Имя Фаберже на стыке филателии и ювелирного искусства.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В публикации рассмотрена историческая связь между филателией и ювелирным искусством, выраженная в особенностях работы художников и применяемых ими техниках  и воплотившаяся в создании новых  направлений  коллекционирования.  На стыке этих направлений оказалась семья Фаберже, которая достигла значительных успехов, и навсегда сохранила своё имя в искусстве, культуре и предпринимательстве России на рубеже XIX –XX веков.

Наиболее популярным предметом коллекционирования с самого зарождения и до настоящего времени уже на протяжении почти двух веков остаются почтовые марки. Мода на коллекционирование почтовых марок возникла из-за большой информационной ценности этих маленьких символов государства, разнообразия их тематики, а также из-за множественного к ним отношения, во-первых, как к знакам почтовой оплаты, во-вторых, как к художественным образам графической миниатюры, в-третьих, как к историческим, политическим, географическим свидетельствам и денежным знакам. Скорее всего, первый филателист появился в день выпуска первой в мире почтовой марки Британии в 1840 году.

Вглядываясь в давно ушедший позапрошлый век с позиций настоящего времени, не перестаёшь удивляться тому изяществу, гармонии, традициям, которые существовали в мире. Это коснулось и  почтового дизайна, элегантность некоторых образцов которого можно сравнить лишь только с совершенством ювелирных форм всемирно известных брендов. Именно поэтому многочисленные коллекционеры и собиратели до настоящего времени находят большую привлекательность в собирании коллекций почтовых марок и сопутствующих предметов.

С 1 января 1858 года началось официальное применение первых общегосударственных почтовых марок Российской империи для оплаты простой внутренней корреспонденции на всей территории России, а с 1 марта этого же года  — Кавказа, Закавказья и Сибири. Первая русская почтовая марка представляла собой прямоугольный коричневый знак оплаты с внутренним голубым овалом, на котором вытиснен белый рельефный государственный герб и скрещенные почтовые рожки (позже к рожкам были добавлены стрелки, символизирующие телеграф). (1) Медальон, окружённый мантией, увенчивался короной на коричневом фоне. Вокруг овала и внизу под мантией расположен текст «10 коп. за лот». Стоимость проставлена в углах марки арабскими цифрами, а фон состоял из нанесённых  горизонтально штрихов и точек — технического приёма гравировки под названием «гильоше», который наиболее широко применялся в ювелирных изделиях с эмалью фирмы К. Фаберже, придавая им дополнительную роскошь и элегантность. Утверждённый позднее рисунок первой почтовой марки создан гравёром Экспедиции заготовления ценных бумаг Францем Кеплером. В своём образе он отражал государственность и величие Российской империи. Первая марка России – одна из самых красивых почтовых марок в мире. По техническим причинам первый выпуск марки оказался беззубцовым.

С 1858 по 1917 год, почти за 60 лет, Россия выпустила 133 вида почтовых марок. Сюжет рисунка всех марок, независимо от цвета и достоинства, был стандартен  — Государственный герб России. Стандартные почтовые марки печатались на специальной бумаге ручного изготовления с уплотнением бумажной массы для каждого отдельного экземпляра. Поэтому каждая марка, если ее рассматривать на свет, имела знак в виде цифры высотой около 15 мм, соответствующей числу оплачиваемых лотов. Марка в 10 копеек имела цифру «1», а марки в 20 и 30 копеек, соответственно, знаки «2» и «3»[1].

