МУЗЕЙ — ПАМЯТНИК — НАСЛЕДИЕ 1 (3) / 2018

ПРОБЛЕМА В ФОКУСЕ: МУЗЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

 Сапанжа О.С. ФЕНОМЕН МАЛОГО МУЗЕЯ И МИКРО-МУЗЕЯ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ — 5

Сапанжа, Ольга Сергеевна — доктор культурологии, профессор, Российский госу-
дарственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург, sapanzha@mail.ru

В центре внимания статьи — проблемы введения в научный оборот музеологии категорий «малый музей» и «микро-музей». Интерес к этим дефинициям определяется ситуацией развития современного музейного пространства, связанного с количественным ростом музеев этого типа и их активным включением в коммуникационные процессы (взаимодействия с посетителем, партнерских межмузейных проектов и т.д.). В статье кратко анализируется история малых музеев в XIX–XXI вв. и микро-музеев во второй половине ХХ — начале XXI вв., выделяются основные типы малых музеев: художественные (их число невелико), мемориальные музеи (музеи-квартиры, музеи-дачи, монографические музеи), музеи одного класса предметов, музеи истории повседневной культуры, музеи быта. На основании анализа существующих определений, предлагаются
определения малого музея и микро-музея. Малый музей определяется в статье как музей (реже — учреждение музейного типа), который реализует все направления музейной деятельности (собирательская, научно-фондовая, экспозиционно-выставочная, образовательная) в условиях ограниченных ресурсов (финансовых, человеческих, административных), а микро-музей реализует те же направления в условиях сверх-ограниченных ресурсов.
Ключевые слова: музеология, музей, малый музей, микро-музей, музейное про-
странство, культурное пространство.

 Балаш А.Н. МУЗЕЙ КАК «ДРУГОЕ ПРОСТРАНСТВО» КУЛЬТУРЫ — 12

Балаш, Александра Николаевна — канд. культурологии, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Россия, Санкт-Петербург, alexandrabalash@gmail.com

В статье рассматривается ряд современных концептов музея, определяющих его
сущностные и институциональные аспекты в связи с актуальными тенденциями развития культуры. Показано, что концептуальные представления о музее конструируются в диалоге с системной критикой музея в философском дискурсе второй половины ХХ — начала XXI вв. Проанализированы обстоятельства формирования понятий «постмузей» и «постмузеология» в рамках Лестерской школы музейных исследований, которые сопоставлены с рядом других авторитетных концептов. Особое внимание уделяется представлению о музее как гетеротопном пространстве, высказанному М. Фуко и получившему развитие в современной аналитической музеологии. Проанализированы отечественные концепты музея, которые могут быть определены как модели гетеротопного
пространства, выполняющего значимые функции сохранения и личностного постижения смыслов культуры. В целом обозначена эффективность представления о музее как гетеротопном пространстве в контексте осмысления феномена постмузея и развития постмузеологии как научной дисциплины, обращенной к междисциплинарному дискурсу постклассической гуманитарной культуры.
Ключевые слова: музей, постмузей, постмедиальная эпоха, воображаемый музей, музей без стен, гетеротопное пространство, постмузеология, аналитическая музеология.

 Потапова М.В., Иевлева Н.В. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ — 23

Потапова, Марина Васильевна — кандидат философских наук, зав. сектором при-
кладной социологии и работы с молодежью, Государственный Русский музей, Россия, Санкт-Петербург, marinnna@mail.ru;
Иевлева, Наталья Викторовна — ведущий специалист, Государственный Русский музей, Россия, Санкт-Петербург, yevleva@yandex.ru

