Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) начинает ребрендинг.

pervyjj_publichnyjj_muzejj_rossii_kunstkamera_uzhe

8 декабря 2015 г. в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН прошла официальная презентация проекта новой коммуникационной стратегии и ребрендинга Музея — «Кунсткамера III тысячелетия».

В 2014 г., отмечая 300-летний юбилей, старейший публичный государственный музей России приступил к реализации проекта «Кунсткамера III тысячелетия». Проект реализуется в рамках Партнерской программы Благотворительного фонда В. Потанина, цель которой объединить ресурсы фонда, потенциал ведущих российских музеев для реализации новаторских инициатив музейного сообщества. Цель проекта – создание экспериментальной диалоговой медиа среды для интерактивного общения посетителей музея и исследователей в режиме реального времени на площадке самого Музея и виртуально с использованием современных медиа технологий.

На презентации выступили авторы и участники проекта «Кунсткамера III тысячелетия»: руководители МАЭ РАН, Благотворительного фонда Владимира Потанина, ООО «КАМИС», дизайн-студии «Проектор», компании «Бумага Медиа» и просветительского проекта «Лекториум». Они рассказали о целях и ходе реализации проекта, презентовали новый фирменный стиль Музея, новые медийные продукты музея — проект «Кунсткамера Y» и образовательный онлайн-курс, продемонстрировали новые сервисы — 3D-панорамы и мобильное приложение музея.

Основное внимание было уделено значению и уникальности данного проекта для отечественной музейной практики.

Открывая презентацию, директор МАЭ РАН Юрий Чистов подчеркнул, что приглашенные находятся в старейшем музее России и в старейшем научном учреждении страны, основанном на десять лет раньше Академии наук. И первый музейный посетитель страны, это тоже посетитель Кунсткамеры. «Работая над проектом «Кунсткамера III тысячелетия», я часто слышал от партнеров, посетителей: наконец-то, Кунсткамера решила что-то изменить, что-то сделать новое. Но я могу вам со всей ответственностью сказать, что мы все время меняемся. И как самый посещаемый музей и как ведущий научный центр страны в области изучения древних и современных культур». Говоря о новом проекте, директор подчеркнул, что его цель объединить существующее пространство Музея с рядом инновационных идей, которые отвечают вызовам информационной эпохи, привлекают внимание интернет-поколения к Музею и позволяют Музею выйти за пределы своих стен.

Реализация проекта была бы невозможна без поддержки Благотворительного Фонда В. Потанина. Генеральный директор Фонда Оксана Орачева отметила, что в проекте «Кунсткамера III тысячелетия», как и в миссии и деятельности самого музея очень хорошо объединились все те задачи, которые Фонд считает приоритетными для развития музеев — открытость, доступность для самой широкой аудитории, функционирование в качестве центра просвещения и образования, формирование команды профессионалов, которая совместно работает над решением поставленных задач. «Мы надеемся, что благодаря реализации новой коммуникационной стратегии, новой платформе, мы получим модель взаимодействия посетителей, сотрудников музея и ученых. Она поможет и остальным российским музеям в их развитии. Важно не бояться критически посмотреть на свой опыт и совмещать богатейшие коллекции и богатейшую историю с самыми новыми подходами и технологиями».

Подробнее раскрывая процесс реализации проекта, заместитель директора МАЭ РАН Юлия Купина, рассказала, что толчком для начала проекта в Музее стала трансформация стереотипов восприятия музея посетителями, которые не хотят больше быть пассивным наблюдателями, а хотят быть творцами. «Мы уходим от базы данных к базе знаний, изменяем коммуникационную среду и развиваем партнерскую и диалоговую среду в музее», подчеркнула Юлия Купина. В ходе реализации проекта будут решаться следующие задачи — обеспечение большей доступности к той информации, которая производится в Музее, распространение и популяризация научных знаний, информационная и коммуникационная поддержка Музея и научного сообщества, использование информации от аудитории. Все эти задачи будут решаться с помощью интернет-портала, социальных сетей и мобильного приложения.

Руководитель дизайн-студии «Проектор», дизайнер и издатель Митя Харшак, рассказывая о смысле и значении нового визуального языка Музея отметил, что «студия попыталась построить визуальное сообщение на том, что здание является неким хранилищем, контейнером опыта, того багажа научного знания, которое было собрано за все время, начиная с XVIII века. И сохраняя здание, мы старались наполнять его самым разным визуальным качеством. Мы пытались передать понятие того, что внешняя оболочка скрывает внутри себя гораздо больше, чем люди, посетители, могут увидеть в залах музея».

Юрий Лошак, генеральный директор компании КАМИС, многолетнего партнера Музея в области оцифровки коллекций, также сказал, что при создании продукта, основной задачей было донести до пользователя скрытые ресурсы Музея. Для этого важно было создать фундамент, мультимедийный комплекс, куда будет регулярно поступать информация, на его основе строятся мультимедийные комплексы в залах музея, он-лайн каталоги, а также виртуальный 3D тур и мобильное приложение, которые позволят значительно расширить физические границы Музея. Кроме того, мобильное приложение, разрабатываемое КАМИС, уникально, поскольку это первое приложение, основанное на музейной базе данных и имеющее навигацию внутри музейных залов с помощью bluetooth-маячков.

Перед другим партнером проекта «Кунсткамера III тысячелетия» интернет-газетой «Бумага» стояла задача выстраивания коммуникации Музея с молодежной аудиторией. Исполнительный директор компании «Бумага Медиа» Никита Соловьев в своем выступлении заметил: «Проблема всегда одна, не хватает посредника, медиа. Не хватает площадки, где молодая аудитория на одном языке могла бы взаимодействовать с Музеем. Тогда мы придумали «Кунсткамеру Y», это и есть та платформа, которая объединит всю оффлайн-коммуникацию и онлайн-коммуникацию молодого поколения с Музеем. Это точка входа для всех журналистов и всех желающих узнать что-то о Кунсткамере».

