МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ. 1 (13) / 2023

МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ.  1 (13) / 2023

ПРОБЛЕМА В ФОКУСЕ: ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ЛЕНИНГРАДСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СЕРЕДИНЫ ХХ в.: НА ПУТИ К НАСЛЕДИЮ

   Степанова Д.Г. ФОРМА И ДЕКОР В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА ЛЕНИНГРАДА: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СПЕЦИФИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ — 5

Степанова, Дарья Геннадьевна — аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург, Stepanova-dg@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению особенностей художественно-пластического языка «ленинградского стиля» в декоративном искусстве через обращение к системе форма-декор. Взаимодействие формы и декора в художественном произведении рассматривается как стилевой маркер, сопровождающий его историческое развитие. Вопросы формальной композиции, соотношения декора и формы в произведениях декоративного искусства являются одними из ключевых в проблемном поле теории стилеобразования. «Ленинградскому стилю» в декоративном искусстве свойственны специфические формальные особенности, выделяющие произведения ленинградских мастеров в ряду иных локальных стилей и школ. Эволюция форм в произведениях декоративного и промышленного искусства «ленинградского стиля» обусловлена поступательным движением от реминисценций классицистических и ампирных мотивов к поискам нового художественного языка, как способа адекватного выражения новой городской идентичности. Основная функция декоративных элементов произведений «ленинградского стиля» выражается в поддержке главных движений формы и аллегорическом наполнении содержания. Отсутствие этнического фундамента, влияние русского авангарда и академической художественной традиции определили своеобразие выразительного языка «ленинградского стиля», а также его развитие от прямой стилизации к свободной художественной трансформации, базирующейся на культурно-историческом наследии города, образовательной базе и мировоззренческой платформе, объединяющих художников Ленинграда.
Ключевые слова: декоративное искусство, советское искусство, «ленинградский стиль», форма, декор.

 Бакиева Д.А. СОВЕТСКАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ В ЭКСПОЗИЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: СТРУКТУРА ДИАЛОГОВЫХ ПРАКТИК  14

Бакиева, Диана Айратовна — кандидат педагогических наук, ассистент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург, dianabakieva@gmail.com

В статье анализируется соотношение в гуманитарных науках дефиниций «вещь» и «предмет», а также рассматривается их взаимосвязь с категориями «быт» и «повседневность». Обосновывается интерес музейного сообщества к «идейному миру» советской эпохи. Прослеживаются тенденции увеличения количества экспонатов советского времени в коллекциях отечественных музеев, а также стремления кураторов к актуализации социокультурных смыслов данных предметов на постоянных экспозициях и временных выставках, воссоздающих ушедший период. Подчеркивается значимость коммуникативного метода взаимодействия музейного предмета и зрителя (интерпретатора). Предлагается структура существующих в Санкт-Петербурге диалоговых практик между экспозициями, выстроенными на основе предметов советской повседневности, и музейным посетителем. К элементам структуры отнесены макродиалог (связанный с организацией экспозиционного пространства, воссоздающего обобщенную среду конкретного времени, ориентированного на «эффект присутствия», а также вводящий зрителя в существовавшие социокультурные и эстетические идеалы); мезодиалог (ознаменованный представлением значимых феноменов, которые представлены конкретными предметами. На обозначенном уровне организации диалога значимой является характеристика предметов, этапы и динамика развития определенного процесса, представленного рядом предметов, содержательные компоненты их создания или ситуации их бытования); микродиалог (в рамках которого воссоздается картина рутинных практик советского человека на примере конкретной вещи).                                   Ключевые слова: вещь, предмет, советская повседневность, музей, коммуникация, диалог.

