МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ. 1 (7) / 2020
ПРОБЛЕМА В ФОКУСЕ: ЧАСТНЫЙ МУЗЕЙ — ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Сапанжа О.С. ЧАСТНЫЙ МУЗЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НОВЫЙ НАРРАТИВ — 5
Сапанжа, Ольга Сергеевна — доктор культурологии, профессор, Российский госу-
дарственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург, sapanzha@mail.ru
Частные музеи являются важной частью современной культуры. Занимая положение между государственными музеями и учреждениями музейного типа, они решают задачи сохранения и актуализации культурного наследия в сочетании с принципом частной ответственности за развитие организации. Значительную группу частных музеев представляют учреждения, в основе деятельности которых — интерес к бытовой истории и ее свидетельствам. Эту группу можно назвать музеями повседневной культуры. В статье дана характеристика частных музеев повседневной культуры как части музейного пространства, представляющей новый музейный нарратив. Нарративность как таковая присуща музейному пространству, предлагающему самостоятельно созданные высказывания
(или повествования) о событии или взаимосвязанных событиях, представленные в виде последовательности образов. Интерес к музейному «высказыванию» на темы повседневности стал важным маркером культуры ХХ, и особенно — начала XXI в. В статье выделены три черты, детализирующие «музейную нарративность» применительно к частным музеям повседневной культуры: движение от глобальной к локальной истории, от объективности к субъективным повествованиям, от обыденного к нетривиальному. Эти черты определяют деятельность музеев, ориентированных на изучение частной истории и биографий, пространства дома, одного класса предметов, локальных социальных и коммуникативных практик.
Ключевые слова: музей, частный музей, учреждение музейного типа, музейный
нарратив, повседневная культура, музеи повседневной культуры.
Шаина Е.Ю. ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ КАК ОПРЕДМЕЧЕННАЯ ГАРМОНИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА — 14
Шаина, Екатерина Юрьевна — кандидат культурологии, заведующий фондово-экс-
позиционным отделом («Музей циркового искусства»), Большой Санкт-Петербургский государственный цирк, Россия, Санкт-Петербург, Catherine_shaina@mail.ru
Статья посвящена феномену коллекций, собираемых артистами цирка, как идеальным воспроизведениям их мышления, индивидуализирующим их сознание. Цирковые артисты через собирание материалов о себе и своей семье, показывая их (и рассказывая о них), реализуют потребность в общественном признании, продолжают творческую самореализацию на разных уровнях, в том числе и за пределами цирка. Есть примеры, когда они хотят видеть свои коллекции не как собрание раритетов, доступное лишь избранным, а как «живой» организм, открытый к взаимодействию с посетителем в неожиданных творческих формах. Артист-создатель частного музея порой очень смел и органичен в работе с пространством и предметами своей коллекции, что, с одной стороны, очень привлекательно для посетителя, которому позволяется все, а с другой, страшно, поскольку велика утрата уникальных предметов собрания. Созданный артистом цирка музей честен в выражении мысли и задумки создателя, без интерпретации сторонними людьми (например, дизайнерами, кураторами экспозиции и т.д.). Он интересен и уникален тем, что постоянно меняется и составляет единое целое со своим автором.
Ключевые слова: коллекция, цирк, артист, цирковой музей, смех, самопсихотера-
пия, самореализация, творчество.
Максимова А.Б., Матецкая М.В., Типикина А.А., Кузьмина К.А., Кузьмичева Д.Н. ПРОЕКТ «СВОЙ МУЗЕЙ» И ЧАСТНЫЕ МУЗЕИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — 25
Максимова, Анна Борисовна — директор, ЧУ «Музей Псоедь», руководитель проекта «Свой музей», Россия, Санкт-Петербург, svoimuzei@yandex.ru;
Матецкая, Марина Владимировна — кандидат экономических наук, менеджер проекта «Свой музей», Россия, Санкт-Петербург, svoimuzei@yandex.ru;
Типикина, Анна Александровна — консультант по развитию местных сообществ,
Россия, Санкт-Петербург, atipikina@gmail.com;
Кузьмина, Ксения Александровна — кандидат экономических наук, доцент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, Россия, Санкт-Петербург, kkuzmina@hse.ru;
Кузьмичева, Дарья Николаевна — студентка бакалаврской программы, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, Россия, Санкт-Петербург, dnkuzmicheva@hse.ru.