В связи с объективными обстоятельствами это правило нарушалось лишь трижды. Одной из особенностей российской практики производства почтовых знаков стал выпуск частных благотворительных и земских марок, которые всегда были очень популярны у коллекционеров. Например, в 1905 году в России впервые были выпущены благотворительные почтовые марки в связи с русско-японской войной 1904-1905 годов. Выпуск был осуществлен по заказу учредившей особый фонд в пользу сирот воинов действующей армии благотворительной организации — Императорского женского патриотического общества, действовавшего под «августейшим» покровительством царского двора. Марки отпечатаны типографским способом высокой печати. Проекты рисунков выполнены художниками Е. Франком и Р. Зарриньшем. Для рисунков на благотворительных марках были отобраны памятники, в наибольшей мере отражающие патриотические чувства русского народа (2). Так, на марке 3-копеечного достоинства изображен памятник герою севастопольской обороны адмиралу В.А.Корнилову (1806-1854). На 5-копеечной марке помещен памятник Козьме Минину (? — 1616) и Дмитрию Пожарскому (1578-1642), возглавившим героическую борьбу русского народа против польской и шведской интервенции в начале XVII столетия. Всемирно известный «Медный всадник» — памятник Петру I воспроизведен на 7-копеечной благотворительной почтовой марке. Наконец, на 10-копеечной марке, завершающей эту серию, изображен общий вид Московского Кремля, всегда олицетворявшего сердце России. В 1913 году в России была выпущена первая серия памятных марок, посвященных празднованию 300-летия царского Дома Романовых (3). Этому выпуску уделялось особое внимание, так как это было пропагандистское издание, направленное на восстановление авторитета монархии, пошатнувшегося после революционных выступлений 1905-1907 годов. Подготовка серии почтовых марок началась уже в 1909 году. Наблюдали за ходом работ высокопоставленные чиновники, включая председателя совета министров П. А. Столыпина. К работе над оригиналами почтовых марок Романовых привлекли выдающихся художников — И. Я. Билибина, Е. Е. Лансере, Р. Г. Зарриньша. Им поручили разработать проекты марок, а также отобрать картины с портретами монархов. В Российской Империи в ноябре 1914 года была выпущена серия почтово-благотворительных марок «В пользу воинов и их семейств» (4), стоимость которых состояла из почтового сбора и дополнительных сборов в пользу сирот погибших воинов действующей армии. Выпуск осуществлён Императорским женским патриотическим обществом.

Отдельным направлением коллекционирования были и остаются земские марки. Правом выпуска марок воспользовались 121 уездная земская управа России. Земская почта существовала с 1865 по 1918 годы, за это время было выпущено около 2500 основных марок, имевших обращение только на территории уезда. Общее количество разновидностей почтовых марок, обращавшихся в дореволюционной России, достигало трех тысяч[2].

Недавно Государственная коллекция знаков почтовой оплаты России, хранящаяся в Центральном музее связи имени А.С.Попова, пополнилась шестью раритетными музейными предметами, которые представляют собой подготовительные материалы к изданию первой русской почтовой марки, это: проект рисунка почтовой марки и пять двухцветных проб (5). Приобретенные раритеты принадлежали богатейшему филателистическому собранию знаменитого российского коллекционера Агафона Карловича Фаберже, который приобрел их в 1911 году у известного коллекционера почтовых марок Фридриха Брейтфуса, основателя Московской и Санкт-Петербургской секций Дрезденского международного общества филателистов. Агафон Карлович Фаберже (1876 – 1951) (6) известен как выдающий филателист, обладатель крупнейшей для своего времени коллекции земских почтовых марок, и другого филателистического материала; являясь членом – учредителем первого Русского филателистического общества, предоставлял свои коллекции своему родственнику, филателисту и архитектору, Карлу Карловичу Шмидту для выпуска уникального каталога земских марок, которым пользуются филателисты всего мира и сегодня.  Судьба Агафона Фаберже[3] навсегда связана с судьбой его коллекций знаков почтовой оплаты, в которой имеется ещё много тайн.

Первый из приобретённых музеем артефактов – это проект рисунка почтовой марки, созданный гравером Экспедиции заготовления государственных бумаг Францем Кеплером. Он выполнен в предполагаемую величину марки в смешанной технике: карандашный рисунок, гуашь серого и ярко-карминового цвета, черная тушь, цинковые белила для создания рельефности герба в центре. На полях с четырёх сторон размещены черные оттиски штампа с факсимиле «Ф. Кеплеръ», на правом поле есть карандашный рисунок деталей рамки и шрифта, использованных по периметру медальона: сочетания букв и розетки. Рисунок существует, конечно, в единственном экземпляре. После смерти Агафона Карловича Фаберже в 1951 г. предмет хранился в семье его сына Олега Агафоновича Фаберже, который в 1988 г. экспонировал его на Всемирной филателистической выставке «Финляндия-88» в Хельсинки.

Для Государственной коллекции знаков почтовой оплаты ЦМС имени А.С.Попова приобретены также пять двухцветных печатных проб. Это пробы номиналом 10-коп. на бумаге с водяным знаком «1», без зубцов, с оригинальным клеем в различных цветовых комбинациях: карминовая с фиолетово-серым центром; оранжевая с желто-зеленым центром; серо-фиолетовая с желтым центром; зеленая с оранжевым центром; синяя с оранжево-желтым центром.