 Малюгина Ю.Е. ПРИНЦИП КОЛЛАЖНОСТИ В УПАКОВКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕНННОСТИ ЛЕНИНГРАДА 1950–1960-х гг. (НА ПРИМЕРЕ СЮРПРИЗНЫХ И ДОРОЖНЫХ НАБОРОВ ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ «XX ЛЕТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ. МУЗЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЕНИНГРАДА 1945–1965 гг.») — 22

Малюгина, Юлия Евгеньевна—аспирант, Российский государственный педагогический университет им А.И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург, jumaler@mail.ru

Феномен коллажности, возникший в начале XX в. благодаря творческим поискам П. Пикассо, Ж. Брака, Х. Грисса, отчетливо прослеживается в промышленном искусстве Ленинграда 1950–1960-х гг. с позиции принципа, сочетающего в себе совмещение разнохарактерных материалов в изделиях повседневности и технических приемов росписи в контексте фарфоровой пластики. Автором статьи была предпринята попытка изучить базовые характеристики принципа, проявляющиеся в материальных носителях—«сюрпризных коробках» и «дорожных наборах», находящихся в фонде Музея «XX лет после войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945–1965 гг.» г. Санкт-Петербурга. В заключении делается вывод о том, что коллажность становится частью повседневной культуры советского человека.                                              Ключевые слова: принцип коллажности, упаковка, предприятия художественной промышленности Ленинграда 1950–1960-х г., «сюрпризные коробки», «дорожные наборы», повседневная культура.

  Подольская К.С. РЕНЕССАНС СОВЕТСКОГО МИНИМАЛИЗМА: ПРОДУКЦИЯ ЛЕНИНГРАДСКИХ ФАРФОРОВЫХ ЗАВОДОВ 1960-х гг. И ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА РОССИЙСКОГО ИНТЕРЬЕРА 2010-х гг. — 29

Подольская, Ксения Сергеевна—кандидат искусствоведения, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург, fonpodol@gmail.com

Исследование материального пространства повседневной жизни постсоветского человека демонстрирует движение от тенденций эклектичных черт «евростиля» 2000-х гг. к европейскому функционализму 2010-х гг. Элементы оформления жизненной среды, предложенные значимыми представителями северного европейского функционализма, самым крупным из которых стала шведская компания IKEA, наполнили дома российского потребителя, сформировали казалось бы новый тип интерьера, построенного на роли функциональных деталей и лаконичных акцентов. И хотя данные тенденции в интерьере были восприняты потребителем как новизна, альтернатива устаревшим тенденциям постсоветского «евростиля» конца 1990-х—начала 2000-х гг., история советской технической эстетики и дизайна свидетельствует, что такая логика оформления жизненной среды была актуальна уже в 1960-е гг. Данное исследование затрагивает вопросы развития тиражных объектов мелкой пластики, их бытование в российском интерьере 2010-х гг., связь этих объектов с материальной культурой советского периода 1960-х гг. Подобные элементы интерьера становятся важной частью пространства повседневности, непосредственно влияют на формирование жизненной среды, могут рассказать о личности и интересах их владельца. В рамках исследования проводится сравнительный анализ продукции Ленинградского завода фарфоровых изделий и Ленинградского фарфорового завода и элементов интерьера компании IKEA.
Ключевые слова: интерьер, советский минимализм, мелкая пластика, художественная промышленность, ленинградский завод фарфоровых изделий, ленинградские фарфоровые заводы, IKEA.

МУЗЕЙ

  Никонова А.А. МУЗЕЙ В ДИСЦИПЛИНАРОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ — 38

Никонова, Антонина Александровна—кандидат философских наук, доцент, руководитель образовательной программы «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, a.nikonova@spbu.ru

Статья посвящена анализу дисциплинарного поля музея в контексте развития гуманитарного знания, выявлению соотношения междисциплинарного синтеза в теоретических и прикладных исследованиях музееведения. Предпринята попытка выделения противоречий междисциплинарных исследований в музейном пространстве.                                                                                                  Ключевые слова: музей, музееведение, междисциплинарный подход, топосы музея, гуманитарное знание, дисциплинарность.

