Научно-практическая конференция «Народный костюм Русского Севера: изучение, сохранение, реконструкция»

Сохраняя традиции Севера

С 16 по 19 августа 2022 г. в Каргопольском историко-архитектурном и художественном музее прошла научно-практическая конференция «Народный костюм Русского Севера: изучение, сохранение, реконструкция». На конференции был рассмотрен круг вопросов, связанных с изучением и сохранением, реконструкцией и популяризацией традиционного народного костюма.

Конференция была посвящена двум исследователям – Наталье Ильбрусовне Тормосовой и Наталье Павловне Лютиковой. Эти две женщины внесли значительный вклад в изучение истории и культуры Русского Севера.
Наталья Тормосова – историк, исследователь, ее имя знакомо не только жителям Каргополья, но и далеко за его пределами. Ее книга «Каргополье. История исчезнувших волостей» – это фундаментальный труд, которому автор посвятила свою жизнь, это энциклопедия каргопольских деревень.
Наталья Павловна Лютикова – исследователь северного костюма, известный эксперт по народному костюму, текстилю и ткачеству; автор многочисленных научных трудов, Народный мастер Российской Федерации.

Три дня в музейных залах шел заинтересованный разговор друзей и единомышленников, увлеченных традиционным народным костюмом. Прозвучало много разнообразных и интересных докладов. Часть сообщений носила исторический, исследовательский характер, еще одна часть докладов была практической. Мастера делились своим опытом реконструкции головных уборов, технологиями золотного шитья, традиционного ткачества, вышивки.

Коллеги из республики Карелии поделились опытом по популяризации народного костюма. Сотрудник Национального музея Республики Карелия Екатерина Логвиненко выступила с докладом «Каргопольский золотной плат из собрания Национального музея Республики Карелия: исследование и опыт воспроизведения». Мастер по костюму Наталья Денисова рассказала о том, как продвигается процесс популяризации традиционного костюма в Республике Карелия. Специалист Историко- архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» Владлена Кантор выступила с докладом об опыте реконструкции традиционных девичьих и женских комплекса Заонежья и Поморья.

Два доклада были посвящены реставрации музейных предметов. Галина Григорьева рассказала о реставрации косоклинного сарафана из фондов Каргопольского музея. Сотрудник Государственного исторического музея Екатерина Барабанова поделилась проблемами реставрацию поднизей у традиционных головных уборов.

Слушателям конференции были представлены обзоры коллекций женских и мужских костюмов из музеев «Малые Корелы», Национального музея Республики Коми, Каргопольского музея, Музея изобразительных искусств Республики Карелия. Большой интерес вызвали доклады о традиционном ткачестве женских рубах, о верхней одежде, об использовании меха в традиционной одежде, о северных поясах с текстами, о мужских портах. Елизавета Шевелева поделилась своими наблюдениями об изображении традиционного костюма в каргопольской глиняной игрушке.

Особый интерес вызвала работа по реконструкции каргопольского женского праздничного костюма, которую на протяжении десятка лет выполняют мастера студии «Русские Начала» (г. Москва) во главе с руководителем Татьяной Вальковой. Они представили свой опыт по реконструкции традиционного народного костюма. Их работа – это комплексный подход к изучению костюма: экспедиции, работа с информантами по сбору материала, изучение подлинных предметов в музеях, и на основе полученных материалов – исторически выверенное, достоверное изготовление реплик костюма. На конференции они представили реконструкцию каргопольского женского костюма конца XVIII века. Рубаха с вышитыми оплечьями, косоклинный сарафан из шелка, редкий головной убор – почелок и убор в виде полотенца, которым покрывали голову молодой девушки. Слушателям была представлена уникальная возможность увидеть женский праздничный костюм каргопольской девушки конца XVIII века.