В 1933 г. А.К.Фаберже впервые представил свою коллекцию почтовых марок России на Всемирной выставке «ВИПА 1933» в Вене, после которой филателистические экспонаты его коллекции не вернулись к своему хозяину, а в 1939 г. были распроданы на аукционе Хармера (Англия), разлетевшись по всему миру. На протяжении последующих лет обладателями цветных проб первой русской почтовой марки были известные в мире коллекционеры: Хосс (Англия), Эпштейн (США), Мертенс (Германия). На сегодняшний день известно 20 двухцветных проб первой русской почтовой марки, каждая из которых существует в одном экземпляре. Большая часть из них находится в коллекции Национального Почтового музея США в Вашингтоне. В 1920 году в Петрограде была создана Особая комиссия по изъятию и классификации знаков почтовой оплаты при Петроградском отделе народной связи. Советскими властями знаки почтовой оплаты стали восприниматься как один из серьезных источников финансовых поступлений. 27 июня 1919 г. Центральная жилищная коллегия Комиссариата городского хозяйства Петрограда получила указание: «Во многих частных квартирах, имеющихся на учете в жилищной коллегии и покинутых владельцами, среди другого имущества часто попадаются весьма ценные для почтово-телеграфного ведомства, как представляющие музейную редкость, старинные русские и иностранные знаки почтовой оплаты. В целях пополнения такими знаками Почтово-телеграфного музея … прошу… сделать распоряжение по всем жилищным отделам Петрограда и другим организациям, берущих на учет имущество покинутых домов, о немедленной передаче упомянутых коллекций и отдельных знаков почтовой оплаты заведующему Почтово-телеграфным музеем в Петрограде Шедлингу (Максимилиан Юльевич, директор Почтово-телеграфного музея 1911-1924, причём в1918-1922 музей находился в Москве)»[4]. К сожалению, никогда, несмотря на решение Особой комиссии, лучшие филателистические коллекции Агафона Фаберже и Карла Шмидта в Почтово-телеграфный музей, трудно сказать по каким причинам, не поступили.

Все вновь приобретенные музейные предметы — это уникальные документы по истории почты России и выдающиеся художественные памятники графической миниатюры XIX в. Они заполнили существующие пробелы в разделе, объединяющем материалы по подготовке к изданию первой русской почтовой марки, и заняли своё место среди других раритетов, представленных в фонде открытого хранения «Сокровищница знаков почтовой оплаты России». Эти предметы являются неотъемлемой частью отечественного культурного наследия, поэтому их приобретение служит важнейшим шагом в процессе возвращения исторических и культурных ценностей в Россию.

Концепция филателии, как вида коллекционирования, непрерывно видоизменялось. Коллекционирование почтовых марок инициировало сопутствующие увлечения, которые привнесли дополнительные темы, заметно расширившие мир увлечений, как например, собирание цельных вещей, спецгашений, картмаксимумов, почтовых карточек, шкатулок для почтовых марок, настольных письменных приборов и аксессуаров, и др..

Поскольку  филателия уже очень хорошо представлена в специальной, исследовательской и любительской литературе и периодике, то я коснусь  темы, которая непосредственно связана с историей филателии,  хорошо изучена  на Западе, но мало исследована в России, невзирая на то, что лучшие образцы этого направления, можно сказать «вершина творчества», были созданы именно в России. Я говорю о ювелирных шкатулках для почтовых марок, которые появились вместе с самими почтовыми марками, т.е. в 1840-е годы. Исторически их появление совпадает с эпохой неоклассицизма[5].

Появление адгезивных знаков почтовой оплаты (почтовых марок с клеевым покрытием) вызвало необходимость использования контейнеров, таких как, настольные шкатулки или какие-либо аналогичные футляры. Тут же встал вопрос о портативности этих предметов, поскольку вплоть до конца 1840-х годов письма приходилось относить на почту, так как почтовых ящиков еще не было, а специальные футляры (коробочки) помогали удобно и сохранно донести марки до почтового отделения. Наклеивались марки на конверты либо прямо в почтовой конторе, либо наоборот, дома на рабочем столе. В течение первых 40 лет существования марок коробочки изготавливались только в Англии, и делали их только из дерева и меди, но затем, стали вводиться различные технологические новшества, облегчавшие процесс использования марок.

