Культовые памятники Северо-Запада России в собрании отдела фотографии Российского этнографического музея.

В статье автор представляет фотографические источники первой трети XX века, хранящиеся в Российском этнографическом музее. Многие из них до настоящего времени не введены в научный оборот и известны лишь ограниченному кругу специалистов. На фотографиях запечатлены культовые памятники, расположенные на территории современной Ленинградской области: культовая деревянная и каменная архитектура XV – XIX вв., памятники иконописи, прикладного искусства, письменности, старинные кладбища, погосты, почитаемые деревянные и каменные кресты, священные деревья и рощи. Эти фотографии представляют для современного исследователя значительный интерес, так как большая часть из числа объектов представленных на этих снимках была уничтожена в советское время.

Российский этнографический музей является одним из крупнейших хранилищ, в котором представлены фотографические материалы по традиционной культуре народов России. В настоящее время фотографическое собрание РЭМ приближается к 190 тысячам единиц хранения. Начало собиранию фотографических памятников было положено в самом начале прошлого столетия и продолжается до настоящего времени. На протяжении всей своей истории фотографический фонд музея формировался из снимков, сделанных во время экспедиций сотрудниками музея, корреспондентами и профессиональными фотографами, привлеченными для этой работы. Также музей приобретал частные коллекции (в дар, покупка) и пополнял свое собрание за счет фотографических снимков поступавших из различных учреждений страны. Особую ценность среди фотографических источников, хранящихся в Российском этнографическом музее, представляют материалы, исполненные в первые десятилетия работы ЭО РМ. Именно эти визуальные источники составляют «золотой» фонд нашего собрания. Нужно отметить, что во многих коллекциях помимо фотоснимков с этнографическими сюжетами, маркирующими специфику культуры того или иного народа, запечатлены и объекты, которые могут привлечь внимание специалистов в других областях науки: архитекторов, искусствоведов, историков, археографов и др. Это фотоснимки гражданской и культовой архитектуры, памятников живописи, прикладного искусства, письменности и пр.

Несмотря на то, что на протяжении всей своей деятельности РЭМ постоянно публиковал материалы, хранящиеся в его фотографическом фонде,  и выдавал разрешения на публикацию материалов исследователям из других учреждений, многие фотографические коллекции до настоящего времени не введены в научный оборот и известны лишь ограниченному кругу специалистов. Сказанное в полной мере относится и к фотоснимкам, запечатлевшим культовые постройки, сохранявшиеся на территории современной Ленинградской области  в первой трети XX в., и культовые предметы, хранящиеся в церквях и часовнях рассматриваемого региона. Эти фотографии представляют для современного исследователя наибольший интерес, так как большая часть из числа памятников запечатленных на этих снимках была уничтожена в советское время. Данное обстоятельство делает фотографическое собрание РЭМ уникальным и диктует необходимость его систематизации и осмысления. Эта работа и была проведена автором. Прежде чем представить её результаты, следует кратко остановиться на истории формирования рассматриваемого тематического регионального собрания.

Фотографии, на которых запечатлены культовые памятники, находившиеся на территории бывшей Санкт-Петербургская губ., Тихвинского у. Новгородской губ., Лодейнопольского у. Олонецкой губернии хранятся в составе 40 коллекций, сформированных в ЭО РМ в период с 1901-1935 гг. Рассматриваемая тематическая подборка насчитывает более 530 фотоотпечатков. Первые фотографии поступившие в фонд ЭО РМ были исполнены М.А. Круковским во время его посещения Олонецкой губ. (колл. № 63, 1901 г). В этой коллекции есть несколько снимков часовен расположенных в Присвирских деревнях и фотографии, на которых запечатлены культовые памятники в Александро-Свирском монастыре (церкви, фелонь и рака св. прп. Александра Свирского, сооруженная по повелению царя Михаила Федоровича)[1].

