ: ИСТОРИЮ ХРАНИМ ДЛЯ ПОТОМКОВ — 84
Митюкова, Елена Владимировна — заместитель директора по научной работе ГУ «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», г. Брест, Республика Беларусь, brestfortress@brest-fortress.by.
Статья посвящена истории создания и роли мемориального комплекса «Брестская
крепость-герой» в изучении, популяризации истории Великой Отечественной войны на примере событий в Брестской крепости в июне-июле 1941 г. Раскрыты идейный замысел и содержание основных объектов мемориального комплекса, уделено внимание современным подходам в сохранении и презентации уникального наследия Брестской крепости как фортификационного объекта и памятного места — места сражений, памяти и захоронения останков. Дана характеристика музейных экспозиций, их тематической структуры и архитектурно-художественных особенностей. В преддверии 80-летия Великой Победы уделено внимание увековечению подвига защитников Брестской крепости, присвоению Брестской крепости звания «Крепость-Герой» (1965), актуальным направлениям деятельности, работам в рамках Проекта Союзного государства Беларуси и России по капитальному ремонту, реставрации и музеефикации сооружений крепости, перспективам включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ключевые слова: мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», музеефикация, фортификационные сооружения, защитники Брестской крепости, историко-культурное наследие, ЮНЕСКО.
Федоров Д.С. «МУЗЕОБУС» — ЭТО МУЗЕЙ, НО ТОЛЬКО АВТОБУС — 94
Федоров, Дмитрий Станиславович — ведущий российский журналист-исследователь автоисторической тематики, сотрудник ЭПЦ Истории Автотранспорта Ленинграда, СПб ГУП «Пассажиравтотранс», Санкт-Петербург, Российская Федерация, fedorov17@mail.ru.
Попытка увеличить охват молодежной аудитории патриотической тематикой привела к созданию уникального проекта мобильного музея — «Музеобуса». Выбор тематики передвижной экспозиции — подвиг гражданских специалистов на «Дороге жизни» — призван пролить свет на этот малоизученный аспект работы легендарной ледовой трассы, а также повысить престиж рабочих профессий в глазах молодого поколения. «Музеобус» был создан как проект, осуществленный АНО «Главленретротранс» на средства гранта Президента Российской Федерации. Основой проекта послужил вышедший из пассажирской эксплуатации 15-метровый трехосный городской автобус «Волжанин 6270.06 СитиРитм–15», чей длинный низкопольный интерьер почти идеально подошел для переделки под экспозиционные цели. Сотрудниками «Главленретротранс» был составлен и осуществлен проект переоборудования автобуса в передвижную экспозицию
под названием «Дорога жизни — дорога труда». В ходе поисковой работы были найдены подлинные вещи эвакуированных, детали автомобилей, поднятые со дна Ладоги, аутентичный шоферский инструмент. Документальная составляющая представлена в экспозиции как копиями подлинных документов, так и разнообразной статистикой, сведенной в таблицы на стенах. Уникальной особенностью «Музеобуса» также является интерактивный стенд «Кабина ГАЗ-АА», позволяющая посетителям представить себя на месте водителя грузовика.
Ключевые слова: музеобус, передвижная экспозиция, Дорога жизни, ГАЗ-АА, подвиг, блокада, ледовая трасса.
НАСЛЕДИЕ
Любезников О.А. БЛОКАДНАЯ ТОПОГРАФИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ — 103
Любезников, Олег Анатольевич — кандидат исторических наук, доцент Кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, o.lyubeznikov@spbu.ru
Статья, подготовленная в рамках специального проекта Музейно-архитектурной
клиники Санкт-Петербургского государственного университета, посвящена истории пространства Ленинградского государственного университета в годы блокады города в период Великой Отечественной войны. Автор ставит своей целью соотнести упоминаемые в источниках и исследовательской литературе здания, помещения и локации университета, значимые для его преподавателей, студентов и сотрудников в условиях блокады Ленинграда, с современной архитектурно-пространственной средой СПбГУ.
Ключевые слова: Ленинградский университет, ЛГУ, блокада, Великая Отечественная война, Санкт-Петербургский государственный университет, СПбГУ.