Участникам конференции были представлены два музейных проекта: выставка «Ах, частушка, хороша!» в рамках проекта «Каргопольская частушка: от рукописи к живой традиции!», поддержанного Благотворительной программой «Музеи Русского Севера» компании Северсталь, и выставочный проект «Открытие Севера. Дивование», поддержанный Президентским фондом культурных инициатив.

Можно с уверенностью сказать, что тема конференции была выбрана очень удачно. Огромный интерес у исследователей к северному костюму, особенно к традиционному женскому костюму не ослабевает, а, наоборот, всё усиливается. Очень важно, что мы увидели интерес и у местных жителей, которые присутствовали на конференции. Данное событие принесло всем присутствующим яркие впечатления, новые знания и интересные знакомства.

О.Б. Пригодина
главный хранитель Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея

Реконструкция женского праздничного костюма на конец XVIII в. Работа выполнена студией традиционного костюма «Русские Начала»                      (фото А. Овчинникова)

НАСЛЕДИЕ ПЕТРА I В XXI ВЕКЕ: МУЗЕЕФИЦИРУЯ КУНСТКАМЕРУ (Круглый стол 3 октября 2022 г.)

03 октября 2022 года Кафедра музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета совместно с Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН в рамках международной научной конференции «ПЁТР I И СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ НАУКИ» проводит круглый стол «НАСЛЕДИЕ ПЕТРА I В XXI ВЕКЕ: МУЗЕЕФИЦИРУЯ КУНСТКАМЕРУ».

14.00–17.00

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) (Университетская набережная, д. 3)

Ведут заседание Виталий Геннадьевич Ананьев и Наталья Павловна Копанева

Программа  круглого стола:

Пиотровский Михаил Борисович (академик РАН, директор Государственного Эрмитажа, заведующий кафедрой музейного дела и охраны памятников СПбГУ). Приветственное слово

Головнев Андрей Владимирович (член-корреспондент РАН, директор МАЭ РАН). Приветственное слово

Майстровская Мария Терентьевна (МГХПА им. С.Г. Строганова)

Архитектурно-художественная среда, принципы и приемы экспозиций западноевропейской кунсткамеры XVI–XVIII вв.

Никонова Антонина Александровна (СПбГУ)

Формы музеефикации экспозиционно-выставочной деятельности музея

Сундиева Аннэта Альфредовна (РГГУ)

Музеефикация: понятие и тенденции современной музейной практики

Бирюкова Марина Валерьевна (СПбГУ)

Кураторский проект как объект наследия: римейки знаковых выставок в пространстве музея

Копанева Наталья Павловна (МАЭ РАН), Абайдулова Анна Галиевна (МАЭ РАН)

Презентация первого российского музея в проекте «Цифровая Кунсткамера XVIII века»

Перевалова Елена Валерьевна (МАЭ РАН), Куканов Денис Алексеевич (МАЭ РАН)

«Петровская Кунсткамера, или Башня знаний» — новый экспозиционный проект МАЭ РАН

Бахарева Наталья Юрьевна (ГЭ)

Галерея Петра Великого: продолжение традиций

Онегин Николай Сергеевич (ГЭ)

Экспозиция «Зимний дворец Петра I»: этапы и проблемы музеефикации мемориального пространства

Слепкова Надежда Валентиновна (Зоологический музей РАН)

К истории петровских реликвий в XX–XXI вв.: взгляд из Зоологического музея

Хвостова Галина Александровна (ГРМ)

Статуя «Аллегория искренности» Марино Гропелли из коллекции мраморной скульптуры Летнего сада

Программа конференции

Круглый стол «Наследие Петра I в XXI веке: Музеефицируя Кунсткамеру» 3 октября 2022 года

В рамках Международной научной конференции «Петр I и становление российской науки» 3 октября 2022 г.