  Пейчева А.Ю. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА «ИСКУССТВО И НАУКА» В ПРОСТРАНСТВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ — 46

Пейчева, Анна Юрьевна—ведущий методист по музейно-образовательной деятельности, Государственный Русский музей, Россия, Санкт-Петербург, aupeycheva@yandex.ru

В 2022 году, после нескольких лет споров, было принято новое определение понятия «музей». По решению членов Международного совета музеев (ИКОМ—ICOM) это «организация на службе обществу, которая исследует, собирает, сохраняет, интерпретирует и демонстрирует материальное и нематериальное наследие». Согласно новому определению, музеи должны способствовать разнообразию и устойчивости, предлагая различные варианты для обучения, развлечения, побуждая тем самым к размышлениям и обмену знаниями. Таким образом, музей сегодня — носитель экспертного знания и образовательная площадка для подрастающего поколения. В настоящей статье, основываясь на этом подходе, автор исследует актуальные формы работы с подростковой и студенческой аудиторией, педагогами образовательных учреждений в пространстве художественного музея. Освещаются этапы создания музейно-образовательного видеокурса «Искусство и наука», объединяющего изобразительное искусство и естественные науки и раскрывающего образовательный потенциал музея. Автор заостряет внимание на важности метапредметного подхода как новой образовательной технологии, а также его актуальности для современного образования
Ключевые слова: метапредметность, междисциплинарность, музейная педагогика, изобразительное искусство, наука, естественные науки, техника живописи, биология, химия, живопись, образование, музей.

 Герасимов Г.И. ТУЛЬСКИЙ МУЗЕЙ ОРУЖИЯ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1924–1941 гг.) — 52

Герасимов, Григорий Иванович—доктор исторических наук, доцент, Тульский государственный музей оружия, Россия, Тула, ggi1957@mail.ru

В статье с позиций авторского идеалистического подхода рассматривается важный этап истории Тульского государственного музея оружия с момента его восстановления в 1924 году в качестве Советского оружейного музея при Тульских оружейных заводах до эвакуации на Урал в годы Великой Отечественной войны. В этот период музей оружия развивался в соответствии с общегосударственной музейной политикой, определяемой коммунистической идеологией. Новые идеи определили не только экспозицию, формы и содержание работы, но и состав его фондов. Идейные установки определяли кадровый состав, содержание экспозиции и экскурсионной деятельности, все остальные формы музейной работы. Главное внимание уделялось сохранению памяти о революционных событиях ХХ века, достижениям советской власти и социалистического строительства. В этот период произошло кратное увеличение музейной коллекции. Создана экспозиция, показывающая эволюцию оружия и оружейного производства с позиций коммунистической идеологии. Изменение идей отражалось не только на содержании экспозиции, но порой и на составе музейного фонда. В конце 30-х гг. ХХ века в руководстве Тульского оружейного завода, его партийной организации развернулась содержательная дискуссия о целях, задачах и путях развития музея. В ходе дискуссии были определены взгляды на цель и задачи музея, формы его работы, разработана масштабная программа развития, реализации которой помешала война.
Ключевые слова: Тульский музей оружия, идеалистический подход к истории, советская музейная политика, влияние идеологии на музей

ПАМЯТНИК

 Юферева П.С., Черноусов Ф.Г. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТИ МЕСТА НА ПРИМЕРЕ КОНЮШЕННОГО МУЗЕЯ — 62

Юферева, Полина Сергеевна—научный сотрудник, Музей автотранспорта Ленинграда, СПб ГУП «Пассажиравтотранс», Россия, Санкт-Петербург, pola-la@yandex.ru;

Черноусов, Фeдор Григорьевич—руководитель, Музей автотранспорта Ленинграда, СПб ГУП «Пассажиравтотранс», Россия, Санкт-Петербург, fedorchernousov@gmail.com

В работе рассматривается тема преемственности назначения места. Необходимость музеефикации локусов, на примере которых можно раскрыть особенности определённого ремесла или отрасли, обосновывается на материале истории Конюшенного ведомства и Конюшенного музея. Проблема сохранения памяти места рассматривается здесь как комплексное социокультурное явление. Цель статьи—аргументировать важность актуализации данной проблемы, причем не только для научного сообщества, но и общества в целом.
Ключевые слова: Конюшенный музей, Конюшенная площадь, музеефикация, транспортный музей.