В следующем году фотографический фонд пополнился ещё несколькими снимками культовых построек. Они были исполнены хранителем ЭО РМ Е.А. Ляцким во время этнографической поездки в район расселения оятских вепсов. Эти фотографии были зарегистрированы в колл. № 322. Вслед за Е.А. Ляцким в вепсских деревнях фотосъемку произвел корреспондент ЭО РМ А.А. Баталин. Он зафиксировал несколько погостов; эти снимки вошли в состав колл. № 3066 (1908 г). Во время следования к месту проведения экспедиции в местности Шеменичи А.А. Баталиным был сфотографирован каменный крест, находившийся на средневековом могильнике в усадьбе А.Н. Неелова. Местные жители соотносили появление этого могильника со временем «набегов литвы»[2]. Здесь нужно указать, что этот снимок является в настоящее время единственным свидетельством бытования  каменных крестов в этом районе. Указанная фотография была зарегистрирована в колл. № 3291 (1908 г.)

Основное ядро рассматриваемого фотографического собрания было сформировано в период с 1910 по 1916 г. Эта работа была выполнена сотрудником ЭО РМ Н.И. Репниковым совместно с фотографами В.М. Машечкиным и А.А. Гречкиным. Фотографии, отснятые в указанные годы, вошли в состав 22 коллекций (Новоладожский у., Лодейнопольский у., Тихвинский у.). На снимках этого времени запечатлены: культовая крестьянская и городская архитектура XV-XIX в., старинные кладбища, почитаемые каменные и деревянные кресты, монастыри, погосты, церковная утварь и книги, иконы, интерьеры храмов и часовен (колл. №№ 1846, 1847 (1910 г), №№ 2070, 2071 (1911 г.), №№ 2459, 2460, 2462, 2463, 2464, 2465, 2466, 2468 (1912 г), №№ 2716, 2818, 2820, 2828, 2839, 2840 (1913 г), № 3588 (1914 г), №№ 3673, 3674, 3675 (1916 г).

Три последние коллекции дореволюционного периода были зарегистрированы в 1913 и 1915 гг. В колл. 2792 (1913 г, от С.С. Некрасова) вошли фотографические снимки, сделанные во время выставки, проходившей в рамках XV Археологического съезда в Новгороде. Эти фотографии в настоящее время представляют большую ценность для исследователей, поскольку на них запечатлены старинные пелены, воздухи и плащаница, хранившиеся в то время в ризнице Тихвинского Успенского мужского монастыря. Тихвинская тематика в 1915 г. была дополнена фотографиями, поступившими от И.И. Тыкина (колл. №№ 3570, 3572). В составе этих коллекций есть шесть фотоснимков, на которых запечатлены церковные памятники XVI-XVII вв. из указанного выше монастыря[3].

Комплектование фотографического фонда (Ленинградская область) Этнографического отдела Русского музея в советское время было продолжено Д.А. Золотаревым (колл. №№ 4544 – 1926 г., № 4719 – 1928 г), Н.С. Розовым (колл. №№ 4630 – 1929 г., 4848 – 1927 г.), А.А. Беликовым (колл. № 4806 – 1925 г.), Н.Ф. Прытковой (колл № 5063 – 1929 г.), З. П. Малиновской (колл. №№ 5359 – 1927 г., 5524 – 1928 г., 5607 – 1929 г.). Последняя коллекция рассматриваемого периода была исполнена финским исследователем Лаури Кеттуненом в 1934 г. во время экспедиции в районы расселения вепсов. Контрольные отпечатки с пленки были переданы в собрание ЭО РМ от участника экспедиции, научного сотрудника музея  М.Ю. Пальвадре (колл. № 5673 – 1934 г.). На фотографиях этого времени запечатлены церкви, часовни, придорожные кресты, кладбища, храмовая деревянная скульптура и пр. Нужно отметить, что по сравнению с другими темами, которые представлены в указанных выше коллекциях, культовые памятники занимают небольшой процент от общего количества снимков.