кафедра музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ, Государственный Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) имени Петра Великого РАН проводят круглый стол на тему

«Наследие Петра I в XXI веке: Музеефицируя Кунсткамеру»

В январе 2022 г. в Государственном Эрмитаже открылись первые залы новой экспозиции музея — Галереи Петра Великого. В июне 2022 г. в МАЭ РАН открывается новая экспозиция, посвященная петровской Кунсткамере. Это говорит о востребованности и важности петровского наследия в современном музейном мире. Но одновременно это же ставит на повестку дня и актуальные вопросы совмещения казалось бы противоположных интенций на сохранение и актуализацию этого наследия. Как представить петровский музей в начале XXI в., не впадая в архаику и экзотизацию, учитывая запросы современной аудитории? Возможно ли совместить реэкспозицию музея с сохранением его истории? Может ли сам музей быть объектом музейного показа? Уникальное положение МАЭ РАН и Государственного Эрмитажа как важнейших хранителей петровского наследия и динамично развивающихся музеев мирового значения дает возможность на конкретных примерах обсудить эти актуальные вопросы, совместив теоретическую и эмпирическую перспективы.

Страница конференции: https://events.spbu.ru/events/Peter_I_and_Russian_science

Заявки с указанием информации о докладчике, тематике доклада и форме участия (очная-дистанционная) просьба направлять по адресу: museumconference-spb@mail.ru

Круглый стол планируется к проведению в очно-дистанционном формате.

Информационное письмо

Научно-практическая конференция «Личность и наука в пространстве музея: образ, память, факт» 11 ноября 2022 г.

В мае 2022 г. исполняется 75 лет постановлению Президиума АН СССР о создании в Ленинграде Музея М.В. Ломоносова, а в июле  ̶  70 лет Постановлению Совета Министров СССР о сосредоточении всех материалов, связанных с жизнью и деятельностью Д. И. Менделеева, в Музее-архиве ученого, созданном при Санкт-Петербургском университете. В ознаменование этих событий, важных для формирования музейного ландшафта не только Санкт-Петербурга, но и всей России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и кафедра музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ 11 ноября 2022 г. проводят научно-практическую конференцию «Личность и наука в пространстве музея: образ, память, факт». Конференция проводится в очно-дистанционном формате.

Не ограничивая рассмотрение материала одними лишь мемориальными музеями и экспозициями, посвященными жизни и деятельности ученых, организаторы хотели бы обсудить возможности и потенциал музея в деле презентации как внешней биографии, так и творческих исканий и достижений меморируемого лица. Возможно ли средствами музейного показа передать широкой публике значение и содержание научных открытий? Совместимы ли образ  ̶  как элемент музейного дизайна, память  ̶  как содержание музейной репрезентации и факты  ̶  как основа всякой научной биографики? Что делать, когда мемориальных предметов нет?

Для рассмотрения проблематики предлагаются следующие вопросы:

Мемориальный музей без мемориальных предметов  ̶  поиски путей репрезентации;

Архивный документ в музейной экспозиции и музейном фонде  ̶   возможности и потенциал использования;

Личность героя и личность творца  ̶   роль музейного работника в конструировании образа;

Материальное и нематериальное в мемориальном музее.

Заявки принимаются до 15 сентября 2022 г. по адресам: seminar_100@mail.ru, museumconference-spb@mail.ru

Оргвзнос не предусмотрен. Проезд и проживание участников за счет направляющей стороны. Регламент выступления – 15 минут.

Материалы семинара будут предложены для публикации в журнал «Музей – Памятник – Наследие», издающийся при информационной поддержке ИКОМ России, и в журнал «Кунсткамера», издающийся Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

Оргкомитет

Информационное письмо

Научно-практический круглый стол в режиме онлайн 22.04.2022 (программа)

22 апреля 2022 года Государственный Эрмитаж и Кафедра музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского госдарственного университета проводят в режиме онлайн научно-практический круглый стол

Стратегии и тактики музейного выживания: обобщение опыта пандемии

С программой круглого стола можно познакомиться здесь

 

Научно-практический онлайн-круглый стол «Стратегии и тактики музейного выживания: обобщение опыта пандемии»

Государственный Эрмитаж

Кафедра музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ

объявляют о проведении 22 апреля 2022 г.