 Демидова Ю.С. ПОСЕТИТЕЛИ О МУЗЕЕ В ИСААКИЕВСКОМ СОБОРЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД — 69

Демидова, Юлия Сергеевна—бакалавр музеологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, ulademidova18@gmail.com

В 1931 году в Исаакиевском соборе была проведена демонстрация опыта с маятником Фуко, которая ознаменовала открытие в стенах собора Государственного антирелигиозного музея. Профиль музея трансформировался и окончательно изменился уже после Великой Отечественной войны, когда основным объектом показа начал выступать сам Исаакиевский собор с его историей и художественным оформлением. Статья посвящена анализу оценки деятельности музея посетителями в первые послевоенные годы. Источниковой базой для исследования выступили ранее не введенные в научный оборот архивные книги отзывов музея, датированные периодом с декабря 1948 г. по февраль 1951 г. Отзывы посетителей об экспозиционной работе и экскурсионном обслуживании в музее рассматриваются с точки зрения осуществления музеем просветительной и воспитательной функций в соответствии с его профилем («музей-памятник») и актуальным политическим и идеологическим курсом государства, подразумевавшим в том числе проведение научно-атеистической пропаганды. Оценки посетителей условно можно разделить на несколько смысловых блоков: отзывы об Исаакиевском соборе как о памятнике; отзывы, посвященные проводимым в музее экскурсиям в целом и оценке профессиональных качеств отдельных экскурсоводов; отзывы об осуществляемой в музее антирелигиозной пропаганде и о маятнике Фуко, в частности, а также высказанные посетителями замечания и пожелания об улучшении работы музея в отдельных аспектах его деятельности.
Ключевые слова: отзывы посетителей, Исаакиевский собор, музей, экскурсия, антирелигиозная пропаганда, историческое и художественное образование.

  Попов В.А. АРХИТЕКТУРНЫЕ АРХАИЗМЫ ЦАРЕВОКОКШАЙСКА—КРАСНОКОКШАЙСКА—ЙОШКАР-ОЛЫ — 79

Попов, Вадим Алексеевич—старший преподаватель, Поволжский государственный технологический университет, Россия, г. Йошкар-Ола, popov_vadim65@mail.ru

История застройки Йошкар-Олы изобилует примерами запаздывания архитектурных стилей. Наиболее характерные примеры, начиная с XVIII века, рассматриваются в данной статье. Эпоха Нового времени отличалась тем, что в художественном развитии определилось четкое разделение на столицу и провинцию, и это наложило свой отпечаток на продолжительность и сдвиг временных рамок архитектурных стилей. Различие во времени не носило формального характера, оно своеобразно выразилось в зданиях «переходной» архитектуры в виде непривычных интерпретаций известных мотивов. Еще более показателен в этом отношении XX век, когда определяющее влияние политики на архитектуру не давало тому или иному стилю полностью реализовать свой художественный потенциал. Запаздывание смены стилей в Йошкар-Оле стало еще заметнее в связи с повышением административного статуса города и значительным ростом его населения. Интенсивный процесс урбанизации требовал более «прилежного» следования общим тенденциям, в то же время зодчие, как и в прошлые века, не спешили порывать с традициями. Этот феномен не раз приносил интересные плоды, что заставляет пересмотреть устоявшуюся в литературе точку зрения на соотношение «передового» и «отсталого» в архитектуре.
Ключевые слова: архаичность, запаздывание архитектурного стиля, традиции, барокко, классицизм, модерн, конструктивизм, сталинский ампир, переходный стиль.