Несмотря на определённый всплеск в производстве коробочек/шкатулок для марок в 1880-е годы, по-настоящему популярными они стали только в 1890-е годы. С 1890 года и вплоть до начала Первой мировой войны их производили в разных странах, причем их формы и материалы были самыми разнообразными. Как сами шкатулки, так и их коллекционеры находились под влиянием модного направления “La Belle époque”, особенности которого отчётливо проявлялись в разнообразии и декоративности предметов быта. Шкатулки для почтовых марок изготавливались известными ювелирными фирмами по заказу клиентов, желающих украсить своё жилище, сделать подарок или в целях коллекционирования. После окончания Первой мировой войны выпуск шкатулок для марок временно прекратился, хотя их продолжали изготавливать, главным образом в США и для США. Появились марочные буклеты и автоматы для продажи марок, а шкатулки стали уходить в прошлое. Стиль роскоши и жизненной легкости эпохи модерна уступил место другому жизненному стилю, тем не менее, шкатулки не были полностью исключены из производства и из жизни.

Русский вклад[6]. Все почтовые марки, о которых говорилось ранее, сохранялись в коробочках и шкатулках и функционально использовались, как в почтовых отделениях, так и в частных руках. В России мода на шкатулки для почтовых марок появилась в конце XIX века. Самые известные ювелирные фирмы выполняли работы для своих заказчиков. Известны шкатулки и другие аксессуары для почтовых марок, выполненные русскими мастерами, например, фирмой К.Фаберже, в русском стиле с использованием новых технологий  нанесения горячих эмалей по гильоше[7].

В качестве примера приведу шкатулку (7) для почтовых марок, выполненную в 1899-1904 годах в России, клеймо фирмы К. Фаберже, клеймо мастера Андерса Йоханссона Невалайнена. С.-Петербург. Клейма находятся на нижней стенке и внутри крышки.

Другим примером является позолоченная серебряная эмальерная шкатулка (8) для почтовых марок, изготовленная в 1896-1907 г.г. известной московской ювелирной фирмой Фёдора Рюкерта. На поверхности крышки эмалью изображены две марки номиналом в 5 коп. и 7 коп., оформленные цветными узорами с завитками в русском стиле и имеющие позолоченное наклонное внутреннее отделение с центральным отсеком.

Сохранились также шкатулки в русском стиле для почтовых марок московской фирмы Густава Клингерта, петербургской фирмы NL, лаковые миниатюрные коробочки из папье-маше фабрики Вишнякова. Тем не менее, это направление не получило большого распространения в России, такого, как, например, пасхальные яйца с сюрпризами, портсигары для подарков и наград или рамочки для фотографий.

Поскольку серьёзных российских исследований данной тематики не производилось, то возможно, нас ещё ждут находки при атрибуции вновь открытых или найденных артефактов, как из частных коллекций, так и из коллекций декоративно-прикладного искусства художественных музеев.

Например, в ЦМС имени А.С.Попова в почтовой коллекции под номером П-422 зарегистрирована шкатулка (9) для хранения почтовых марок с тремя отделениями с номиналами: 3коп., 5коп., 7коп. Начало XX в. Латунь. 90х40х30. 1899-1900 г.г..  Такая же трёхкамерная серебряная шкатулка (10) для русских почтовых марок с клеймом изготовителя «P.J.S.» входила в коллекцию художественных и редких шкатулок для почтовых марок «Blue Eyes». Шкатулка представляет собой  простую прямоугольную  коробку на маленьких ножках с тремя отдельными крышками, на которых выгравированы номиналы марок  “7”, “5” и “3” (коп.), каждая открывает наклонное отделение.

Пик популярности. 1890-1914 г. г. С годами техническая конструкция шкатулок для марок совершенствовалась, их уже называли не только коробочками и шкатулками, но также дозаторами и диспенсерами. Технические характеристики шкатулок описываются и оцениваются в зависимости от типа шарнира, типа защелки и числа отделений. Книга исследователя Брайана Биита «Шкатулки для почтовых марок» была в 1994 году издана Почтовым музеем Парижа[8]. В соответствии с классификацией, созданной Брайаном Битом, в Почтовом музее Парижа находилось не менее 11 различных механизмов, лежащих в основе действия шкатулочек (или распределительных устройств) для марок, и обеспечивающих извлечение марок. Это издание даёт базовые знания по теме и является единственным, на информацию в котором опираются все последующие исследователи и коллекционеры, включая автора публикации.