В данной публикации представлены промежуточные результаты проекта «Свой музей», посвященного частным музеям в Ленинградской области, который направлен на создание Ассоциации частных музеев. Проект инициирован частным учреждением «Музей деревни Псоедь» и осуществляется при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина (сроки реализации 2019–2021 гг). Одним из главных результатов проекта является поддержка действующих частных музеев Ленинградской области и тех, кто готов заняться их созданием, с целью повышения общего уровня управления музеями и увеличения информационной доступности о музеях. В ходе проведения проекта собран эмпирический материал, который стал основой данной статьи. Цель статьи — охаракте-
ризовать работу частных музеев в настоящее время, модели их функционирования, потребности и задачи развития. В результате анализа можно выделить несколько групп частных музеев (т.н. «профессиональные» и «непрофессиональные» музеи) и различия в их деятельности. Данная информация представляет интерес для понимания и изучения частного музея как новой культурной институции, разработки комплекса мер поддержки действующих частных музеев. Так, в рамках проекта оказывается экспертная и консуль-
тационная поддержка, проводится образовательная программа, создаются условия для коммуникации и взаимодействия музеев с существующими участниками культурно-социальной и туристской инфраструктуры, государственными органами управления, грантодающими организациями.
Ключевые слова: частный музей, менеджмент музеев, развитие музейной сферы, социально-культурное предпринимательство.
Пацей А.В. МУЗЕЙ КАК КОЛЛЕКТИВНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ:
К ИСТОРИИ МУЗЕЯ НОНКОНФОРМИСТСКОГО ИСКУССТВА — 39
Пацей, Анастасия Владимировна — директор, Музей нонконформистского искусства, Россия, Санкт-Петербург, anastasia.patsey@gmail.com
Данная статья посвящена опыту музейной работы в контексте художественной самоорганизации. В качестве примера выбран Музей нонконформистского искусства, основанный независимыми художниками в бывшем сквоте на Пушкинской ул., 10 в Санкт-Петербурге в 1998 г. Этот музей, созданный представителями нонконформистского движения, стал первым в мире центром по сохранению и изучению наследия неофициальной культуры СССР. В основу его коллекции легли частные собрания известных деятелей ленинградского андеграунда — Евгения Орлова и Сергея Ковальского, которые выступали актив-
ными организаторами выставок неофициального искусства в 1980-е гг. Музей нонконформистского искусства задумывался и создавался как коллективный художественный проект. Он вошел в состав легендарного арт-центра «Пушкинская-10», где сегодня соседствует с мастерскими и творческой коммуной художников, авторскими галереями, концертными площадками и многочисленными творческими подразделениями. Музей нонконформистского искусства отличает не только его необычная история, но и уникальная стратегия работы, основанная на непрерывном взаимодействии с художниками, пред-
ставленными в его собрании, активном сотрудничестве с представителями нонконформистского движения и диалоге поколений. На данный момент коллекция насчитывает более 4 000 произведений, а перед музеем встают новые задачи по развитию цифрового присутствия, повышению доступности собрания и расширению методов работы в условиях меняющейся роли и функций музея в современном обществе.
Ключевые слова: нонконформизм, неофициальное искусство, сквот, Пушкинская-10, музейное дело, самоорганизация, ленинградский андеграунд.
Бакалдина Е.В. СОБРАНИЕ М.П. БОТКИНА: ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ИЛИ МУЗЕЙ — 46
Бакалдина, Елена Вячеславовна — кандидат исторических наук, старший научный
сотрудник, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Россия, Санкт-Петербург, elenabakaldina@gmail.com
Собрание М.П. Боткина (1839–1914) состояло из предметов античности, средневе-
ковья, эпохи Возрождения, древнерусских вещей, а также картин современных Боткину художников. Коллекция по предварительной договоренности была доступна для посетителей, поскольку собрание занимало пять комнат, использовавшихся обитателями особняка по своему назначению — кабинет, столовая, гостиные, библиотека, а также на выставках и на научных заседаниях. В то же время некоторые предметы не показывались посетителям и исследователям. Целостность собрания периодически нарушалась: часть
предметов была передана в разные учреждения, а также родственникам и друзьям семьи. Проблема будущей целостности собрания не поднималась даже в завещании М.П. Боткина. В апреле 1917 г. для сохранности часть коллекции сдали на хранение в Русский музей: впоследствии эти вещи были поделены между Русским музеем и Эрмитажем, но в особняке оставалось еще не менее половины предметов собрания. Таким образом, можно констатировать, что собрание М.П. Боткина было труднодоступно, вещи из него могли быть подарены, также не было составлено каталога или картотеки музея с полным перечнем предметов.
