МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ 2 (12) / 2022

МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ.  2 (12) / 2022

ПРОБЛЕМА В ФОКУСЕ: МЕТАМОРФОЗЫ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ

   Ананьев В.Г., Долак Я. МУЗЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ — ПОПЫТКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ — 5

Ананьев, Виталий Геннадьевич — доктор культурологии, доцент,                               Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, v.ananev@spbu.ru;

Долак, Ян — Ph.D., доцент, Университет Коменского, Словакия, Братислава, jan.dolak@uniba.sk

В культурологии традиционным является рассмотрение феномена музея в контексте общего развития культуры. Одним из создателей этого подхода был Моисей Самойлович Каган, еще в начале 1990-х гг. определивший специфические черты музея как особой подсистемы культуры. В настоящей статье, основываясь на этом подходе, авторы пытаются показать те изменения, которые происходят с музеем в современном мире. Апеллируя к работам целого ряда философов, культурологов и музеологов, они определяют детерминанты музея как культурного феномена и те его атрибуты, изменение которых не приведет к полной метаморфозе музея в строгом смысле слова. Центральным для авторов является возможность музеев выступать в роли центров экспертного знания, не просто собирающих предметы, но составляющих коллекции как целостные системы. В статье рассматриваются те вызовы, с которыми музей сталкивается в эпоху постмодерна, в связи с развитием информационных технологий, мультикультурализма и новой политики памяти. Авторы акцентируют внимание на роли музеев в формировании идентичности и подчеркивают его консервативный характер. Последнее обстоятельство, по их мнению, однако не является оправданием отказа от перемен. Однако эти перемены не должны подчинять музей таким характерным чертам постмодерна, как гиперкритицизм,
склонность к субъективизму и отказ от любых обобщающих выводов. Задача музея, по мнению авторов статьи, состоит в том, чтобы показывать тщательно составленные коллекции и с их помощью всесторонне и контекстуально представлять мир в его прошлом и настоящем.
Ключевые слова: музей, культура, музеология, трансформация.

 Куклинова И.А. МУЗЕЙ НАЧАЛА XXI в. НА СТРАНИЦАХ НОВОГО СЛОВАРЯ МУЗЕОЛОГИИ  13

Куклинова, Ирина Анатольевна — кандидат культурологии, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Россия, Санкт-Петербург, i_kuklinova@mail.ru.

В статье характеризуется вышедший осенью 2022 г. «Словарь музеологии». Его появление стало важной вехой на пути гармонизации музеологической терминологии на международном уровне. Автором статьи сделан акцент на сравнении нового издания и «Энциклопедического словаря музеологии», увидевшего свет в 2011 г. Прошедший период отмечен серьезными дискуссиями по вопросу трактовки понятия «музей». В это время предпринимались попытки существенно пересмотреть бывшее до этого «классическим» определение. Эти процессы не могли не оказать влияние на концепцию нового словаря. Редакционный комитет отказался от использования одного языка для работы над словарем, как это было ранее. Использование двух рабочих языков (английского и французского) существенно расширило круг авторов, а, значит, и позиций по отношению к музею как культурному институту. Впервые основной акцент сделан не на основных направлениях музейной деятельности или специфике языка и методов музеологии как науки, а на характеристике того глобального и одновременно разнообразного мира, в котором в настоящее время развивается музей. Это привело к существенному расширению взгляда на музей, в том числе в региональном контексте, и значительному увеличению словарных статей.                Ключевые слова: словарь, музей, музеология, термин, ИКОФОМ, сообщество.