На рубеже веков произведения декоративно-прикладного искусства становились все более изысканными с точки зрения дизайна и более функциональными с точки зрения использования. Именно тогда появились шкатулки с несколькими отделениями, причем эти отделения были разного формата, что повлияло на их геометрию и толщину. Начало двадцатого века было периодом интенсивного поиска новых конфигураций и новых конструкций. В производстве шкатулок для почтовых марок произошли конструктивные изменения[9].

Мода на эмаль. В начале ХХ века появилась мода украшать стенки шкатулок эмалевыми накладками. Эти композиции представляли собой крупные изображения марок. Они придавали шкатулкам статус изящных ювелирных изделий. Для Великобритании выпускались шкатулочки с изображениями классических английских марок – это были подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства. Эмальерные накладки оказались очень популярными, они придавали шкатулкам роскошный вид. Одновременно по заказам в Англии изготавливали другие шкатулки с марками других стран. Это обстоятельство помещало шкатулки в поле культурного экспорта.

В начале ХХ века крышки коробочек для марок стали украшать золотом. Это был важный шаг на пути превращения шкатулочек для почтовых марок в ювелирные сокровища. Золото не темнеет, и это даёт возможность владельцам избежать процедуры чистки внутренних поверхностей отделений шкатулочек.

В 1900-е годы появились марки в рулонах и коробочки для марок стали называть рулонными диспенсерами, способствовало этому широкое внедрение перфорированных марок. Диспенсеры – это устройства с поступательным движением марок изнутри наружу. Отныне марки загружались в коробочку в виде ленты, и их извлечение мыслилось как подача фрагментов этой перфорированной полоски изнутри наружу. Механизмы были самые разные.

Фирма знаменитого Карла Фаберже,  придворного ювелира Российского Императорского Двора, широко известна своими шкатулками для почтовых марок, которые он успешно продавал своим состоятельным и высокопоставленным клиентам в Санкт-Петербурге, Москве и Одессе[10].

Приведу ещё несколько примеров.  Позолоченная шкатулка (11) для почтовых марок, украшенная эмалью по гильоше. 1899-1908 годы. Клеймо фирмы К.Фаберже и имперская проба металла. Москва. Шкатулка прямоугольной формы с трёх сторон украшенная серебряной фольгой в стиле «Ар Нуво» и рубинами. Клейма расположены на нижней стенке и внутри крышки.  Находится в частной коллекции. Аналогичная шкатулка для почтовых марок есть в коллекции семьи Нобелей. Вместо рубинов, там использованы сапфиры[11].

И, хотя шкатулки К.Фаберже для почтовых марок не столь роскошны, как Пасхальные сюрпризы, моду на которые в качестве подарков российским царицам до революции 1917 года он создал, всё же они высоко ценятся за эксклюзивное качество исполнения. Шкатулки фирмы К.Фаберже для почтовых марок – непревзойдённые шедевры ювелирного мастерства[12].

Коллекционеры и их коллекции. Коллекция «Примроуз» — самая большая и разнообразная из всех, когда- либо появлявшихся на рынке. Данная коллекция была выставлена и распродана в мае 2000 года на аукционе «Миллениум» в Лондоне Женевским Аукционным Домом Дэвида Фельдмана[13]. В этой коллекции особенно сильными были старейшие позиции. По всему свету эту коллекцию на протяжении 25 лет собирала очень просвещённая и преданная делу супружеская пара. «Изюминкой» коллекции стали два уникальных раздела: настольные украшения и ювелирные шкатулки для почтовых марок из России.  Русский раздел аксессуаров для почтовых марок высоко оценивался на всех последующих аукционах, как «без сомнения, сокровища коллекции», а также, по словам исследователя Брайана Биита, «высокое мастерство исполнения обеспечило наслаждение от простого прикосновения к шкатулкам». Этому способствовало качество изделий, уровень использованных материалов и уникальные ювелирные техники.

В данной коллекции также было много скромных вещей, поэтому любой коллекционер или эксперт, мог найти возможности для пополнения своих собраний.  Кроме шкатулок для почтовых марок, в коллекцию были включены чернильницы, весы, письменные настольные приборы, другие почтовые аксессуары.