Ключевые слова: М.П. Боткин, коллекционирование, музей, каталогизация, част-
ная коллекция.
МУЗЕЙ
Светухина А.М., Слепкова Н.В. ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА ГЛАЗАМИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ— 57
Светухина, Алла Михайловна — независимый исследователь, Россия, Санкт-Петербург, alsvet21@yandex.ru;
Слепкова, Надежда Валентиновна — кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Зоологический институт РАН, Россия, Санкт-Петербург, Nadezhda.Slepkova@zin.ru
Статья посвящена Первой публичной выставке российских мануфактурных изделий, открывшейся в Санкт-Петербурге 15 мая 1829 г. по инициативе министра финансов Е.Ф. Канкрина в зданиях Южного таможенного пакгауза на Стрелке Васильевского острова. Это событие было делом государственной важности и ознаменовало начало выставочной деятельности в России. Совершенно новое, непривычное дело вызвало небывалый интерес у публики. Авторы предоставляют возможность увидеть первую выставку глазами ее современников — журналистов, иностранцев, обычных жителей столицы и проследить, как формировалось общественное мнение вокруг первого опыта демонстрации товаров отечественного производства. Важным результатом выставки стало понимание того, что отечественные товары могут достойным образом конкурировать
с заграничными товарами. В статье использованы материалы из журналов и газет того времени, из воспоминаний современников, из сопровождавшего выставку описания. Воспроизводится изображение Экспозиционной залы во время работы выставки 1861 г., позволяющее представить архитектуру залы до реконструкции, выполненной в 1895 г. Р.Р. Марфельдом перед переездом сюда Зоологического музея. Это было первое в России здание, специально построенное в выставочных целях.
Ключевые слова: Первая российская мануфактурная выставка, Е.Ф. Канкрин, по-
сетители выставки.
Туминская О.А. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА
В ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ (1922–1939 гг.) — 67
Туминская, Ольга Анатольевна — доктор искусствоведения, заведующая сектором
эстетического воспитания, Методический отдел, Государственный Русский музей, Россия, Санкт-Петербург, olgmorgun@yandex.ru
В Русском музее императора Александра III наравне с памятниками искусства светской ориентации, коих было большее число, наличествовали предметы культового вида, представляющие историю развития восточно-христианского искусства. Коллекции христианских древностей, которые были предоставлены музею, прежде собирались частными коллекционерами, общественными организациями и существовали в храмах и монастырях. По разным причинам и на разных условиях они были переданы в Русский музей и стали ядром Отделения христианских древностей (1898–1914 гг.). Впоследствии Древлехранилище стало основой и фондов, и экспозиции Отдела древнерусского искусства. Собиравшиеся заинтересованными лицами на условиях пропаганды художественной ценности предметы культа с течением времени и под давлением идеологических
установок нового социалистического государства попали в русло развенчания религиозного компонента произведений иконописи и пластики. С 1922 по 1932 гг. в музее была проведена большая работа по реформированию экспозиции Отдела древнерусского искусства на «началах социалистической идеологии». В течение 1935–1939 гг. было оформлено несколько временных выставок и три варианта постоянной экспозиции русского искусства эпохи XII–XVII вв. Главным условием организации экспозиции и предъявления ее зрителям было нивелирование религиозного контекста и акцентирование художественно-культурологических и историко-археологических аспектов.
Ключевые слова: Русский музей, Отдел древнерусского искусства, атеистическая
пропаганда, культовое искусство, иконы, музеефикация, экспонирование.
