МУЗЕЙ — ПАМЯТНИК — НАСЛЕДИЕ 2 (4) / 2018

МУЗЕЙ — ПАМЯТНИК — НАСЛЕДИЕ 2 (4) / 2018

ПРОБЛЕМА В ФОКУСЕ: ФЕНОМЕН ПРОВИНЦИАЛЬНОГО МУЗЕЯ В РАННЕСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

   Уткина Н.А. СТРОИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ В 1918-1924 гг.  — 5

Уткина, Надежда Алексеевна — кандидат исторических наук, зав. сектором экспо-
зиционно-выставочной работы, Музей Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород, cucula86@mail.ru.

Статья посвящена основным структурным и качественным изменениям в деятельности Нижегородского городского художественного и исторического музея в 1918–1924 гг. в сравнении с дореволюционным периодом развития нижегородских музейных учреждений: участие владельцев национализированной усадьбы в организации музея, введение понятия «народный» по отношению к музею и поступавшим сюда дворянским и помещичьим коллекциям, изменение социального состава посетителей, методологических основ создания экспозиций, приглашение к руководству и сотрудничеству с музеем новых лиц, в том числе и из других городов. Источниковую базу статьи составил корпус неопубликованных ранее архивных документов.
Ключевые слова: Нижний Новгород, исторический музей, художественный музей,
народный музей, реорганизация, И.С. Рукавишников, М.С. Рукавишников, Л.В. Розенталь.

 Гурьянов В.В., Гурьянов В.Н., Чубур А.А. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ АРХЕОЛОГИ-ЛЮБИТЕЛИ — СОЗДАТЕЛИ ПЕРВЫХ
КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ БРЯНСКОЙ ГУБЕРНИИ 
 16

Гурьянов, Валерий Николаевич — начальник отдела организации научных исследований, Брянский государственный университет им. академика                    И.Г. Петровского, Россия, Брянск, gurian032@mail.ru;
Гурьянов, Василий Валерьевич — аспирант, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Россия, Брянск, romanteg32@gmail.com;
Чубур, Артур Артурович — кандидат исторических наук, директор Научно-исследо-
вательского центра комплексного изучения Среднедеснинского региона, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Россия, Брянск, fennecfox66@gmail.com.

В первые годы советской власти во вновь сформированной Брянской губернии РСФСР по инициативе энтузиастов-краеведов развернулось музейное строительство. В уездном городе Трубчевск (летописный Трубеч) ученый лесовод и археолог-любитель Георгий Михайлович Поршняков создал в приобретенном им доме Трубчевский естественноисторический и археологический музей. Этот музей был первым на территории Брянской губернии. Вслед за ним бывший статский советник и инспектор народных училищ, историк и искусствовед Сергей Сергеевич Деев добился создания в губернском центре Брянске второго в регионе музея. Он получил название Брянский губернский музей местного края. Оба энтузиаста были назначены директорами созданных ими музеев и продолжали активно пополнять их фонды, вести просветительскую и научно-исследовательскую работу. Г.М. Поршняков начал раскопки средневекового курганного некрополя Квеутнь.
С.С. Деев открыл первую в Брянском Подесенье палеолитическую стоянку Супонево. Оба занимались созданием подробных археологических карт Брянского и Трубчевского уездов. С началом сталинского «великого перелома» оба директора были уволены и изгнаны из созданных ими музеев как представители «старорежимной» интеллигенции. В статье приводятся основные биографические сведения о Г.М. Поршнякове и С.С. Дееве.
Ключевые слова: Георгий Поршняков, Сергей Деев, Трубчевский естественноисторический и археологический музей, Брянский губернский музей местного края, Брянская губерния.

 Телина С.А. ПЕРВЫЙ МУЗЕЙ ГОРОДА САРАНСКА:
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 1918–1928 гг. 
— 27

Телина, Светлана Анатольевна — зав. историческим отделом, Мордовский респу-
бликанский объединенный краеведческий музей им. И.Д. Воронина, Россия, Саранск, kraeved13rus@gmail.com.