Никонова А.А., Савельева А.Г. ФРОНТОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ:
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ВРАЧА-ХИРУРГА В.Н. ГОРОХОВОЙ — 110
Никонова, Антонина Александровна — кандидат философских наук, старший преподаватель Кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, a.nikonova@spbu.ru;
Савельева, Анна Геннадьевна — главный хранитель, Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, Санкт-Петербург, Россия, anna7ismir@yandex.ru
Статья посвящена исследованию воспоминаний врача-хирурга В.Н. Гороховой-Даниловой, которая всю блокаду Ленинграда была начальником 7-го хирургического отделения ЭГ № 1012, расположенного в здании ЛГУ (Менделеевская, линия, д. 5). Машинописный текст воспоминаний В.Н. Гороховой сохранился в трех экземплярах и имеет некоторые текстовые и временные различия. Кроме воспоминаний в архиве Государственного музея обороны блокады Ленинграда сохранились личные письма, фотографии и рисунки раненных, а в Архиве Музея истории Санкт-Петербурга сохранились медицинские выписки и эпикризы больных. Все эти документы требуют дальнейшего исследования. Данная статья маркирует начальный этап исследования уникальных исторических источников.
Ключевые слова: блокада, индивидуальная память, фронтовое поколение, война, эвакогоспиталь, врач-хирург, раненный, медпомощь, победа.
Балакирева Т.А. К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:
НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА А.Р. БЕЛЯЕВА — 119
Балакирева, Татьяна Андреевна — магистр культурологии, начальник Отдела образовательных программ по направлению философия Управления образовательных программ, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация, t.balakireva@spbu.ru
В статье рассматривается проблема сохранения литературного наследия в сложные исторические периоды на примере творчества советского писателя-фантаста А.Р. Беляева, последний этап жизни которого выпал на начало Великой Отечественной войны и оккупацию г. Пушкин немецкими войсками. Проводится анализ исследований о литературной деятельности советских писателей во время Великой Отечественной войны, когда они были либо участниками военных действий, либо работали в тылу, в эвакуации. Приводится информация о деятельности писателей, оставшихся в блокадном Ленинграде.
Исследуется подход А.Т. Твардовского к сохранению собственного архива. Характеризуется последний период жизни А.Р. Беляева. Проводится краткий анализ творчества автора, которое условно подразделяется на две группы: творчество на мировоззренческую тематику и творчество о первопроходцах. Высказано предложение по проектированию литературного музея, посвященного биографии и творчеству А.Р. Беляева.
Ключевые слова: Александр Романович Беляев, научная-фантастика, литературный музей, музейное дело, Великая Отечественная война, литературное творчество во время Великой Отечественной войны.
СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Купцова Е.Д. ПОСЛЕДНИЕ ПИСЬМА ПРАДЕДА:
ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В ЗЕРКАЛЕ СЕМЕЙНОГО АРХИВА — 127
Купцова, Екатерина Дмитриевна — обучающаяся по ООП «Музеология и охрана
объектов культурного и природного наследия», Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, st107608@student.spbu.ru
Научный руководитель — к.и.н., доцент Кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ О.А. Любезников.
На основе анализа личной переписки прадеда автора статьи, фронтовика Дмитрия Емельяновича Купцова, служившего телефонистом на Ленинградском фронте во время Великой Отечественной войны, в работе исследуется связь между личной и коллективной памятью, раскрываются особенности повседневной жизни, эмоционального состояния и быта советского человека на войне. Через судьбы членов одной семьи прослеживается воздействие войны на разные социальные группы — бойцов, рабочих, женщин, детей и эвакуированных. Письма Дмитрия Купцова становятся ценным микроисторическим источником, дополняющим общее знание о восприятии войны человеком и формирующим связь между личной историей и историей всей страны.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, история повседневности, микроистория, фронтовые письма, семейный архив, блокада Ленинграда.
Грекова А.Н. ЖИТЬ И ПОМНИТЬ — 143
Грекова, Анастасия Николаевна — студентка 1 курса магистратуры СПбГУ по на-
правлению «Визуальные технологии в музее», Санкт-Петербург, Российская Федерация, st102388@student.spbu.ru
Научный руководитель — кандидат философских наук, старший преподаватель Кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ А.А. Никонова.
В данной статье на основании документальных источников рассматриваются события 1941–1945 гг., произошедшие с членами нескольких веток родословной автора, повлиявшие на их судьбы, в контексте общей истории страны в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется личным историям предков, которые внесли значительный вклад в победу над фашизмом. Собраны многочисленные документы из архивов Министерства обороны, ЗАГСов, семейных архивов, фотографии, сведения очевидцев, которые подтверждают военный путь членов семьи автора. В списке участников войны семнадцать человек из четырех веток родословной автора, есть погибшие. Чтобы не исказить историю семьи мало только воспоминаний, нужны документальные подтверждения. Задача собрать их была непростой и растянулась на десяток лет. Есть в семье и трудовые подвиги, однако данная статья направлена на сохранение памяти о тех членах семьи, кто боролись за свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, родословная, история, память, наследие.
Скачать файл целиком МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ. 2025. № 1 (17).