НАСЛЕДИЕ

  Гук Д.Ю., Сенотрусова П.О. DIGITAL HUMANITIES И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА И СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА — 98

Гук, Дарья Юрьевна—кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Государственный Эрмитаж, Россия, Санкт-Петербург, hookk@hermitage.ru;

Сенотрусова, Полина Олеговна—кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск, polllina1987@rambler.ru

Как термин Digital Humanities используется с 2004 года, после публикации издания “A Companion to Digital Humanities”, очертившего круг направлений исследований в этой области. Сюда вошли компьютерная лингвистика, цифровая история, цифровая антропология, способы визуализации данных, мультимедиа и многое другое. Подготовкой специалистов, которые в перспективе включаются в работу по сохранению и актуализации историко-культурного наследия вообще и археологических объектов в частности, занимаются в частности в Сибирском федеральном университете. Летняя практика в течение последних 10 лет с успехом проводится в Государственном Эрмитаже. Приоритетным направлением является оцифровка культурного наследия, но задачи решаются каждый раз разные. Суммарный результат научного сотрудничества ежегодно представляется на научных конференциях и отражается в публикациях. Накопленный опыт послужил толчком к разработке образовательной программы магистратуры «Виртуальная археология», направленной на подготовку специалистов, обладающих навыками практического применения цифровых технологий в археологических исследованиях и музейной практике.
Ключевые слова: виртуальная археология, Эрмитаж, Сибирский федеральный университет, подготовка специалистов, цифровые технологии, музейные исследования, виртуальная реальность, фотограмметрия, Digital Humanities

 Савченко С.К. ВОЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ В ЭКСПОЗИЦИЯХ МУЗЕЯ ОБОРОНЫ И БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА — 105

Савченко, София Константиновна — магистр музеологии, хранитель фондов, Военно-медицинский музей, Россия, Санкт-Петербург, sofiasavchenko22@gmail.com

Использование военных фотографий в музейной экспозиции может вписываться в актуальную своему времени политику памяти—как и во всех структурах памяти, в том числе автобиографической, события встраиваются в последовательный нарратив, имеющий своей целью формирование коллективной, национальной и личной идентичности в настоящем. Музеи оказываются используемы властями для фиксации необходимого для той или иной политики памяти образа прошлого. В данной статье рассмотрим виды и методы показа военной фотографии, используемые на постоянных экспозициях Музея обороны и блокады Ленинграда с момента его создания и по настоящее время.
Ключевые слова: военная фотография, исторический музей, Музей обороны и блокады Ленинграда, политика памяти.

 Бирюкова М.В. МУЗЕЙ МОДЫ В ПЕТЕРБУРГЕ: К ПРОЕКТУ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО МУЗЕЯ — 123

Бирюкова, Марина Валерьевна—доктор культурологии, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, m.birjukova@spbu.ru

Учитывая контекст «музейного бума» последних десятилетий и появления самых разнообразных музеев, в том числе в Петербурге—от Музея кошек и Музея водки до Музея игровых автоматов и Музея иллюзий, представляется странным, что столь востребованный контент как мода и модные тренды различных эпох, вплоть до современности, не нашел воплощения в масштабном автономном музейном проекте. Музей моды или «Галерея костюма» в Фондохранилище Государственного Эрмитажа, являющаяся подразделением крупнейшего музея, которая по преимуществу демонстрирует исторические костюмные фонды музея, многочисленные частные коллекции и выставочные проекты, посвященные моде, не исчерпывают потребности в полноценной презентации артефактов, иллюстрирующих эволюцию моды. Данная статья посвящена рассмотрению перспектив и возможностей создания специализированного музея моды в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова: музей моды, эволюция моды, музеология моды, экспозиция костюма, история моды, выставочные проекты модельеров, феномен моды.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 Туминская О.А. «КРАСНЫЙ МАК»: КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ. [Рец. на кн.:] Сапанжа О.С., Баландина Н.А. «Красный мак» и советская повседневная культура. Исторические очерки к 95-летию балета. СПб.: Изд-во НП-ПРИНТ, 2022. 90 с. ISBN 978–5–6047944–8–7 — 130

Туминская, Ольга Анатольевна—доктор искусствоведения, заведующая сектором эстетического воспитания, Методический отдел, Государственный Русский музей, Россия, Санкт-Петербург, olgmorgun@yandex.ru

Автор рецензии рассматривает опубликованную в 2022 году работу петербургских современных исследователей о роли искусства балета в советской культуре и советской повседневности послереволюционного и послевоенного периодов.          Ключевые слова: балет, повседневность, «Красный мак».

Скачать файл целиком МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ. 2023. № 1 (13).