Статья посвящена истории создания Музея родного края, открытого в г. Саранске
в ноябре 1918 г. по решению уездного Отдела народного образования. Помощь в организации музея оказывала группа интеллигенции города, которая в 1919 г. объединилась в Общество изучения родного края. Опираясь на архивные документы, автор показывает проблемы и трудности работы провинциального музея: отсутствие постоянного здания и оборудования, сложности комплектования и хранения фондов, недостаток кадров. В 1928 г. Музей родного края, возникший как Музей Саранского уезда, меняет свой статус и переименовывается в Мордовский окружной краеведческий музей.
Ключевые слова: Музей родного края, Общество изучения родного края, комплектование коллекций, построение экспозиции, выставки, сотрудники музея.

 Виноградова Ю.А. МУЗЕЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СОВЕТСКОЙ ПРОВИНЦИИ. ИСТОРИЯ МУЗЕЯ г. КИНЕШМЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1919–1920-е гг. — 36

Виноградова, Юлия Александровна — младший научный сотрудник, Кинешемский
художественно-исторический музей, Россия, Кинешма, juli-vinolub@mail.ru.

В центре внимания статьи — проблемы организации музея в г. Кинешме Ивановской области. Раскрывается важность и востребованность данного музея для небольшого провинциального города. Цель статьи — дать характеристику деятельности музея в первое десятилетие советской власти. Автор впервые прослеживает преемственность с земским музеем наглядных пособий и педагогическим музеем. Автор приходит к выводам, согласно которым, в 1919–1920-е гг. музейные работники, несмотря на трудности данного периода, в условиях ограниченных ресурсов (финансовых, человеческих, административных), стремились к собиранию, пропаганде и популяризации обновленного музейного собрания.
Ключевые слова: земская реформа образования, музей, национализация, просветительская деятельность, Кинешемский уезд, Ивановская область.

МУЗЕЙ

  Слепкова Н.В. О ПЛАНАХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗООЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ЗООЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА АН СССР В ЛЕНИНГРАДЕ
ПЕРЕД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНОЙ 1941–1945 гг. 
— 43

Слепкова, Надежда Валентиновна — кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Зоологический институт РАН, Россия, Санкт-Петербург, Nadezhda.Slepkova@zin.ru.

В статье описаны планы по улучшению деятельности Зоологического музея в Ленинграде, которые разрабатывались накануне Великой отечественной войны. Задача интенсификации деятельности музеев соответствовала планам властей о превращении их в боевые пункты политико-просветительской работы. Грандиозные проекты реэкспозиции Зоологического музея, начатой в начале 1930-х гг., проект работ в первом зале И.Д. Стрельникова 1937 г. наталкивались на недостаточность средств к их реализации. Были запланированы шаги по поднятию статуса всех академических музеев, превращения их в самостоятельные отделы институтов, возглавляемые лицом, входящим в состав дирекции института, со строго фиксированными ассигнованиями, штатами, планами работ
и помещениями. В этом ключе был разработан новый Проект положения о Зоологическом музее. Ряд принятых решений относительно кадров был реализован в предвоенное время.
Ключевые слова: Зоологический музей, академические музеи, И.Д. Стрельников.

 Hookk D.Yu. “RETURNABILITY” AS A CRITERION OF A SUCCESSFUL MUSEUM  — 56

Hookk, Daria Yurievna — Ph.D. in Philology, Senor Research Fellow, the State Hermitage, Russian Federation, Saint Petersburg, hookk@hermitage.ru.

The modern trends and innovations are described by the museum experts in order to propose a solution, how success can be evaluated. Why they fix some necessary innovations in order to evaluate effectiveness? Supposing the new facilities and services attract people and help increase income, the managers control the number of innovations they do to analyse a museum as a big system with input, output and feedback. Strictly speaking, the magic of big numbers was described by Marie-Louise von Franz. The ability to manage numbers gives power. It is easier to believe figures than to make logical conclusions. The change of museum communication paradigms resulted in decreasing of the influence of cognitive component on the success
of the museum. That means the success of a museum does not depend on the innovative approaches or modern trends like the increasing number of multimedia in exhibition halls, it is influenced by the attractive atmosphere leading to a desire to come again with friends or with the family. Targeting at the young visitors creates / attracts the constant museum audience for the following decades. Since the generation Y was revealed as the mainstream of the museum public, the suggestion is to use in designing web-sites the methodology clear and understandable to the generation Y.
Key words: museum, effectiveness, museum communication, returnability.

 Чесняк М.Г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА ПОСЕТИТЕЛЯМИ МУЗЕЯ — 62

Чесняк, Марина Геннадьевна — кандидат педагогических наук, зав. отделом культурно-образовательной деятельности и приема посетителей, Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, Россия, Ставрополь, mchesnyak@mail.ru.