 Туминская О.А. АУДИТОРИЯ «МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ» СЕКТОРА
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ
В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 
— 22

Туминская, Ольга Анатольевна — доктор искусствоведения, заведующая сектором
эстетического воспитания, Методический отдел, Государственный Русский музей, Россия, Санкт-Петербург, olgmorgun@yandex.ru

В статье рассмотрена позиция малого подразделения большого и известного российского музея в эпоху масштабных запретов на посещение выставок зрителями. Анализируются основные направления музейных коммуникаций Сектора эстетического воспитания Государственного Русского музея в системе опосредованного визуального соучастия в программе «Диалоги в музее». Процесс работы с аудиторией «младшие школьники» в течение двухлетнего моратория на живой контакт в музее привел сотрудников сектора к разработке новых интерактивных возможностей для сохранения аудитории и восполнения потребности в культурной информации. Музейные экскурсии в эпоху пандемии
перешли в формат on-line, Zoom и другие, для детей востребована платформа WhatsApp, позволяющая вести диалог и получать от детей обратную информацию. Формат изоляции в отношении музеев представлял разные вариации, но главная цель — перейти на очное общение — существовала всегда и все виртуальные рецепции лишь дополняли основную идею временного существования в вынужденных условиях. Двухлетний опыт сейчас является историей.        Ключевые слова: программа «Диалоги в музее», сектор эстетического воспитания, пандемия, музейные коммуникации, виртуальные экскурсии.

  Гусельникова Е.А. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА РЕГИОНАЛЬНЫХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ РОССИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ — 32

Гусельникова, Елизавета Андреевна — бакалавр социально-культурной деятельности, студент магистерской программы, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, lizaguselnikova@mail.ru

В статье представлены результаты обзорного исследования, которое осмысляет опыт работы региональных краеведческих музеев России по направлению научно-исследовательской деятельности за период 2020 и 2021 годов на примере четырех крупных музеев: Алтайский государственный краеведческий музей (г. Барнаул, Алтайский край), Красноярский краевой краеведческий музей (г. Красноярск, Красноярский край), Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е. Клера (г. Екатеринбург, Свердловская область), Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова (г. Абакан, Республика Хакасия). В ходе анализа были рассмотрены научно-исследовательские мероприятия, в том числе, научно-практические конференции и семинары, которые организовывали музеи или в которых принимали участие со своими докладами сотрудники музеев.
А также изучены: публикационная активность музеев и их отдельных научных сотрудников (научные издания и публикации) и деятельность музеев в рамках работы своих методических центров, которые также меняют повестку в связи с пандемией. Отдельно выделяются получившие распространение в период пандемии новые онлайн-форматы, которые транслируют результаты научно-исследовательской деятельности для посетителей, а именно медиаконтент с участием научных сотрудников музеев.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, краеведческий музей, научно-практическая конференция, публикационная активность музея, пандемия.

МУЗЕЙ

  Непомнящий А.А. «Я ПОДНИМУ СВОЙ НОС ГОРДО И СМЕЛО ВВЕРХ»:
ПОЛИНА ЧЕПУРИНА В БОРЬБЕ ЗА ЕВПАТОРИЙСКИЙ МУЗЕЙ 
— 39

Непомнящий, Андрей Анатольевич — доктор исторических наук, профессор, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Россия, Симферополь, dr.aan@mail.ru

Статья демонстрирует сложные процессы становления крымского музейного сообщества в 20-е годы ХХ столетия. Показана роль искусствоведа Полины Яковлевны Чепуриной (1880–1947) в создании и сохранении археолого-этнографического музея в Евпатории. Использование многочисленного эпистолярия и делопроизводственной документации из архивов Москвы и Санкт-Петербурга позволило продемонстрировать интеллектуальную напряженность в среде музейных работников, их межличностные контакты и конфликты
и по-новому представить биографию заведующей евпаторийского музея.            Ключевые слова: Чепурина П.Я., Археолого-этнографический музей, Евпатория,
крымско-татарское ремесло, выставки.