Гринько И.А. «ЭТО ФАНТАСТИКА»?: МУЗЕИ В НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКЕ
И МУЗЕЙНАЯ ФУТУРОЛОГИЯ — 82
Гринько, Иван Александрович — кандидат исторических наук, MA in Cultural Management, начальник Управления музейно-туристского развития, ГАУК «МОСГОРТУР», Россия, Москва, iagrinko@yandex.ru
В статье анализируется образ музея в научно-фантастической литературе XX в. В качестве источника были взяты основные произведения звезд «золотого века» научной фантастики: Айзека Азимова, Клиффорда Саймака, Роберта Шекли, Роджера Желязны, Роберта Хайнлайна, Филиппа Дика и некоторых отечественных авторов. Практически все классики данного жанра так или иначе касались темы музеев, поскольку она непосредственно связана с темой времени и человеческой (д)эволюции. С учетом прогностического потенциала научной фантастики важно понять, как видели будущее такого института как музей писатели-фантасты ХХ в., что из их предсказаний сбылось, и какие потенциальные опасности они могли обозначить. Анализ научно-фантастических произведений показывает, что так или иначе фантасты затрагивали большинство ключевых тем музейного развития: проблему подлинности экспонатов, взаимоотношения с посетителем, этические конфликты при создании экспозиций и комплектовании, сохранение нематериального наследия, музеефикация городского пространства и многое другое.
Ключевые слова: музеи, научная фантастика, футурология, музейная этика, музейная экспозиция, музеология, экомузеи, музейный посетитель.
ПАМЯТНИК
Дианова Е.В. ЛОКАЛЬНЫЙ ОПЫТ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ:
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА НА ПРИМЕРЕ ПЕТРОЗАВОДСКА
И ПЕТРОЗАВОДСКОГО УЕЗДА КАРЕЛИИ — 93
Дианова, Елена Васильевна — доктор исторических наук, доцент, Петрозаводский
государственный университет, Россия, Петрозаводск, elena-dianowa@yandex.ru
В данной статье на примере работы Комиссии по охране памятников старины, искусства и природы, существовавшей в Карелии во второй половине 1920-х гг., описывается локальный опыт сохранения историко-культурного наследия. На основе архивных материалов выявлены мероприятия комиссии по охране памятников старины в Петрозаводске и Петрозаводском уезде, в том числе составление списка особо охраняемых объектов. Цель данной статьи состоит в том, чтобы соотнести сведения 1920-х гг. о культовых и промышленных зданиях, внесенных в список Комиссии по охране памятников старины, искусства и природы Карелии, с историко-культурными объектами, сохранившимися до сих пор или утраченными в последующие десятилетия. Анализ имеющихся
материалов позволил сделать вывод о том, что не все памятники деревянного зодчества XVII–XVIII вв. были учтены комиссией, т.к. позднее составлялись новые списки старинных церквей и часовен, подлежащих охране государства. Кроме того, к настоящему времени из деревянных храмов XVII в., включенных в список и находившихся на территории бывшего Петрозаводского уезда, сохранились только церковь Петра и Павла на Лычном острове в Кондопожском районе Карелии и Гиморецкая церковь Рождества Богородицы в Подпорожском районе Ленинградской области, а также церковь святого Петра (1721) в поселке Марциальные воды. Другой памятник Петровской эпохи — Кончезерский завод, объект историко-культурного наследия Карелии, переданный в частную
собственность, постепенно разрушается.
Ключевые слова: памятник, деревянное зодчество, церкви, часовни, завод, историко-культурное и индустриальное наследие.
Венщиков М.А. ИКОНОГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ВИЗАНТИИ
НА ВЫСТАВКЕ ЯНА ВАН ЭЙКА — 106
Венщиков, Михаил Анатольевич — кандидат искусствоведения, ассистент, Санкт-
Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, mvenshchikov@gmail.com
Выставка «Ван Эйк. Оптическая революция», организованная Музеем изящных искусства в Генте, сыграла важную роль в раскрытии феномена Возрождения в Нидерландах. Творчество ван Эйка, мастеров его круга и последователей было представлено там картинами из музеев Европы и Америки. Статус национального культурного проекта определил исключительный интерес к выставке как у бельгийской публики, так и у гостей со всего мира, которые успели посетить ее в феврале — марте 2020 г. Концепция выставки базировалась на основе контекстуальной связи отделенных друг от друга створок Гентского алтаря с картинами и музейными предметами из разных собраний. Особое внимание
организаторы уделили становлению портретного жанра в нидерландской живописи XV в., а также его религиозной линии, построенной на рецепции византийской программы образов. «Святой Лик» Яна ван Эйка, представленный на выставке копией XVII в., является одним из первых воплощений в ренессансном искусстве нерукотворного образа. Используя отдельные элементы восточно-христианских и латинских изводов, художник не повторяет буквально какой-то один из них, но опирается на локальные традиции восприятия. Генезис религиозного портрета в этот период может быть показан как развитие архе-
типической иконографии за пределами Византии: вне контекста многовековой традиции.