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты приобщения посетителей музея к интерпретации музейного предмета. Познавательный вид музейной коммуникации предполагает создание условий для первого шага интерпретации посетителями музейного предмета с помощью педагогических методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Условия для второго шага интерпретации создаются при использовании педагогических методов формирования сознания, организации деятельности
и формирования опыта общественного поведения, контроля эффективности музейной коммуникации как педагогического процесса. Психологические аспекты познавательной музейной коммуникации, способствующей первому шагу интерпретации музейного предмета связаны с активизацией: 1) произвольного внешне- и внутренненаправленного восприятия и произвольного внимания (методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения экскурсантов); 2) оперативной, двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической, произвольной и когнитивной видов памяти (методы контроля эффективности музейной коммуникации); 3) мышления (методы формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения). На уровне непосредственно интерпретации музейная коммуникация характеризуется внутренненаправленным восприятием, послепроизвольным вниманием, долговременной памятью, мышлением, характеризующимся высказыванием суждений на основе анализа, сопоставления и последующих умозаключений относительно музейного предмета как источника информации.
Ключевые слова: предпонимание, интерпретация, познавательная музейная коммуникация, методы общей педагогики, экскурсионные методы, психологические процессы.

ПАМЯТНИК

 Пудов Г.А. О ЖЕЛЕЗНЫХ СВЕТЦАХ ИЗ СОБРАНИЯ ОТДЕЛА
НАРОДНОГО ИСКУССТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ
 
— 72

Пудов, Глеб Александрович — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, Государственный Русский музей, Россия, Санкт-Петербург, narodnik80@list.ru.

Светцы — железные подставки для лучин. Они изготавливались деревенскими кузнецами. На протяжении столетий светцы были единственным видом освещения крестьянского дома. Несмотря на обилие таких вещей в музейных собраниях, до последнего времени они мало привлекали внимание исследователей. Лишь недавно появились труды, посвященные этой области русского народного искусства. В них освещаются некоторые аспекты истории промысла, анализируются некоторые музейные и частные собрания. В данной статье рассматривается коллекция светцов из Отдела народного искусства
Государственного Русского музея. Определены ее основные особенности, рассмотрена история бытования некоторых предметов. Собрание включает более полусотни вещей. Большинство из них происходят из Вологодской и Архангельской губерний.
Ключевые слова: светец, крестьянский дом, железо, освещение, музейная коллекция, народное искусство, В.В. Суслов, Б.Я. Мильман, В.А. Таубер.

 Хвостова Г.А. НЕИЗВЕСТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ
НЕИЗВЕСТНОГО АРХИТЕКТОРА. Н.Т. СТУКОЛКИН В ЛЕТНЕМ САДУ 
— 82

Хвостова, Галина Александровна — искусствовед, ведущий научный сотрудник, Государственный Русский музей, хранитель скульптуры Летнего сада, заслуженный работник культуры РФ, Россия, Санкт-Петербург, HvostovaGalina@yandex.ru.

В процессе анализа архивных материалов конца XIX — начала XX века по истории памятников и коллекции скульптуры Летнего сада, часто встречается имя Н.Т. Стуколкина, архитектора Министерства императорского двора, осуществлявшего надзор за всеми работами, проводившимися в Летнем саду. Деятельность архитектора до настоящего времени оставалась не изученной. Предлагаемые материалы, впервые вводимые в научный оборот, повествующие о роли Н.Т. Стуколкина в решении задач реставрации, ремонтных и хозяйственных работ в отношении памятников Летнего сада указанного периода, призваны заполнить этот пробел и способствовать дальнейшему изучению биографии архитектора. Н.Т. Стуколкин успешно руководил мероприятиями по реставрации коллекции мраморной скульптуры, собранной Петром Великим в начале XVIII в.; по долгу службы занимался планированием как реставрационных, так и хозяйственных работ по всем постройкам Летнего сада: павильонам «Чайный Домик» и «Кофейный Домик»; оградам со стороны Невы и Мойки. В 1911 г. именно Стуколкин отвечал за установку памятника работы Бернштама «Царь — Плотник» на берегу Лебяжьего канала. Одновременно он осуществлял надзор за торговавшими арендаторами павильонов, пресекал их зачастую
неправомерные действия, не соответствовавшие статусу Императорского Летнего сада. Занимался Стуколкин также рассмотрением смет, подаваемых многочисленными исполнителями и кандидатами на проведение различного рода работ по саду. Свои разнообразные обязанности, судя по архивным данным, Н.Т. Стуколкин исполнял вплоть до 1917 г. Деятельность архитектора в последующие годы вне Летнего сада не входила в задачи настоящего исследования и пока остается неизвестной. Скончался Н.Т. Стуколкин в 1941 г.
Ключевые слова: архитектор Министерства императорского двора, скульптура Летнего сада, ремонтно-реставрационные работы, Н.Т. Стуколкин.