  Джураев Ш.Г. СОТРУДНИК БУХАРСКОГО МУЗЕЯ РОСТИСЛАВ БОРИСОВИЧ КАНСКИЙ: К НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ — 57

Джураев, Шерали Гулямович — младший научный сотрудник, Бухарский филиал Самаркандского археологического института, Узбекистан, Бухара, Sherali_Gulyamovich@mail.ru

Статья посвящена ученому, искусствоведу Ростиславу Борисовичу Канскому, который внес большой вклад в развитие Бухарского государственного музея-заповедника. Его деятельность в музее рассматривается на основе архивных данных. Кроме того, в статье отражены материалы (не общедоступные), представленные его наследниками — сыном ученого Юрием Канским. Впервые в научный оборот вводятся факты командировки Канского в Ленинград и данные из отчета 1946 года, а также информация о выставке, посвященной 500-летию со дня рождения Алишера Навои.
Ключевые слова: Бухара, музей, Р.Б. Канский, В.А. Шишкин, Наршахи, Алишер
Навои, Саманиды.

 Харитонова Т.Ю. ПОСЕТИТЕЛЬ В МУЗЕЕ: НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ, ОТНОШЕНИЕ И ИНФОРМИРОВАННОСТЬ
(НА ПРИМЕРЕ ГЛАВНОГО ШТАБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА) 
— 64

Харитонова, Татьяна Юрьевна — кандидат психологических наук, научный сотрудник, Государственный Эрмитаж, Россия, Санкт-Петербург, tatiana@hermitage.ru

Статья посвящена исследованию направленности социальной установки посетителей Государственного Эрмитажа (на примере Главного Штаба). Анализируются понятия социальной установки, музейной потребности, а также приводятся примеры практических исследований аудитории музея. В качестве инструментов использовались опросы более 300 индивидуальных посетителей, результаты были обработаны в программе SPSS. 20. Направленность социальной установки посетительской аудитории проанализирована с помощью лонгитюдного исследования, проведенного автором с 2010 по 2022 гг. Изучены несколько типов направленности установки, основными из которых являются «каждый должен посетить» и «хочу получить удовольствие». Кроме того в статье сделаны выводы
об изменении посетительской аудитории Главного Штаба во время пандемии коронавируса и возвращению к допандемийным параметрам аудитории. Для изучения отношения посетителей к Главному Штабу использована авторская методика исследования психологической атмосферы музея, а для исследования информированности выделены основные источники информирования. В статье сделаны выводы о том, что для роста посещаемости Главного Штаба необходимо учитывать направленность на получение удовольствия при посещении музея, поддерживать на высоком уровне атмосферу музея, усиливать информацию о Главном Штабе и контролировать ее содержание.
Ключевые слова: направленность социальной установки посетителей Государственного Эрмитажа, музейная потребность, посетительская аудитория, информированность.

ПАМЯТНИК

 Сапанжа О.С. РЕАЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ЗИМА И РЕБЕНОК В СОВЕТСКОЙ ФОТОГРАФИИ И ИНТЕРЬЕРНОЙ ФАРФОРОВОЙ ПЛАСТИКЕ 1960-х гг.
(НА МАТЕРИАЛАХ МУЗЕЯ «ХХ ЛЕТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ. МУЗЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЕНИНГРАДА 1945–1965 гг.») 
— 75

Сапанжа, Ольга Сергеевна — доктор культурологии, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург, sapanzha@mail.ru