Возможно, что самые знаменитые позиции (работы фирмы К.Фаберже, Ф. Рюкерта) были приобретены самим владельцем Женевского Аукционного Дома (с его слов автору статьи).  И, поскольку, эти артефакты пока более не были опубликованы в материалах последующих аукционов, можно предположить, что они до сих пор находятся в указанной коллекции.

Коллекция «Париж» собиралась в течение 20 лет одним анонимным коллекционером, который хотел собрать вместе как можно больше  предметов по теме, максимально продвигать знания и интерес к шкатулкам для почтовых марок путём публикации книги о них, а также  демонстрации этой коллекции на филателистических и музейных выставках. Коллекция демонстрировалась на выставке в Шведском Почтовом музее в Стокгольме с 1986 по 1992 годы, затем в Почтовом музее Парижа с 1992 по 1994 годы, а также в Национальном Почтовом музее Испании в Мадриде в 1995 году[14].  Поскольку затем Парижский Почтовый музей закрылся на реконструкцию, то будущее коллекции стало неопределённым, и владелец принял решение выставить коллекцию на  продажу на аукционе Кристи для того, чтобы сокровища нашли свои новые дома, а не оставались запертыми в хранилище.

С момента публикации до момента продажи коллекция удвоилась за счёт  современных экземпляров, обретя при этом  редкие ценности. В коллекции собрано четыре шкатулки для марок фирмы Фаберже, быть может, наибольшее количество, которое было собрано в одном месте. Это обстоятельство только подчёркивает глубину и объём коллекции «Париж» с точки зрения материалов, форм и национальных черт, от простых деревянных сувениров до роскошных и изысканных предметов ювелирного искусства, которые отвечают всем вкусам, и всем кошелькам.  И, хотя прямо об этом нигде не говорится, с большой долей уверенности можно утверждать, что эта коллекция до аукциона 2009 года принадлежала исследователю Брайану Бииту.

Коллекция «Голубые глаза»  была продана Аукционным Домом «SPINK» в июле 2009 года в Лондоне. Коллекция  редких и изысканных шкатулок для почтовых марок «Голубые глаза», возможно, одна из самых престижных в аукционной истории[15]. Она собиралась в течение 35 лет скромным филателистом, который акцентировал своё внимание на необычных и раритетных вещах. Эта уникальная коллекция состояла из 500 артефактов, выполненных в различных материалах  и техниках, и никогда, до данного аукциона, не демонстрировавшаяся широкой публике. Вкус коллекционера позволил собрать разнообразные экземпляры от очень экстравагантных до совсем простых, деревянных. В коллекции также были представлены изысканные, классические предметы, такие как знаменитые русские изделия фирмы К.Фаберже.  Несколько шкатулок для почтовых марок пришли в коллекцию из других собраний, проданных на более ранних аукционах, например, эксклюзивные коробочки английского серебра. Такие вещи не часто меняют своих владельцев, поэтому иллюстрируют исключительность коллекции. Независимый профессиональный  издатель Гай Кротон из Танбриджа, Великобритания, отметил удовольствие, которое испытывал при работе с этой коллекцией на аукционе «SPINK».

Особенное внимание в этой коллекции привлекает уникальная превосходной работы серебряная с гильошировкой покрытой горячей эмалью розового цвета шкатулка, клеймёная двуглавым орлом 1899-1908 г.г., которая была изготовлена в Москве в 1899 году (12). Шкатулка была приобретена семьёй Фрэнка Синатра в 1973 году на аукционе «Sotheby Parke-Bernet»[16], а затем куплена следующим владельцем в 1995 году у семьи Синатра на аукционе «Christie’s». Рисунок крышки имеет растительный характер, украшен пятью сапфирами-кабошонами  по углам и в центре растительной композицией. Шкатулка открывается сдвигом перемещаемой крышки, обнажая три удобных отделения для почтовых марок. Данная шкатулка для почтовых марок также выставлялась в «A la Vielle Russie» в Нью Йорке в октябре-ноябре 1961года.

Заключение.  Таким образом, мы видим, что имя Фаберже в России оказалось на стыке таких значимых для рубежа XIX –XX веков направлений культуры, искусства и предпринимательства, как ювелирное дело и филателия. Ювелирный Дом Карла Густавовича Фаберже, поставщика Российского императорского двора и блестящего предпринимателя своего времени, был прославлен не только в России, но в Европе, Азии, а позднее и в Америке. Агафон Карлович Фаберже, крупнейший геммолог, который мог бы продолжить дело своего отца при других обстоятельствах, стал одним из крупнейших экспертов в области филателии не только в Петрограде, но и в России, и, оказавшись в эмиграции в Финляндии, навсегда связал свое имя с филателистическим движением.