Научно-практического онлайн-круглого стола на тему

Стратегии и тактики музейного выживания: обобщение опыта пандемии

Последние два года для музеев были временем адаптации к условиям «новой нормальности», вызванной обстоятельствами глобальной пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и связанными с ней изменения эпидемиологической ситуации. Вызовы, с которыми пришлось столкнуться учреждениям культуры, не имели аналогов в предшествующей истории музейного дела. Скорость реагирования не оставляла возможности для планомерного стратегического планирования долгосрочной перспективы. Как музеи смогли ответить на вставшие перед ними вызовы и что из опыта пандемии исчезнет, как только изменится эпидемиологическая ситуация, а что останется в музейном мире как его неотъемлемая часть? Что нового мы узнали о возможностях цифровых технологий как транслятора музейного опыта и является ли все еще адекватным для описания музея образ «пространственного театра вещей»? Как изменилось наше восприятие музейного предмета, его основных свойств и функций, в результате неизбежной цифровизации музейного визита? Как адаптировались формы научно-просветительской деятельности и как повлияли события последних лет на экспозиционно-выставочные практики? Как повлияли заданные обстоятельства на формы и содержание музееведческого образования? Наконец, какие изменения произошли с аудиторией музея? Эти и другие близкие к ним вопросы предполагается обсудить в ходе онлайн-круглого стола.

Крулый стол планируется к проведению на платформе MS Teams, 22 апреля 2022 г., начало в 11.00.

Заявки, содержащие фио, контактные данные, ученую степень, должность, место работы и тему выступления, просьба направлять по адресам: museumconference-spb@mail.ru и museumspbu@mail.ru

Научно-практический онлайн-семинар «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ»

13 мая 2021 года в 17:00 состоится научно-практический онлайн-семинар «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ», организуемый Кафедрой музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета и Государственным Эрмитажем.

Тема семинара: Музееведение на постсоветском пространстве: Опыт Кавказа.

С докладами выступят

ИНГА КАРАЙЯ — доктор гуманитарных наук, профессор, президент ИКОМ Грузии, руководитель магистерской программы «Музеология» при факультете реставрации, истории и теории искусства, Тбилисская Государственная Академия Художеств им. Аполлон Кутателадзе:

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЕЕВ И МУЗЕЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГРУЗИИ

ДАВИД ПОГОСЯН – кандидат педагогических наук, директор Национального исторического музея Армении, доцент Армянского государственного педагогического университета им. Хачатура Абовяна:

ПОНЯТИЕ «МУЗЕОЛОГИЯ» В АРМЕНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Семинар пройдёт на платформе zoom. Трансляция будет осуществляться здесь: https://vc.spbu.ru/phy

 

 

Будущее музея: музей в визуальной культуре. Отчёт о проведении научно-практического круглого стола.

 

29 апреля 2021 г. на платформе Zoom кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета был проведен научно-практический онлайн круглый стол «Будущее музея: музей в визуальной культуре». Круглый стол был направлен на рассмотрение таких актуальных вопросов современного музееведения и музейного дела, как: : институциональные практики визуальной культуры в начале XXI в.; визуальный поворот в конце ХХ в.: возможность или вызов для музея?; Музей и современная медиасреда; предмет в пространстве визуальной культуры; знак в музейной экспозиции; цифровой музей: предварительные итоги.