 Мантуров М.В. МУЗЕЙНАЯ ПОЛИТИКА 1917–1935 ГОДОВ:
НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕКЦИЙ МРАМОРНОГО ДВОРЦА 
— 96

Мантуров, Михаил Владимирович — научный сотрудник, Государственный Русский музей, Россия, Санкт-Петербург, manturov@yandex.ru.

В статье рассматривается история коллекций Мраморного дворца в сложный и по-
рой трагический период в истории России с 1917 по 1935 гг. Первый кратковременный период относится ко времени существования Временного Правительства с марта по октябрь 1917 г. Итогом работы Временного Правительства стало приобретение Мраморного дворца и хранящихся в нем коллекций в национальную собственность. Но это решение не было осуществлено на практике. Второй этап проходил с октября 1917 по март 1935 гг., когда Мраморный дворец обрел статус памятника государственного значения,
находящегося под охраной. В этот период коллекции дворца стали частью Государственного Музейного Фонда и были переданы в различные музейные собрания нашей страны. В настоящее время они хранятся во многих музеях страны, а также за рубежом.
Ключевые слова: Мраморный дворец, Временное Правительство, Петроград, Государственный Музейный Фонд, Декреты СНК РСФСР.

НАСЛЕДИЕ

 Лысенко О.А. КАРТИННАЯ РАМА В МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ:
ПРОБЛЕМЫ ПОДЛИННОСТИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ 
— 103

Лысенко, Оксана Александровна — старший научный сотрудник, Государственный
Русский музей, Россия, Санкт-Петербург, lysenko-oks@mail.ru.

Рамы занимают значительное место в экспозиции художественного музея: они дополняют живопись, влияют на ее восприятие и, вместе с тем, организуют пространство зала. Образ музейной экспозиции, то, какие мысли, эмоции, ассоциации она пробуждает, зависит не только от картин, но и от рам, в которых они представлены. Между тем, российские музеи в большинстве своем до сих пор не пришли ни к пониманию роли рамы в восприятии картины и значения авторской рамы, ни к осознанию рамы как произведения искусства, неразрывно связанного с живописью и шире — с культурой своего времени. Теоретически, художественные музеи при создании экспозиции строго придерживаются принципов подлинности и научности. На практике все обстоит иначе. Выбор рам для экспонируемых полотен не предваряется научным исследованием. С развитием багетного рынка отечественные музеи активно включились в чреватую последствиями
подмену оригиналов более чем посредственными имитациями. Наметилась тревожная тенденция утраты «вкуса к подлинности».
Ключевые слова: рама, картина, аутентичная рама, экспозиция, музей, подлинность, авторский замысел, реставрация, консервация.

 Василев Н.К., Куманова А.В., Казански Н.Р.
К ПРОБЛЕМЕ АНТОЛОГИЗМА
В БОЛГАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (1910–2018 гг.):
ИСТОРИОГРАФО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ДИСКУРС 
— 112

Василев, Николай Куртев — кандидат наук по теории научной информации, ассистент, Университет библиотековедения и информационных технологий, Болгария, София, vasilef2009@abv.bg;
Куманова, Александра Венкова — доктор педагогических наук, профессор, Университет библиотековедения и информационных технологий, Болгария, София, alexkum@abv.bg;
Казански, Никола Рачев — кандидат наук, доцент, Центральная библиотека Болгарской академии наук, Болгария, София, nkazanski@abv.bg.