Ключевые слова: выставка, ван Эйк, иконография, Святой Лик, Вероника, релик-
вия, нерукотворный образ.
Королева М.Е. К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЧАСТНЫХ СОБРАНИЯХ:
ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ И ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР — 121
Королева, Мария Евгеньевна — хранитель, ГМЗ «Петегроф», Россия, Санкт-Петербург, kondratenkomaria@gmail.com
Статья посвящена рассмотрению истории становления научного изучения предме-
тов декоративно-прикладного искусства в отечественных частных собраниях в контексте источниковедения и историографии. Целенаправленное собирание предметов декоративно-прикладного искусства в России начинается со второй половины XVIII в. — периода складывания феномена коллекционирования – до первого десятилетия XX в. — периода «угасания» большинства частных коллекций и перехода их в разряд государственных. Потребовалось почти полтора столетия для того, чтобы предмет декоративно-прикладного искусства прошел свой жизненный цикл в историко-культурном пространстве: от
утилитарного предмета, активно использующегося в быту, до объекта коллекционирования, представляющего всесторонний, в том числе, научный интерес. Ключевая роль в утверждении предмета декоративно-прикладного искусства в качестве полноценного объекта коллекционирования и научного изучения принадлежала частным коллекционерам. Они не только определили тенденции в коллекционировании данного типа, но и своим личным живым интересом открыли эпоху научных изысканий в данной сфере. В статье автор обращается к мало исследованной ранее области источниковедения и историографии, посвященной вопросам истории изучения предметов декоративно-прикладного искусства в частных коллекциях.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, коллекции декоративно-прикладного искусства, частное коллекционирование, изучение декоративно-прикладного искусства, атрибуция, источниковедение.
НАСЛЕДИЕ
Аверьянов К.А. К ВОПРОСУ О ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГЕРБОВ В РОССИИ — 133
Аверьянов, Константин Александрович — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт российской истории РАН, Россия, Москва, histgeogr@yandex.ru.
Считается, что современный российский герб появился в конце XV в. благодаря
браку великого князя Ивана III с византийской принцессой Софьей Палеолог. Выясняется, что за три столетия до его появления на Руси существовала родовая эмблема владимиро-суздальских князей, следы которой прослеживаются на памятниках архитектуры, искусства, письменности. Она появилась благодаря браку Всеволода Большое Гнездо с Марией Шварновной.
Ключевые слова: герб, родовая эмблема, Всеволод Большое Гнездо, Мария Шварновна, Федоровское евангелие, Лихачевские врата, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
Бакаютова Л.Н., Лазутина А.Ю. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СТРАНЫ В ЗНАКАХ ПОЧТОВОЙ ОПЛАТЫ — 144
Бакаютова, Людмила Николаевна — кандидат культурологии, главный хранитель Государственной коллекции знаков почтовой оплаты, Центральный музей связи имени А.С. Попова, Россия, Санкт-Петербург, bakayutova@rustelecom-museum.ru;
Лазутина, Анастасия Юрьевна — студент магистерской программы, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, anastasialazutina97@gmail.com
Статья знакомит музейное сообщество с широкими возможностями изучения коллекций знаков почтовой оплаты как музейных памятников графической миниатюры, патриотического воспитания молодежи, реализации общественно-политических идеалов. Филателия представлена как одно из направлений предметного поля культуры, связанного с историческими исследованиями в области человеческих коммуникаций и исторического развития территорий, а также с мемориализацией значительных явлений природы и событий эпохи. Почтовые марки — это не только денежный эквивалент, но и миниатюрная графика со своими символами, кодами, знаками, представляющая собой не только почтовый документ, но и произведение искусства известных художников-графиков, являющееся свидетелем прошлого и настоящего. Почтовая марка, наряду с агитационным и рекламным плакатом, и даже в еще большей степени, чем плакат, хотя бы за счет огромных тиражей, является символом эпохи, отражающим достижения времени и связанные с этим исторические вехи, в лаконичной, но доступной для общества форме. Марки — это удивительный мир, в котором знаки почтовой оплаты раскрывают значимые исторические события, характерные черты эпох, рождение новых символов и открывают удивительные истории создателей и коллекционеров. Визуализация знаков почтовой оплаты в современном мире актуальна с точки зрения рефлексии исторических событий
и передачи этой парадигмы времени последующим поколениям.