Круглый стол вызвал большой интерес со стороны теоретиков и практиков музейного дела, собрав более 20 участников из различных городов России (Санкт-Петербург, Москва, Челябинск, Кемерово). С приветственным словом к участникам семинара обратился Михаил Борисович Пиотровский (академик РАН, академик РАХ, генеральный директор Государственного Эрмитажа, зав. кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета), обозначивший основные вызовы, с которыми сталкиваются музеи в современном мире, для которого характерными оказываются кризис репрезентации и избыток визуального. Он подчеркнул особый статус музея в культуре и жизни общества, важность осуществляемого здесь «перевода» культурного наследия прошлого на язык современности, предполагающего не пассивное следование этому языку, но мягкую трансформацию его по канонам лучшего из того, что было создано человеком в предшествущие эпохи. Цели и задачи семинара были обозначены в выступлениях Антонины Александровны Никоновой (к.ф.н., доцент, зам. зав. кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета) и Ирины Борисовны Соколовой (к. культурологии, старший преподаватель кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета), отметивших актуальность темы визуального в ситуации современного и подчеркнувшей связь научной работы кафедры в этом направлении с обеспечением учебного процесса, в частности, при реализации кафедрой магистерской программы «Визуальные технологии в музее».

В рамках семинара было заслушано 10 докладов, разделенных на 5 тематических раунда. Первый раунд был посвящен теме «Музей — медиа — мультимедиа» и предполагал обращение к проблемам присутствия музея в виртуальном пространстве как действенного инструмента обогащения музейного опыта, получаемого аудиторией. Татьяна Сергеевна Кубасова (кандидат биологических наук, заместитель директора по научно-исследовательской работе, Государственный Дарвиновский музей, Москва) посвятила свой доклад освоению экспозицией Государственного Дарвиновского музея виртуального пространства и такой новой форме музейной работы с посетителями как AR-квест, при помощи которой особым образом осуществляется презентация музейных предметов. А  Светлана Владимировна Бирюкова (зав. Отделом, Центр мультимедиа, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) проанализировала опыт Русского музея в исследовании медийных свойств артефактов в границах одной национальной культуры, рассказав, как в проектах последних лет Центр мультимедиа способствует расширению возможных путей взаимодействия публики с произведением искусства из музейного собрания, опираясь при этом на четкое понимание искусствоведческой основы медийной трансформации артефактов.

Участники второго раунда сконцентрировались на вопросах, связанных с проблемой «Музей на дистанции», поставленной перед музеями обстоятельствами последного года пандемии нового коронавируса.  Дарья Юрьевна Гук (кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) в докладе «Цифры о цифре» проанализировала трудности, связанные с определение репутации и рейтинга музея в условиях дистанционной работы, а также обозначила некоторые инструменты из области менеджмента, которые могут быть применены в данном случаев, акцентировав внимание на конкретных трудностях, с которыми сталкиваются российские музеи сегодня. Эрик Петрович Выходцев (главный специалист просветительского отдела, Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово) дал общую характеристику создания и продвижения музейных блогов и пабликов, осветив специфические черты конкретных платформ, которые могут использоваться в этих целях, и приведя ряд примеров из отечественной музейной практики.

В рамках третьего раунда — «Музей и визуальное в современной культуре» — были заслушаны доклады, в которых авторы анализировали общие основания специфики визуальной культуры современности и их влияние на музейные практики. Александра Николаевна Балаш (д-р культурологии, профессор кафедры Музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры) в докладе ««Бесформенное», «серое», «эластичное» — категории современной визуальной культуры и их преломление в музейном пространстве» показала значение данных категорий для определения и освоения музейного пространства второй половины ХХ в., увязав их генетически с опытами художественного авангарда 1930-х гг. и концептуализировав в проблемном поле актуальной зарубежной музеологии и культурологии. Филипп Андреевич Костриц (кандидат искусствоведения, ведущий специалист по научно-просветительской деятельности музея, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) на примере Гронингенского музея (Нидерланды) показал как пространство художественного музея в конце ХХ — начале XXI вв. откликается на требования актуального искусства и само переживает существенные трансформации.