В результате исследований становится понятной близкая связь между филателией и ювелирным искусством, выраженная в особенностях работы художников над графической миниатюрой, применяемых техниках изготовления и тематике; связь, которую воплотили отец и сын Фаберже, достигнув больших успехов, признания и навсегда сохранив своё имя в этих областях деятельности.

Ежегодно, на Международной неделе письма, в день основания Всемирного Почтового союза  9 октября в ЦМС имени А.С. Попова проходят Научно-практические семинары по истории почты и филателии. В 2015 году проводится уже шестой, третий был посвящён теме: «Коллекции представляют историю», на котором обсуждались вопросы создания первых частных и государственных коллекций знаков почтовой оплаты и сопутствующих артефактов, таких как ювелирные шкатулки для почтовых марок или письменные приборы для написания писем; изданию юбилейной Романовской серии почтовых марок в Российской империи и созданию филателистических обществ; часть исследований и обсуждений была посвящена коллекциям известных коллекционеров и исследователей: Агафона Фаберже и Карла Шмидта. Пятый семинар «Почтовая марка – объект культурного наследия» рассказывал о создании первых почтовых марок, каталогов знаков почтовой оплаты, оценке ценности и определению значимости филателистических выпусков с различных точек зрения, включая педагогический аспект.

Семинары пользуются популярностью среди специалистов и любителей. И сегодня ЦМС имени А.С. Попова продолжает привлекать отечественных и зарубежных искусствоведов, издателей, музейных специалистов, экспертов, коллекционеров и исследователей почтовой истории к деятельности музея по изучению истории государственных знаков почтовой оплаты.  Фактически, ЦМС имени А.С. Попова предоставляет профессиональную площадку для взаимодействия музейных специалистов, издателей и коллекционеров; обмена информацией и публикации своих исследований. Эту профессиональную площадку мы назвали Единым информационным центром, который формируется на базе музея и отражает тематику музейных программ в издаваемых сборниках материалов Научно-практических семинаров.

Целью Единого центра является создание дополнительных возможностей для широкого круга российских музейных специалистов, издателей, экспертов, исследователей, искусствоведов, коллекционеров, художников и просто интересующихся  людей обсудить неумирающую тематику почтовой марки, которая  до сих пор поражает и увлекает, а также всё ещё предоставляет новые перспективы для исторических открытий в XXI «информационном» веке.

Об авторе: Л.Н.Бакаютова, кандидат культурологии, доцент кафедры музеологии и охраны памятников Института философии СПБГУ, заместитель директора ЦМС имени А.С. Попова

Подписи к иллюстрациям

  1. «Русская пара», хранящаяся в ГК ЗПО ЦМС имени А.С.Попова, и проект первой почтовой марки России, выполненный гравёром ЭЗГБ Ф. Кеплером и представленный на Высочайшее утверждение в 21 октября 1856 года.
  1. Русско-японская война 1904-1905 годов. Почтовые благотворительные марки в пользу сирот воинов действующей армии. 18.12.1904.
  1. Проекты марок к 300-летию Дома Романовых. 1913 год.
  2. Первая мировая война. Серия благотворительных почтовых марок «В пользу воинов и их семейств». Выпуск 19.11.1914. — 03.1915.
  1. Уточнённый проект первой русской почтовой марки, выполненный Ф. Кеплером.
  1. Агафон Карлович Фаберже (1876–1951), сын Карла Фаберже, эксперт-геммолог, известен как выдающий филателист, обладатель крупнейшей для своего времени коллекции земских почтовых марок, а также другого филателистического материала.
  1. 1910 -1918 г. г. Российское общество филателистов. Санкт-Петербург.
  1. Шкатулка для почтовых марок позолоченная, прозрачная эмаль по гильоше. Клеймо фирмы К. Фаберже, клеймо мастера Андерса Йоханссона Невалайнена. Россия, С.-Петербург. 1899-1904 г.г.
  1. Позолоченная серебрянная эмальерная шкатулка для почтовых марок. Фирма Фёдора Рюкерта. Москва. 1896-1907 г.г.
  1. Шкатулка для хранения почтовых марок с тремя отделениями по номиналам: «3 коп., 5 коп., 7коп.». Латунь. 90х40х30. 1899-1900 г.г. Зал истории почтовой связи. Постоянная экспозиция ЦМС имени А.С. Попова.
  1. Трёхкамерная серебряная шкатулка для русских почтовых марок с клеймом изготовителя «P.J.S.». 1899 год.
  1. Позолоченная шкатулка для почтовых марок прямоугольной формы с эмалью по гильоше, украшенная серебряной фольгой и рубинами в стиле «Ар Нуво. Клеймо фирмы К.Фаберже и имперская проба металла. Москва. 1899-1908 г.г.