Контент для новой платформы «Кунсткамера Y» создавался просветительским проектом «Лекториум». Яков Сомов, директор проекта, говоря о сотрудничестве с Музеем, отметил, что сегодня в образовании и науке происходят изменения, и для образовательных видео-проектов формат телевизионного интервью больше не подходит — после просмотра семи минут видео интерес зрителя падает. «Сейчас поразительный голод у аудитории к хорошему академическому знанию. Наша задача была сохранить этот подход, при этом сделав акцент на личности. Сегодня все каналы коммуникации забиты брендами, и человек, пытаясь избавится от этого «белого шума», начинает делать самую простую вещь — доверять личности. Мы смотрим фильмы и читаем книги, которые нам советуют друзья. Бизнес давно научился этим пользоваться, а образование и наука только-только начинают целенаправленно работать в этом направлении. За школой, за кафедрой, за исследованием стоит конкретный человек. Мы пытаемся по-другому начать взаимодействовать с аудиторией, говорить с ней на простом, человеческом языке. Самый простой способ не потерять аудиторию — это акцент на личности, на настоящем человеке, который живет и делает исследования. Это называется наука, как медиа».

Завершила презентацию проекта «Кунсткамера III тысячелетия» заведующая отделом информационных технологий МАЭ РАН Татьяна Богомазова. Она поблагодарила всех партнеров и сотрудников Музея за слаженную и продуктивную работу и поделилась датами пилотного и окончательного запуска всех проектов и приложений — это октябрь и декабрь 2016 года.

Спикеры презентации проекта «Кунсткамера III тысячелетия»:

  1. Юрий Чистов — д.и.н., директор МАЭ РАН;
  2. Оксана Орачева — к.и.н., генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина;
  3. Юлия Купина — к.и.н., заместитель директора МАЭ РАН;
  4. Татьяна Богомазова — к.и.н., заведующая отделом информационных технологий МАЭ РАН;
  5. Митя Харшак — дизайнер, издатель;
  6. Яков Сомов — директор просветительского проекта «Лекториум»;
  7. Юрий Лошак — генеральный директор компании «КАМИС».
  8. Никита Соловьев — исполнительный директор «Бумага Медиа».
  9. Кирилл Артеменко — главный редактор интернет-газеты «Бумага».

Информация о новых медийных продуктах и сервисах.

Мобильное приложение «Гид по Кунсткамере». Решение, которое Музей антропологии и этнографии им Петра Великого использует для мобильного приложения, применяется впервые в России. Приложение, работающее для iOS и Android, разработано с применением уникальной технологии, соединяющей его не только с музейной базой данных, но и с маячками на экспозиции, позволяющими позиционировать посетителя в залах музея с помощью bluetooth. Приложение сможет провести посетителя по Музею и рассказать об экспозиции в аудио формате. Также оно откроет доступ к новостям Музея и познавательным играм, которые теперь будут доступны непосредственно на экспозиции. Приложение появится в сети Интернет в начале 2016 года, а его полный запуск станет возможным к концу 2016 года.

Виртуальный 3D-тур по Музею. В ближайшее время посетить «Кунсткамеру» можно будет, не выходя из дома. 3D-тур проведет виртуального посетителя по всем залам музея и позволит ознакомиться с панорамами его богатейших экспозиций, прослушать аудио записи о самых интересных экспонатах из Америки, Африки, Индии, Индонезии, Японии, Китая и других регионов мира. Уникальность проекта в том, что тур будет постоянно пополняться новыми интерактивными ресурсами. При этом его просмотр возможен не только на компьютерах, но и на планшетах.

Сайт «Кунсткамера Y». Слоган проекта: «Кунсткамера Y — диалог поколения Y с учеными старейшего музея России». Проект представляет серию онлайн видео историй, в которых ведущие ученые Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН рассказывают, зачем нужны научные экспедиции, почему важно собирать и хранить коллекции, что делает музей уникальным и интересным для каждого. Стать участником проекта «Кунсткамера Y» можно, подписавшись на рассылку сайта y.kunstkamera.ru, а также на страницы Музея в социальных сетях. Просветительский онлайн-курс Эксперты Музея и команда проекта «Лекториум» готовят общедоступный просветительский онлайн-курс, который запустят на сайтах «Лекториума» и Музея в марте 2016 года. Он разделен на несколько тематических глав по 5-8 десятиминутных видеороликов. Ученые Музея будут отвечать на вопросы слушателей в режиме онлайн.

Партнеры МАЭ РАН в реализации проекта:

  • Студия «Проектор», генеральный директор — Митя Харшак http://projector.media/;
  • Интернет-газета «Бумага», главный редактор — Кирилл Артеменко http://paperpaper.ru/;
  • Просветительский проект «Лекториум», генеральный директор — Яков Сомовhttps://www.lektorium.tv/;
  • Компания КАМИС, генеральный директор Юрий Лошак www.kamis.ru
  • Студия разработки мобильных приложений Maugry, генеральный директор — Андрей Дураковhttp://www.maugry.com/;
  • Мастерская звука «Медиа 1», генеральный директор — Станислав Глушинский www.media1.spb.ru;
  • Издательство «Экстрапринт», директор — Татьяна Богданова http://extraprint.spb.ru/
  • Компания «Импринт», генеральный директор — Любовь Гаврилова http://cargocollective.com/im-print.