Четвертый раунд — «Предмет в музее и визуальной культуре» — в центр внимания поставил рассмотрение заявленной темы через призму конкретных кейсов возможного использования отдельных музейных предметов/их категорий в экспозиционно-выставочной деятельности. Ольга Анатольевна Туминская (доктор искусствоведения, заведующая сектором эстетического воспитания, Методический отдел, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) посвятила свой доклад теме «Знак, индекс и символ иконного обрамления», рассмотрев в качестве примера икону как объект художественной культуры и предмет музейного собрания в контексте семиотической теории Ч. Пирса. Мария Львовна Меньшикова (хранитель коллекций китайского прикладного и ювелирного искусства и памятников Дуньхуана, старший научный сотрудник Отдела Востока, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) в докладе «Напольный двусторонний экран XVIII века – шедевр императорского искусства Китая. Как хранить, выставлять и “читать” китайский экспонат в европейском музее. Опыт работы» познакомила слушателей с разработками Государственного Эрмитажа в области изучения и презентации предметов китайского культурного наследия, показав как отдельный предмет, не лишаясь своих уникальных историй, может выступать и в роли знака целостной культуры, базовые установки которой могут быть чужды установкам музейной культуры.

Наконец, пятый раунд — «Пути познания в музее — постижение как погружение» — привлек внимание собравшихся к проблеме особенности эпистемологических процессов, характерных именно для музея как особого феномена культуры. Евгения Александровна Воронцова (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, зав. сектором издательских проектов Государственный музей истории русской литературы имени В.И. Даля, Москва) в докладе «Визуальные и письменные источники в музее и исторической науке – оппозиция или симбиоз?» познакомила собравшихся с итогами работы возглавляющейся ею инициативной исследовательской группы, занятой изучением вопросов роли институтов памяти в информационном обеспечении исторической науки, подчеркнув симбиотические черты взаимодействия вынесенных в название доклада смысловых пар. А Мария Викторовна Зайцева (специалист по музейным программам, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург) предложила общий обзор иммерсивных проектов российских литературно-мемориальных музеев, выдвинув возможные критерии оценивания самой иммерсивности и наметив основы для типологии таких проектов.

Все доклады вызвали горячий отклик у собравшихся и каждый раунд сопровождался оживленными дискуссиями. Следует также отметить и интерес со стороны обучающихся — в качестве слушателей в круглом столе приняли участие студенты кафедры Музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ.

Доктор культурологии В.Г. Ананьев

 

 

 

 

 

Будущее музея: музей в визуальной культуре

Санкт-Петербургский государственный университет и Государственный Эрмитаж объявляют о проведении 29 апреля 2021 года в онлайн-формате научно-практического круглого стола «Будущее музея: музей в визуальной культуре».

Программа:

10.00 — 10.15 — Пиотровский Михаил Борисович (академик РАН, академик РАХ, генеральный директор Государственного Эрмитажа, зав. кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета) — Приветственное слово.

10.15 — 10.20 — Соколова Ирина Борисовна (кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета) — Цели и задачи круглого стола, постановка проблемы.

Первый раунд: Музей — медиа — мультимедиа

10.20 — 10.35 Кубасова Татьяна Сергеевна (кандидат биологических наук,  заместитель директора по научно-исследовательской работе, Государственный Дарвиновский музей, Москва) — Экспозиция Государственного Дарвиновского музея в виртуальном пространстве и AR-квест как способ презентации музейных предметов.

10.35 — 10.50 — Бирюкова Светлана Владимировна (зав. Отделом, Центр мультимедиа, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) — Исследования медийных свойств артефактов в границах одной национальной культуры — опыты Русского музея.

10.50 — 11.00 — вопросы и обсуждение.

Второй раунд: Музей на дистанции

11.00 — 11.20 — Гук Дарья Юрьевна (кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) — Цифры о цифре: репутация и рейтинг музея в условиях дистанционной работы.

11.20 — 11.40 — Выходцев Эрик Петрович (главный специалист просветительского отдела, Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово) — Музейные блоги и паблики: создание и продвижение.

11.40 — 12.00 — вопросы и обсуждение.