Все хранящиеся в Российском этнографическом музее фотографии культовых памятников (Ленинградская область) можно разделить на несколько тематических групп. Самой большой по численности является группа «храмы»; она включает 148 фотографий. Большинство из них было сделано в Новоладожском, Лодейнопольском, Тихвинском уездах. Остальная территория Ленинградской области представлена единичными снимками (с. Никольское, с. Ильеши, д. Кайболово). Хронологические рамки фотографических снимков 1901-1928 гг. Наибольшее количество храмов было отснято во время экспедиций Н.И. Репникова (1911-1916 г). Он вместе с фотографом В.М. Машечкиным зафиксировал церкви и погосты в следующих населенных пунктах: г. Новая Ладога, в селениях: Архангельское, Горка, Гостинополье, Загубье, Каргиничи, Коковичи, Криницы, Масельга, Озера, Петропавловское, Подбережье, Помялово, Рогожа, Старая Ладога, Сясьские Рядки, Усадище, Шеменичи, Чука, Юксовичи, Яндеба и др. Среди фотографий из коллекций Н.И. Репникова особо следует отметить снимки, на которых запечатлены уникальные памятники средневековой деревянной архитектуры: церковь св. пр. Илии постройки 1685 года (погост Чука), церковь св. Георгия Победоносца (конец XV в.) в Юксовичах, церковь Рождества Пресвятой Богородицы (конец XV в.) в Каковичах, церкви  св. Георгия Победоносца 1525 г. (Рис.1) и св.пр. Илии постройки 1675 г. в Шеменичах, церковь Преображения Господня (1630 г.) в Шиженском погосте. Из перечисленных выше памятников архитектуры в настоящее время сохранилась только одна церковь – храм св. Георгия Победоносца на Юксовском озере

Следующая группа, из наиболее представительных групп фотографических памятников включает подборку фотоснимков «интерьеры храмов, иконостасы, иконы» – 79 фотоотпечатков. Коллекции, в которые они входят, были сформированы в период 1911-1927 гг. Практически все фотоснимки, за исключением одной фотографии Н.С. Розова, на которой запечатлен уникальный резной столб с кониками в трапезной церкви Успения Богородицы Озерского погоста, были сделаны Н.И. Репниковым и В.М. Машечкиным. На фотографиях в Новоладожском у. представлены наиболее почитаемые иконы и иконостасы храмов Старой и Новой Ладоги, сельских церквей расположенных в селах и деревнях этого уезда: Березье, Глядково, Загубье (Рис.2,3), Масельга, Немятово, Подбережье, Помялово, Рогожа, Сясьские Рядки, Усадище, Шижнема. Среди этих фотоснимков особо следует отметить большой ряд фотографических памятников, на которых запечатлены все фрески церкви св. Георгия Победоносца в Старой Ладоге[4].

Ещё одну большую группу составляют фотографические источники, на которых запечатлены «часовни». Это 69 снимков сделанных в период 1901-1934 гг. Среди них преобладают фотографии, выполненные в Лодейнопольском, Новоладожском и Тихвинском у. Фотографии по другим территориям также как и фотографии храмов единичны (с. Ильши, с. Никольское, д. Нижние Лужицы). Лучше всего в коллекциях представлены разные часовни Новоладожского у. Эти памятники были зафиксированы у населенных пунктов: Бор, Белые Кресты, Бережные Лопатицы, Борисова Гора, Большая Кивуя, Бороничево, Быльщина, Веретье, Виковщина, Дубовики, Елешня, Заполёк, Ивановский Остров, Кипуя, Княщина, Кумин Бор, Масельга, Местовка, Неважа, Перевеша, Петропавловское, Порог, Симанково, Славково, Старая Ладога, Стуглево, Трусово, Чаплино. Вслед за ними по численности идут фотографии часовен восточных районов Ленинградской области: Бахарево, Канома, Киницы, Кузнецы, Надпорожье, часовни в деревнях Пелдушского погоста, Прокушево, Сарозеро, Шокшозеро, Шондовичи, Юксовичи. Все часовни расположенные в вышеперечисленных населенных пунктах датируются XVIII – началом XX вв.

В четвертую по численности группу входят фотографии,  на которых запечатлены следующие объекты: церковная утварь, использовавшаяся при богослужениях или хранящаяся в ризницах храмов, богослужебные книги (Рис.4), деревянная храмовая скульптура. В эту тематическую подборку входят 63 фотографии, исполненные в 1901-1927 гг. Из них 45 фотоснимков были сделаны Н.И. Репниковым и В.М. Машечкиным. Остальные фотографии поступили от М.А. Круковского, А.А. Баталина, С.С. Некрасова, И.И. Тыкина, Н.С. Розова. На фотографических снимках запечатлено много уникальных памятников культуры: серебряный ковш и крест из ризницы церкви Василия Кесарийского (Старая Ладога), серебряные кресты из ризницы Никольского Староладожского монастыря, чудотворный крест из церкви св. Климента (Старая Ладога),  «осадный крест» 1703 г. из церкви Спаса в Новой Ладоге, оловянные дискосы и дарохранительницы из ризниц сельских церквей Новоладожского уезда и пр.

