Будущее музея: музей в визуальной культуре. Отчёт о проведении научно-практического круглого стола.

 

29 апреля 2021 г. на платформе Zoom кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета был проведен научно-практический онлайн круглый стол «Будущее музея: музей в визуальной культуре». Круглый стол был направлен на рассмотрение таких актуальных вопросов современного музееведения и музейного дела, как: : институциональные практики визуальной культуры в начале XXI в.; визуальный поворот в конце ХХ в.: возможность или вызов для музея?; Музей и современная медиасреда; предмет в пространстве визуальной культуры; знак в музейной экспозиции; цифровой музей: предварительные итоги.

Круглый стол вызвал большой интерес со стороны теоретиков и практиков музейного дела, собрав более 20 участников из различных городов России (Санкт-Петербург, Москва, Челябинск, Кемерово). С приветственным словом к участникам семинара обратился Михаил Борисович Пиотровский (академик РАН, академик РАХ, генеральный директор Государственного Эрмитажа, зав. кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета), обозначивший основные вызовы, с которыми сталкиваются музеи в современном мире, для которого характерными оказываются кризис репрезентации и избыток визуального. Он подчеркнул особый статус музея в культуре и жизни общества, важность осуществляемого здесь «перевода» культурного наследия прошлого на язык современности, предполагающего не пассивное следование этому языку, но мягкую трансформацию его по канонам лучшего из того, что было создано человеком в предшествущие эпохи. Цели и задачи семинара были обозначены в выступлениях Антонины Александровны Никоновой (к.ф.н., доцент, зам. зав. кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета) и Ирины Борисовны Соколовой (к. культурологии, старший преподаватель кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета), отметивших актуальность темы визуального в ситуации современного и подчеркнувшей связь научной работы кафедры в этом направлении с обеспечением учебного процесса, в частности, при реализации кафедрой магистерской программы «Визуальные технологии в музее».

В рамках семинара было заслушано 10 докладов, разделенных на 5 тематических раунда. Первый раунд был посвящен теме «Музей — медиа — мультимедиа» и предполагал обращение к проблемам присутствия музея в виртуальном пространстве как действенного инструмента обогащения музейного опыта, получаемого аудиторией. Татьяна Сергеевна Кубасова (кандидат биологических наук, заместитель директора по научно-исследовательской работе, Государственный Дарвиновский музей, Москва) посвятила свой доклад освоению экспозицией Государственного Дарвиновского музея виртуального пространства и такой новой форме музейной работы с посетителями как AR-квест, при помощи которой особым образом осуществляется презентация музейных предметов. А  Светлана Владимировна Бирюкова (зав. Отделом, Центр мультимедиа, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) проанализировала опыт Русского музея в исследовании медийных свойств артефактов в границах одной национальной культуры, рассказав, как в проектах последних лет Центр мультимедиа способствует расширению возможных путей взаимодействия публики с произведением искусства из музейного собрания, опираясь при этом на четкое понимание искусствоведческой основы медийной трансформации артефактов.

Участники второго раунда сконцентрировались на вопросах, связанных с проблемой «Музей на дистанции», поставленной перед музеями обстоятельствами последного года пандемии нового коронавируса.  Дарья Юрьевна Гук (кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) в докладе «Цифры о цифре» проанализировала трудности, связанные с определение репутации и рейтинга музея в условиях дистанционной работы, а также обозначила некоторые инструменты из области менеджмента, которые могут быть применены в данном случаев, акцентировав внимание на конкретных трудностях, с которыми сталкиваются российские музеи сегодня. Эрик Петрович Выходцев (главный специалист просветительского отдела, Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово) дал общую характеристику создания и продвижения музейных блогов и пабликов, осветив специфические черты конкретных платформ, которые могут использоваться в этих целях, и приведя ряд примеров из отечественной музейной практики.

В рамках третьего раунда — «Музей и визуальное в современной культуре» — были заслушаны доклады, в которых авторы анализировали общие основания специфики визуальной культуры современности и их влияние на музейные практики. Александра Николаевна Балаш (д-р культурологии, профессор кафедры Музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры) в докладе ««Бесформенное», «серое», «эластичное» — категории современной визуальной культуры и их преломление в музейном пространстве» показала значение данных категорий для определения и освоения музейного пространства второй половины ХХ в., увязав их генетически с опытами художественного авангарда 1930-х гг. и концептуализировав в проблемном поле актуальной зарубежной музеологии и культурологии. Филипп Андреевич Костриц (кандидат искусствоведения, ведущий специалист по научно-просветительской деятельности музея, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) на примере Гронингенского музея (Нидерланды) показал как пространство художественного музея в конце ХХ — начале XXI вв. откликается на требования актуального искусства и само переживает существенные трансформации.

Четвертый раунд — «Предмет в музее и визуальной культуре» — в центр внимания поставил рассмотрение заявленной темы через призму конкретных кейсов возможного использования отдельных музейных предметов/их категорий в экспозиционно-выставочной деятельности. Ольга Анатольевна Туминская (доктор искусствоведения, заведующая сектором эстетического воспитания, Методический отдел, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) посвятила свой доклад теме «Знак, индекс и символ иконного обрамления», рассмотрев в качестве примера икону как объект художественной культуры и предмет музейного собрания в контексте семиотической теории Ч. Пирса. Мария Львовна Меньшикова (хранитель коллекций китайского прикладного и ювелирного искусства и памятников Дуньхуана, старший научный сотрудник Отдела Востока, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) в докладе «Напольный двусторонний экран XVIII века – шедевр императорского искусства Китая. Как хранить, выставлять и “читать” китайский экспонат в европейском музее. Опыт работы» познакомила слушателей с разработками Государственного Эрмитажа в области изучения и презентации предметов китайского культурного наследия, показав как отдельный предмет, не лишаясь своих уникальных историй, может выступать и в роли знака целостной культуры, базовые установки которой могут быть чужды установкам музейной культуры.

Наконец, пятый раунд — «Пути познания в музее — постижение как погружение» — привлек внимание собравшихся к проблеме особенности эпистемологических процессов, характерных именно для музея как особого феномена культуры. Евгения Александровна Воронцова (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, зав. сектором издательских проектов Государственный музей истории русской литературы имени В.И. Даля, Москва) в докладе «Визуальные и письменные источники в музее и исторической науке – оппозиция или симбиоз?» познакомила собравшихся с итогами работы возглавляющейся ею инициативной исследовательской группы, занятой изучением вопросов роли институтов памяти в информационном обеспечении исторической науки, подчеркнув симбиотические черты взаимодействия вынесенных в название доклада смысловых пар. А Мария Викторовна Зайцева (специалист по музейным программам, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург) предложила общий обзор иммерсивных проектов российских литературно-мемориальных музеев, выдвинув возможные критерии оценивания самой иммерсивности и наметив основы для типологии таких проектов.

Все доклады вызвали горячий отклик у собравшихся и каждый раунд сопровождался оживленными дискуссиями. Следует также отметить и интерес со стороны обучающихся — в качестве слушателей в круглом столе приняли участие студенты кафедры Музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ.

Доктор культурологии В.Г. Ананьев