Третий раунд: Музей и визуальное в современной культуре

12.00 — 12.20 — Балаш Александра Николаевна (д-р культурологии, профессор кафедры Музеологии и культурного наследия, Санкт-Петербургский государственный институт культуры) — «Бесформенное», «серое», «эластичное» — категории современной визуальной культуры и их преломление в музейном пространстве.

12.20-12.40 — Костриц Филипп Андреевич (кандидат искусствоведения, ведущий специалист по научно-просветительской деятельности музея, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) — Пространство художественного музея в конце ХХ века и актуальное искусство. Опыт Гронингенского музея (Groninger Museum, Groningen).

12.40 — 13.00 — вопросы и обсуждение.

Четвертый раунд: Предмет в музее и визуальной культуре

13.00 — 13.20 — Туминская Ольга Анатольевна (доктор искусствоведения, заведующая сектором эстетического воспитания, Методический отдел, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) — Знак, индекс и символ иконного обрамления.

13.20-13.40 — Меньшикова Мария Львовна (хранитель коллекций китайского прикладного и ювелирного искусства и памятников Дуньхуана, старший научный сотрудник Отдела Востока, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) — Напольный двусторонний экран XVIII века – шедевр императорского искусства Китая. Как хранить, выставлять и “читать” китайский экспонат в европейском музее. Опыт работы.

13.40-14.00 — вопросы и обсуждение.

Пятый раунд: Пути познания в музее — постижение как погружение

14.00 — 14.20 — Воронцова Евгения Александровна (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, зав. сектором издательских проектов Государственный музей истории русской литературы имени В.И. Даля, Москва) — Визуальные и письменные источники в музее и исторической науке – оппозиция или симбиоз?

14.20-14.40 — Зайцева Мария Викторовна (специалист по музейным программам, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург) — Иммерсивные проекты российских литературно-мемориальных музеев.

14.40-15.00 — вопросы и обсуждение, итоги дискуссии.

 

Ожидается организация трансляции круглого стола. 

Научная сессия к 100-летию со дня рождения профессора А.Д. Столяра

Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный Эрмитаж, Институт истории материальной культуры РАН 13-14 мая 2021 г. проводят Научную сессию, посвященную 100-летию со дня рождения почетного профессора СПбГУ А.Д. Столяра.

Абрам Давидович Столяр (1921-2014) – участник Великой Отечественной войны, известный российский археолог, изучал археологические памятники от эпохи мезолита до бронзового века в Приазовье, Нижнем Поднепровье, Крыму, Северо-Западном Кавказе, Севере Европейской части России. В дальнейшем его научные интересы сосредоточились на глобальной и сложнейшей проблеме происхождения и развития изобразительного искусства в глубокой древности. В этой области А.Д.Столяру удалось создать самостоятельную гипотезу происхождения изобразительного искусства еще в эпоху финала нижнего палеолита и прошедшего в своем развитии три последовательные стадии. С 1972 по 1996 гг. А.Д.Столяр заведовал кафедрой археологии исторического факультета ЛГУ — СПбГУ и под его руководством было воспитано целое поколение ленинградских археологов. Его яркие и образные лекции надолго запоминались всем студентам. Многих, кому посчастливилось встречаться на жизненном и научном пути с Абрамом Давидовичем, поражали его острый ум, цепкая память, пытливая мысль, увлеченность работой, доброжелательное отношение к людям, готовность помочь, поддержать словом и делом.

Темы научной сессии отражают направления научной деятельности А.Д.Столяра:

1. Древнее изобразительное искусство

2. Петроглифы Европейского Севера.

3. Каменный век и эпоха бронзы Кавказа

4. Археология в музеях

5. Преподавание археологии

6. «По следам Столяра»: воспоминания, впечатления

Заявки и тезисы докладов следует отправить в Оргкомитет конференции до 25 апреля 2021 г. по адресу: a.stolyar100@mail.ru

Информационное письмо