Особый интерес представляют датируемые памятники церковного искусства: серебряный оклад Евангелия 1644 г. из церкви Преображения Господня (с. Усадище), серебряный оклад Евангелия 1653 г. из церкви Михаила Архангела (с. Архангельское), оклады  Евангелий  1685, 1689 и 1694 гг. хранившихся в ризнице собора свт. Николая Чудотворца  (Новая Ладога), а также старинные предметы убранства храма из текстиля: пелена шитая золотом по красному атласу, с изображением Божией Матери пожертвованная в Тихвинский Успенский мужской монастырь в 1645 году князем Шуйским; пелена шитая золотом и шелком, с изображением Божией Матери Тихвинской с архангелами Михаилом и Гавриилом и надписью, выполненной вязью: «Къ Богородице прилежно ныне притецем грешніи и смиреніи припадем въ покаяніъ и зовущее изъ глубины души Владычице помози…» пожертвованная в этот же монастырь столпником Дохтуровым (1682 г); пелена с изображением Богоматери и текстом, церковный покров «воздух» с изображением Богоявления – вклады в монастырь, сделанные царицей Евдокией Лукьяновной в 1644 и 1645 г.; плащаница, пожертвованная в Тихвинский монастырь в 1691 году князем Черкасским[5].

Следующая тематическая группа включает деревянные почитаемые кресты XVII-XIX вв. — 34 фотографии (Рис. 5); придорожные столбы с иконами (7 фотографий), каменные кресты у деревень Белые Кресты, Дубовики, Елешня, Заполек, Порог, Шаменичи; почитаемый камень Параскевы в с. Ильеши; «священная» сосна «Троеручица» на Староладожском шоссе у д. Кисельня; святой источник у д. Кипень. Хронологические рамки фотоснимков ограничиваются 1911-1928 гг. Они были выполнены Н.И. Репниковым, В.М. Машечкиным, А.А. Гречкиным, А.А. Беликовым, Н.С. Розовым, З.П. Малиновской. Этим фотографам и исследователям удалось зафиксировать практически все деревянные поклонные и обетные деревянные кресты, сохранявшиеся в то время в населенных пунктах Новоладожского и Тихвинского уездов: Абрамовщина, Архангельское, Березье, Бережные Лопатицы, Бор, Висельник, Вындин Остров, Гостинополье, Гутово, Дубовики, Княщино, Межумошье, Местовка, Неважа, Новая Ладога, Носок, Перевеша, Петропавловское, Помялово, Порог, Симанково, Старая Ладога, Стуглево, Сясьские Рядки. Придорожные столбы с иконами были засняты в с. Никольское, при дороге, ведущей в Николо-Старолвский монастырь и в вепсских деревнях: Бахарево, Сарозеро и между селениями Немжа и Озёра.

Ещё одна тематическая группа включает фотоснимки сельских православных и старообрядческих кладбищ, намогильных памятников, жальников (26 фотографий). Они были исполнены в период с 1901 по 1934 год. Несмотря на то, что эта группа немногочисленна, она представляет большую научную ценность для изучения поминально-погребальной обрядности и истории старообрядчества. Особо следует отметить фотографии, на которых запечатлены лучшие образцы старинных старообрядческих намогильных памятников: кресты и домовины. Они были зафиксированы у дд. Бережок, Вельцы и Моршагины. Благодаря этим источникам мы имеем возможность проследить развитие и эволюцию традиции росписи намогильных деревянных крестов бытовавшую в Новоладожском уезде на протяжении почти сотни лет. Следует также упомянуть о фотографиях, выполненных в районах расселения вепсов. Они были исполнены З.П. Малиновской и Л. Кеттуненом. Исследователи зафиксировали на кладбище Пелушского погоста намогильные кресты с орнитоморфными навершиями, деревянный крест с рисунками на могиле ребенка и украшение детской могилы в виде ветки с лоскутками[6]. В заключение рассмотрения фотографического собрания РЭМ нужно упомянуть ещё о фотоснимках, на которых зафиксированы раскопки храма св. Климента в Старой Ладоге. Они были выполнены археологом, сотрудником ЭО Русского музея Н.И. Репниковым и фотографом В.М. Машечкиным. Фотосъемка проводилась в 1910-1913 гг. На фотографиях запечатлены детали кладки стен, абсид церкви, детали пола, фрагменты росписи. Эти фотографии могут представлять значительный интерес для специалистов, изучающих памятниками древнерусской архитектуры и реставраторов.