Тема детства в пространстве художественного и научного дискурса является вполне самостоятельной, претендующей на отдельный формат исследовательских и просветительских практик. В искусствоведении проблематику детства как феномена художественной культуры традиционно рассматривают сквозь призму портретного или (реже) бытового жанра, демонстрирующего, скорее, не эволюцию реального статуса детства как этапа жизни и способов его обеспечения, а понимания художественного образа — отражения концепций стилей или идеологем (классицизма, сентиментализма, романтизма, революционного пафоса, борьбы с врагами и т.д.). В советский период концепт «советское детство» приобрел самостоятельные черты, определяемые, с одной стороны, идеологическими установками и включением детства в программу построения коммунизма, но, с другой стороны, определяемые общемировыми трендами — вторым демографическим переходом и связанным с ним формальным увеличением периода детства и его качества. При этом динамика в понимании детства не была однородной, как не был единым советский период — концепт «советское детство» в 1930-е гг. и в 1960-е гг. представлял собой совершенно разные модели — и содержательно, и визуально. В статье на основе материалов Музея «ХХ лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945–1965 гг.» представлен анализ образов ребенка в советской культуре 1960-х гг.
Для наглядности были выбраны произведения двух видов искусств — фотографии и фарфоровой интерьерной пластики и один сюжет, достаточно часто встречающийся в советском искусстве — ребенок и зима. Изучение общего сюжета в произведениях разных видов искусств подтверждает тезис о том, что в 1960-е гг. происходит окончательное сложение детства как элемента массовой культуры, в котором художественный образ максимально сопряжен с реальными общими практиками детского мира.
Ключевые слова: детство, советское детство, счастливое детство, советская фотография, советский фарфор, советская фарфоровая интерьерная пластика, зима.

 Бакаютова Л.Н. МУЗЕЙНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗНАКОВ ПОЧТОВОЙ ОПЛАТЫ — 86

Бакаютова, Людмила Николаевна — кандидат культурологии, главный хранитель Государственной коллекции знаков почтовой оплаты, Центральный музей связи имени А.С. Попова, Россия, Санкт-Петербург, bakayutova@rustelecom-museum.ru

Визуализация различных графических носителей информации в тематических и постоянных экспозициях музеев, в первую очередь, отражает историко-культурный контент музейного собрания или экспозиции, а с точки зрения потенциала использования несколько отличает популярные графические носители друг от друга. К предметам группы малой графики мы можем отнести знаки почтовой оплаты, включая художественные маркированные карточки, открытки, а также, с некоторой долей условности, плакаты. В данной статье рассматриваются, в основном, знаки почтовой оплаты как музейные предметы, поскольку они составляют большую часть фондов Центрального музея связи имени А.С. Попова в Санкт-Петербурге и являются значительной частью его музейной экспозиции и временных выставок.
Ключевые слова: знаки почтовой оплаты, музейный потенциал почтовой марки,
свойства музейного предмета.

  Хвостова Г.А. СТАТУЯ «АЛЛЕГОРИЯ ИСКРЕННОСТИ» МАРИНО ГРОПЕЛЛИ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МРАМОРНОЙ СКУЛЬПТУРЫ ЛЕТНЕГО САДА — 94

Хвостова, Галина Александровна — ведущий научный сотрудник, Государственный Русский музей, ответственный хранитель скульптуры Летнего сада, заслуженный работник культуры РФ, Россия, Санкт-Петербург, HvostovaGalina@yandex.ru

Статуя «Аллегория Искренности» из Летнего сада работы венецианского мастера Марино Гропелли является одним из знаковых произведений коллекции мраморной скульптуры Петра Великого. До настоящего времени, если не считать кратких сведений о появлении в Санкт-Петербурге, ее индивидуальная трехсотлетняя история на берегу Невы оставалась малоизученной. Настоящий материал призван исправить указанное обстоятельство. Помимо описания и анализа произведения, предлагается подробная картина его реставраций на протяжении XVIII–XXI вв., реконструированная на основе изучения
имеющихся архивных данных, а также личного практического опыта автора, являющегося хранителем скульптуры Летнего сада. Многочисленные реставрационные операции подтверждают сложную экспозиционную судьбу «Аллегории Искренности» в Летнем саду. Мероприятия по реставрации и копированию статуи в начале XXI в., произведенные в рамках масштабной реставрации Летнего сада, способствовали принятию логичного
решения о замене мраморного подлинника на аллее сада копийным произведением, исполненным по новейшим современным технологиям из мраморной крошки на основе полимера. Такой поворот вселяет надежду на благоприятное пребывание мраморной статуи в экспозиционном пространстве филиала Государственного Русского музея — Михайловского замка.
Ключевые слова: Летний сад, статуя «Аллегория Искренности», реставрация, Гропелли.