В статье антологии рассматриваются как часть культурного наследия Болгарии. Показано, что создатели антологий творят своеобразные литературные эпистемии, узаконивающие присутствие авторов, заголовков и литературных направлений, ипостатически вплетенных в изящно расписанный свод болгарской изящной словесности. Приведены 37 антологий за 1910–2009 гг., отобранные на базе изучения свыше 400 печатных образцов антологических форм. По хронологическому признаку подачи материала представлены следующие группы антологий: болгарской поэзии; болгарской беллетристики; болгарской драматургии; утилитарной художественной литературы, рекомендованной для
разных социальных, политических, культурных и культурно-просветительских мероприятий; болгарской художественной литературы для детей; болгарских юмористических и сатирических литературных произведений; переводной и иностранной художественной литературы; антологии болгарской и переводной иностранной художественной литературы. Выделена «Золотая хрестоматия Болгарии» (2014, 2015, 2018), впервые в истории охватывающая весь хронотоп историко-литературного процесса (ІХ–ХХІ вв.). Болгарские литературные антологии — неотъемлемая часть болгарской литературной истории.
Большинство их составителей следовали вкусу своего времени и, за малыми исключениями, никогда не шли на компромисс с подлинным литературным вкусом (несмотря на тематические знаменатели, снятые в семантические базы). Всегда отбирались не просто высокие, а универсальные художественные ценности. Когда заходила речь об иностранных писателях, ведущим мотивом вновь был показ универсальных художественных моделей, которые возможно приобщить к болгарскому литературному вкусу. Раскрытые черты гуманитарных измерений болгарского антологизма 1910–2018 гг. поднимают макровопрос о магистрале художественной литературы — языкознания — литературоведения в пространстве истории — культуры — переводческих традиций, где антологии выступают в качестве знака культурного наследия Болгарии. Здесь скрыт глубинный
универсальный код проявлений национального духа, неотделимого от мирового историко-культурного процесса цивилизации.
Ключевые слова: антология, болгарская литература, историко-библиографический
дискурс, культура, наследие.

  Лун Цзыянь СИНТЕЗ МАТЕРИАЛЬНОГО И НЕМАТЕРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ХОРЕОГРАФОВ-ПЕДАГОГОВ В КНР — 129

Лун, Цзыянь — аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург, long_ira@mail.ru.

В статье обосновывается актуальность изучения материального и нематериально-
го наследия европейского балета для китайского хореографического образования через обращение к материальной составляющей этого наследия в форме пластических искусств. Раскрывается двойственность синтеза искусств, имеющего как план выражения, так и план содержания. Подчеркивается особая роль культурного наследия в работе над художественным образом в балетном спектакле. Отмечается особенность русской хореографической школы, акцент в которой делается на воспитании артиста-художника. Описывается ситуация в китайской хореографической системе образования, в которой имеет
место сложность с интеграцией европейского опыта, необходимого для выхода китайской хореографической школы на мировой уровень. Делается вывод о необходимости включения курсов по освоению наследия пластических искусств Европы в образовательную программу обучения китайских артистов балета.
Ключевые слова: хореография, пространственные искусства, Китай, китайское образование, хореографическое образование, синтез искусств.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 Бусыгин А.Е. [Рец. на кн.:] Бонами З.А. Как читать и понимать музей. Философия музея. М.: АСТ, 2018. 224 с. ISBN: 978-5–17-098517-3 — 136

Бусыгин, Андрей Евгеньевич — доктор экономических наук, профессор, действительный государственный советник Российской Федерации первого класса, главный научный сотрудник, Институт социально-политических исследований РАН, Россия, Москва, busygin.andrei@gmail.com.

Автор обращается к одному из немногочисленных музеологических исследований
последнего времени, осуществленных российскими исследователями. Отмечая доступность языка книги и живость изложения, как ее несомненные достоинства, рецензент подчеркивает, что по своему содержанию она далека от упрощенчества в трактовке темы музея, его генезиса и современного состояния. В тексте рецензии анализируются все шесть очерков, составивших книгу, и особо отмечается значимость слова «философия» в ее заглавии. Специальный интерес, по мнению рецензента, представляют разделы, посвященные размышлениям о дальнейшем пути развития музеев, прежде всего, отечественных, в которых знания хорошо подготовленного аналитика подкрепляются живым беспокойством музейного профессионала, глубоко чувствующего природу музея изнутри. Высокой оценки, по мнению рецензента, заслуживают полиграфия издания и под-
бор иллюстративного материала.
Ключевые слова: философия музея, институт памяти, нравственная сущность музея, музейный скептицизм, гуманитарная среда.

Скачать файл целиком МУЗЕЙ — ПАМЯТНИК — НАСЛЕДИЕ. 2018. № 2 (4).