Проведенный обзор фотографий, на которых запечатлены культовые памятники, располагавшиеся на территории современной Ленинградской области, позволяет констатировать, что в собрании РЭМ имеются в основном материалы по Новоладожскому, Лодейнопольскому и Тихвинскому уездам. Шлиссельбургский и Ямбургский у. представлены единичными фотографиями. Однако это не снижает ценность коллекции, поскольку культовые памятники западных районов Ленинградской области рассматриваемого времени чаще попадали в объектив профессиональных фотографов и любителей (эти фотоснимки сохранились в виде фотографий, открыток, публикаций). Наряду с этим фотографий первой трети XX в. запечатлевших культовые памятники восточных районов Ленинградской области немного. Поэтому рассмотренные нами фотографические памятники могут считаться уникальным источником по истории культовой архитектуры, иконописи, церковному прикладному искусству и традиционной культуре русского и вепсского народов.

Иллюстрации

Рис.1

Рис. 1

Погост Шеменичи. Церковь св. вмч. Георгия Победоносца. Постройка 1522 г.

Олонецкая губ., Лодейнопольский у., с. Шеменичи.

Фотография выполнена во время экспедиции Н.И. Репникова. 1916 г.

Рис.2

Рис. 2

Иконостас церкви Преображения Господня.

Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у., д. Загубье.

Фотография выполнена во время экспедиции Н.И. Репникова. 1914 г.

Рис.3

Рис. 3

Икона свт. Николая Чудотворца в церкви Преображения Господня.

Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у., д. Загубье.

Фотография выполнена во время экспедиции Н.И. Репникова. 1914 г.

Рис.4

Рис. 4

Рукописное евангелие конца XVI века. Евангелие хранилось в церкви Пресвятой Троицы с. Помялово.

Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у., с. Помялово.

Фотография выполнена во время экспедиции Н.И. Репникова. 1912 г.

Текст: «В начале бе слово. и слово бе к богу, и бог бе слово. Сей бе искони к богу вся Тем быша. И без Него ничтоже бысть, еже бысть в том живот бе. И живот бе свет человеком. И свет во тьме светится, и тьма его не объят. Бысть человек послан от Бога имя, ему Иоанн сей прииде во свидетельство. Да свидетелствует о свете да вси верующие имут ему. Не беть свет, но да свидетеьлствует о свете. Бе свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир тем бысть, и мир Его непознама. Во своя приде, и свое …»

Рис.5

Рис. 5

Поклонный деревянный крест 1663 года в часовне свв. апп. Петра и Павла.

Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у., д. Неважа.

Фотография выполнена во время экспедиции Н.И. Репникова. 1912 г.

[1] Коллекционная опись РЭМ  № 63-215.

[2] Коллекционная опись РЭМ № 3291-1.

[3] Коллекционная опись РЭМ 3571 – 17-21.

[4] Коллекционная опись РЭМ № 2464 – 5-25.

[5] Коллекционная опись РЭМ. № 2792  – 1-21; Каталог выставки XV  Всероссийского археологического съезда в Новгороде. Отдел II (церковный). Сост. А.И. Анисимов. Новгород. 1911. С.44-45.

[6] Коллекционная опись РЭМ № 5524 – 207-220; № 5673 – 22,23.

Автор: Королькова Людмила Валентиновна, Отдел этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики, Российский этнографический музей, научный сотрудник высшей категории, кандидат исторических наук