Ключевые слова: филателия, тимбрология, знаки почтовой оплаты, музеефикация, визуализация, музейное пространство, национальные коллекции, тематические коллекции.
Климов Т.А. УЧАСТИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ В РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
ИХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ МУЗЕЯХ — 153
Климов, Тимур Александрович — бакалавр международных отношений, студент магистерской программы, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, t.klimov637@yandex.ru.
В статье анализируются распространенные формы участия коренных народов в музейной деятельности, получившие развитие в США, Канаде и Северной Европе в последние десятилетия. В основе их активного вовлечения в экспозиционно-выставочную и другие виды работы музеев лежит стремление реализовать права на культурную автономию, преодолеть последствия неравноправных, колониальных отношений посредством установления или возвращения контроля над повествованием о собственной истории, культуре, ценностях. В тексте выделяются и рассматриваются две ключевые формы музейной деятельности этнических сообществ: участие в подготовке проектов крупных музеев антропологии (на примере учреждений Канады и США) и создание собствен-
ных музейных институций, обладающих важными отличительными характеристиками (в основном на примере коренных жителей Северной Европы — саамов). Делаются выводы о сущности данной деятельности как части «политики идентичности», выделяется основное содержание, сходства и различия создаваемых разными сообществами нарративов. Отмечаются возможность применения к отмеченным тенденциям концепции «пост-музея», а также возникающие вопросы, касающиеся трансформации привычных
функций музеев, затронутых происходящими изменениями. Появление в музее новых заинтересованных сторон, предлагающих альтернативные точки зрения и интерпретации, является одним из факторов дискуссии о месте музея в современном обществе.
Ключевые слова: музейная экспозиция, экспозиционно-выставочная деятельность, коренные народы, саамы.
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
Куклинова И.А. [Рец. на кн.:] Histoire de la muséologie. Quelques figures marquantes du monde muséal francophone / Ed. Fr. Mairesse. Paris: ICOFOM, 2020. 307 p. ISBN 978–92–9012–475–7 (print). — 161
Куклинова, Ирина Анатольевна — кандидат культурологии, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Россия, Санкт-Петербург, i_kuklinova@mail.ru
В рецензии характеризуется монография, изданная в 2020 г. Международным комитетом музеологии (ИКОФОМ) Международного совета музеев (ИКОМ). Эта коллективная работа продолжает цикл биографических исследований, развивающихся в русле исторической музеологии. В данном случае изучается вклад франкоязычных музейных деятелей в становление и развитие мира музеев. Представлены биографии 17 французов, 2 бельгийцев и 1 швейцарца. Авторами статей являются студенты магистерской программы «Исследования в музеологии», которые изучали курс «Методология музеологии» под руководством бывшего президента ИКОФОМ Франсуа Мересса. Биографии музейных деятелей представлены хронологически и охватывают два столетия музейного строительства. Особенностью данного труда является значительное внимание, уделяемое его авторами сбору источников информации о каждом из персонажей этого издания. Процесс их собирания является не простым, поскольку некоторые из представленных музейных деятелей долгое время не привлекали внимания исследователей, их деятельность современниками могла оцениваться противоречиво. Кроме того, многие из них связаны с практической деятельностью в музеях и в области охраны памятников и не оставили значительного массива собственных трудов, которые позволили бы оценить новаторство их деятельности. Также избранный круг музейных деятелей свидетельствует о расширительном толковании авторами монографии самого понятия музеология как широкой
области, содержащей все достижения и усилия теории и критической мысли о музеальной сфере.
Ключевые слова: музеология, музеография, музей, музейный деятель, культурное наследие, ИКОФОМ, Школа Лувра.
Скачать файл целиком МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ. 2020. № 1 (7).