21 декабря 2020 г. на платформе Zoom кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета был проведен научно-практический онлайн-семинар «Музей и память: антропологические аспекты репрезентации». Семинар был направлен на рассмотрение таких актуальных вопросов современного музееведения и музейного дела, как: произошла ли антропологизация музейных нарративов? Появился ли человек в тех историях, которые рассказывает музей? Не исчезла ли отдельная личность в широких дискурсах культурной, исторической, социальной памяти, представлять которые стремится современный музей, активно осваивающий пространство публичной истории? Какими средствами музей может (если может вообще) осуществлять репрезентацию памяти, сохраняя образ конкретной личности и делая доступной персонализацию получаемого посетителями опыта?
Семинар вызвал большой интерес со стороны теоретиков и практиков музейного дела, собрав более 30 участников из различных городов России (Санкт-Петербург, Москва, Челябинск, Ярославль), Словакии (Братислава), Болгарии (София). С приветственным словом к участникам семинара обратился Михаил Борисович Пиотровский (академик РАН, академик РАХ, генеральный директор Государственного Эрмитажа, зав. кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета), обозначивший в качестве важнейшей задачи современных музеев охрану не только физической, но и интерпретационной целостности объектов наследия, подчеркнув роль музеев как пространств «спокойного обсуждения» «горячих проблем». Цели и задачи семинара были обозначены в выступлении Антонины Александровны Никоновой (к.ф.н., доцент, зам. зав. кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета), отметившей слабую отрефлексированность заявленной семинаром темы в отечественном музееведении, указавшей на имеющуюся по вопросу литературу и проблематизировавшей используемый в историографии последнего времени концепт «музейной антропологии».
В рамках семинара было заслушано 7 докладов, разделенных на 4 тематических раунда. Первый раунд был посвящен теме «Музей в памяти» и предполагал обращение к проблемам самодокументирования музеями собственной истории через призму той или иной личности (создателя, главного героя экспозиции и т.д.). Благовеста Иванова (доктор искусствоведения, доцент Института гражданской инженерии и архитектуры им. Любена Каравелова, София, Болгария) посвятила свой доклад обстоятельствам экспонирования 110-й годовщины первой художественной галереи Софии, которое состоялось летом — осенью этого года в столице Болгарии. А Наталья Павловна Копанева (к.фил.н., главный хранитель Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН) проанализировала как в экспозиции отдела Кунсткамеры «Музей М.В. Ломоносова» в разные исторические периоды проходила репрезентация личности выдающегося отечественного энциклопедиста, поставив вопрос о возможных изменениях парадигмы в готовящейся реэкспозиции музея.
Участники второго раунда сконцентрировались на вопросах, связанных с проблемой «Музей и память в современном мире». Ян Долак (Ph.D., доцент Университета Коменского, Братислава, Словакия) центральный тезис своего выступления обозначил как «Музей — узел и катализатор», обратившись к тем вызовам, которые перед современным музеем ставит актуальная ситуация отказа от объективной научности и подчинения научного знания экстранаучным факторам. Елена Николаевна Мастеница (к.и.н., доцент, зав. кафедрой Музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры) поделилась актуальными примерами отражения личности в музейной экспозиции современных российских музеев, дав историческую ретроспективу феномена и предложив собственную типологию таких подходов.
В рамках третьего раунда — «Музей и память в современной культуре» — был заслушан всего один доклад, который сделала Александра Николаевна Балаш (д-р культурологии, профессор кафедры Музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры) — «Репрезентация и отказ от репрезентации в культуре и в музее: к поискам новых смыслов». Обобщив современный отечественный и зарубежный опыт музейной репрезентации личности, докладчик подчеркнула значение для него стратегий музеев современного искусства и связала с актуальными направлениями в культурологической мысли.
Наконец, четвертый раунд — «Память в музее» — в центр внимания поставил рассмотрение заявленной темы через призму конкретных кейсов экспозиционно-выставочной деятельности, в подготовке и реализации которых непосредственное участие принимали сами докладчики. Ольга Сергеевна Сапанжа (д-р культурологии, профессор, РГПУ им. А.И. Герцена, директор музея «XX лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 годов») посвятила свой доклад теме «Антропологизация повседневности в деталях и историях», рассмотрев роль и значение инскриптов на предметах бытовой культуры середины ХХ в., подчеркнув их высокую эвристичность и пластичность в деле трансляции социо-культурных кодов, в том числе, например, для такого актуального направления исследований как история эмоций. Ирина Валерьевна Андреева (к.пед.н., доцент, Челябинский государственный институт культуры) в докладе «Антропология вещи в системе выставочной работы с темой памяти Великой Отечественной войны» познакомила слушателей с двумя выставочными проектами, реализованными ею на базе выставочных площадок Челябинской области, подчеркнув важное значение такой деятельности как одного из компонентов подготовки будущих специалистов музейного дела.
Доклады вызвали горячий отклик у собравшихся и каждый раунд сопровождался оживленными дискуссиями. Следует также отметить и интерес со стороны обучающихся — в качестве слушателей в семинаре приняли участие студенты вузов Санкт-Петербурга и Братиславы.
Доцент кафедры Музейного дела и охраны памятников В.Г. Ананьев