[1]Государственные знаки почтовой оплаты. Почтовые марки Российской империи 1857-1918. Почтовые марки РСФСР 1918-1923. Почтовые марки СССР 1923-1960: каталог/Федер.агентство связи; [редкол.:В.В.Шелихов (пред.) и др.; сост.: В.Ю.Соловьёв]- Москва: Марка, 2011,- 536 с.: с ил. ISNB 978-5-9901597-9-2.

[2] Филателистическая коллекция // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас, П. Ф. Мазур, И. Н. Меркулов, И. А. Моросанов, Ю. К. Мякота, С. А. Панасян, Ю. М. Рудников, М. Б. Слуцкий, В. А. Якобс; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2.  (Проверено 11 августа 2010).

[3] О. А. Фаберже/ Издательство: Россия, ISBN: 5717600658, 1994.

[4] А.И.Рупасов, В.В.Скурлов. Агафон Карлович Фаберже в воспоминаниях Имре Вайды. В сб.: Коллекции представляют историю. Санкт-Петербург, 2012.

[5] Stamp Box Study Circle Website. Articles. The Stamp Box Study Circle is a sub-group of the writing equipment society diary page updated with 2012 antiques fairs calendar.  http://www.stampbox.org.uk/articles.htm.

[6] «История одного модного увлечения. СтэмпАрт». Л.Н.Бакаютова. /Сборник материалов Третьего научно-практического семинара по истории почты и филателии «Коллекции представляют историю» к 100-летию первого специального выпуска почтовых марок, посвящённого юбилею Дома Романовых./ Л.Н.Бакаютова, Л.П.Рылькова, М.В.Садовникова. ЦМС имени А.С. Попова. Санкт-Петербург, 2012, — 228 стр., 28 ил. вкл. ISBN978-5-903733-20-0.

[7] “Фаберже-придворный ювелир»  Геза фон Габсбург, Марина Лопато. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, и Фонд искусства Фаберже, Вашингтон-Санкт-Петербург. 1993.

[8] Brian Beet “Les boites a timbres”. Stamp boxes. Edition MP Musee De La Poste. ISBN 2-905412-23-2. 1994. Paris..

[9] Каталог выставки «Carl Faberge goldsmith to the Tsar». Nationalmuseum. Stockholm. 06.06. – 19.10.1997. Стр.128.

[10]«The Faberge Case» from the private collection of John Traina with introduction of Archduke Geza Von Habsburg and an essay by Danielle Steel. Published by Harry N. Abrams, Inc., NY.  1998.   ISBN 0-8109-3344-6.  www.abramsbooks.com.

[11]«Великий Фаберже». Каталог первой в СССР выставки. Издательство LenArt, напечатано  Yhteistyo Oy. Helsinki.1990. ISBN 952-90-2179-8.

[12] «Golden Years of Faberge». Рисунки и объекты из коллекции Генриха Вигстрёма (A La Vieille Russie, 2000).

[13] “The Primrose Collection of Stamp Boxes” including: scales, inkwells, desk and writing materials. David Feldman. Geneva, Switzerland. The Millennium Auction. London, Earls Court. May 27, 2000. admin@davidfeldman.com.

[14] “The Paris Collection of Stamp Boxes”. Christie’s. South Kensington. December, 2002. Produced and printed by Christie’s International Media Division. ISBN 0-295280-2.

[15] “The ‘Blue Eyes’ Collection of Fine and Rare Stamp Boxes”. SPINK Auction. July 2009. http://www.stampbox.org.uk/articles_files/BlueEyesCat.pdf. (проверено 05.08.2012).

[16] http://kp.ru/daily/25695/898138/  Проверено 12.08.2011.