НАСЛЕДИЕ

  Аброськина Е.В. «СВОБОДНЫЕ ЖЕНЩИНЫ ВОСТОКА»:
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ
ЖЕНСКОГО ВОПРОСА В ЭКСПОЗИЦИЯХ
ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ЭТНОГРАФИИ В 1920–30-е гг. 
— 106

Аброськина, Евгения Вячеславовна — магистр музеологии, научный сотрудник, Институт всеобщей истории РАН, Россия, Москва, evgeniia.abroskina@gmail.com

В статье анализируется репрезентация советской политики в области женского вопроса в экспозициях Государственного музея этнографии в 1920–30-е гг. В качестве примера приводится отображение положения женщины на советском Востоке в экспозициях музея. Автор также анализирует концепцию «новой женщины», предложенную А.М. Коллонтай, и рассматривает, каким образом эта идея нашла отображение в экспозиции. Традиционно, в советской риторике женщины из мусульманских регионов бывшей Российской империи рассматривались как жертвы патриархального и капиталистического
строя, над ними довлели нормы религиозного и обычного права. Советская власть, путем распространения коммунистических идей через женотделы, периодические издания, кинематограф, стремилась освободить «женщин Востока». Освобожденная женщина должна была обладать равными правами с мужчинами, участвовать в коллективном труде и общественной работе, имела право на досуг и помощь со стороны государства. Два этих образа — закабаленной и освобожденной женщины Востока — нашли отражение в экспозициях Государственного музея этнографии, они должны были наглядно демонстрировать угнетенное положение женщины в дореволюционный период и позитивные изменения, которые привнесла советская власть.
Ключевые слова: Российский этнографический музей, музейные экспозиции, женский вопрос, «новая женщина», советский Восток.

 Савченко С.К. НАУЧНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ — 120

Савченко, София Константиновна — бакалавр музеологии, студент магистерской программы, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, sofiasavchenko22@gmail.com

В статье предпринята попытка выявить роль научно-вспомогательного материала в музеях в различные исторические периоды, а также определить специфику научно-вспомогательного материала в музеях различных профилей. В статье рассмотрены некоторые практики применения научно-вспомогательного материала в том или ином социально-политическом контексте, демонстрирующие потенциал данной группы экспозиционных материалов: создание текстов, объясняющих музейный предмет, в экспозициях художественных и естественно-научных музеев XIX в., активное использование вспомогательного материала для осуществления пропаганды или реализации кураторского проекта в советских и американских музеях первой половины XX в., эксперимент с полным отказом от научно-вспомогательного материала в европейских художественных музеях в середине XX в. В статье также отражены изменения внешнего вида и внутреннего содержания научно-вспомогательного материала на примере экспозиций конкретного музея — проведен сравнительный анализ экспозиций Военно-медицинского музея, созданных в 1951 и 2001 гг. Обращение к опыту прошлого актуально для определения возможностей научно-вспомогательного материала, а также его значения в современных музейных экспозициях.
Ключевые слова: научно-вспомогательный материал, экспозиция, этикетаж, Военно-медицинский музей.

 Цяньшу Сяо ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКОВ-РЕСТАВРАТОРОВ
В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ В XXI в.: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ 
— 129

Цяньшу, Сяо — аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург, 375171326@qq.com

В статье проведен теоретический анализ российских программ, подготавливающих художников-реставраторов. Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать проблемы и условия подготовки художников-реставраторов в российских университетах. Научная новизна заключается в выявлении и сопоставлении проблем и условий подготовки художников-реставраторов в различных университетах. В результате исследования определено, что во многих высших образовательных учреждениях существуют
одинаковые проблемы подготовки специалистов в области реставрации.
Ключевые слова: изобразительное искусство, реставрация, художник-реставратор, живопись, университет.

Скачать файл целиком МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ. 2022. № 2 (12).