В статье рассматривается проблема востребованности художественных музеев в современной России на материале результатов социологических исследований и данных статистики. Опросы публики музея дают представление о его естественно сформировавшейся целевой аудитории — заинтересованных в общении с искусством индивидуальных посетителях, которые приходят в музей самостоятельно для осмотра экспозиции и выставок. Сопоставление социально-демографического профиля этой аудитории с социальной структурой современного российского общества демонстрирует, что естественная
целевая аудитория художественного музея — это в основном люди, обладающие относительно высоким социальным статусом, высоким уровнем образования, культуры и материального достатка. Этот вывод соответствует зарубежным данным и, таким образом, является социальным фактом: художественный музей остается институтом, в котором проявляется социальное неравенство. Очевидно, искусство существует и развивается по своим, относительно самостоятельным законам, вне зависимости от той или иной культурной политики и требует для своего восприятия определенного уровня развития. Осмысление этого факта позволяет грамотно определить стратегическое направление работы по привлечению посетителей.
Ключевые слова: востребованность художественного музея, естественная целевая аудитория, социальная стратификация, население страны.

 Бу И. ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ЯНА ФАБРА В КЛАССИЧЕСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ: АСПЕКТЫ ДИАЛОГА ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТИ — 33

Бу, И — магистрант кафедры музейного дела и охраны памятников, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, bovey777@gmail.com

Работа посвящена проблематике совместного экспонирования и культурного диа-
лога современного и классического искусства, которая рассматривается на примере выставочных проектов Яна Фабра — известного современного художника, скульптора, театрального режиссера, хореографа и акциониста. В качестве материала для анализа и сравнения взяты две персональные выставки Яна Фабра — в Лувре (2008 г.) и Государственном Эрмитаже (2016–2017 гг.). В заключительной части работы предпринята попытка анализа феномена демонстрации современного искусства в пространстве классического художественного музея.
Ключевые слова: Ян Фабр, музей, выставка, классическое искусство, cовременное искусство.

МУЗЕОЛОГИЯ — МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

 Бонами З.А. ИГРЫ РАЗУМА С ПРЕДМЕТОМ: В ПОИСКАХ ДЕФИНИЦИИ МУЗЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ — 41

Бонами, Зинаида Аматусовна — кандидат педагогических наук, музеолог, Россия,
Москва, bonamizinaida@gmail.com

Понятие музейная коммуникация, заимствованное из теории информации (1960-е гг.) авторами журнала “Curator”, а затем примененное отечественными исследователями, в частности, З.А. Бонами (в 1980-е гг.), для описания деятельности советских литературных музеев, нуждается сегодня в пересмотре и актуализации. Современный кризис философских теорий, создающих научную «картину мира», существенно девальвирует статус музея как формы предметной репрезентации. Интерпретационные возможности музейной герменевтики оказываются ограничены рядом фактором, связанных с превалированием эмоционально-чувственной сферы: склонностью современных людей воспринимать прошлое в форме личного переживания (интроверсии), а не исторического нарратива, доминированием визуальности, развитием актуального искусства. Таким образом, воздействие современного музея в значительной степени опирается сегодня на эвристику — способность знака (музейного предмета) транслировать не только смыслы, но и чувственную экспрессию аффекта. Актуальная модель музейной коммуникации представляет собой не только информационную технологию, но и сумму предметно-пространственных и межличностных практик общения, включающую диалог «человек–машина». Вместе с тем, опираясь на экспертные оценки, стоит предполагать, что
в исторической перспективе общественная ценность знания, науки и прогресса, а значит и статус музея, как предметной репрезентации, будут восстановлены.
Ключевые слова: музейная коммуникация, музейный предмет, знак, символ, репрезентация, интерпретация, герменевтика, эвристика, аффект, визуальность.

 Куклинова И.А. УНИВЕРСУМ ПРЕДМЕТОВ В «МУЗЕЙНОМ» ТЕАТРЕ            С. КВИККЕБЕРГА — 51

Куклинова, Ирина Анатольевна — кандидат культурологии, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Россия, Санкт-Петербург, i_kuklinova@mail.ru

Одной из тем, входящих в наше время в исследовательское поле исторической музеологии, является изучение трактата фламандца Сэмюэля Квиккеберга, опубликованного в 1565 г. Этот труд считается большинством исследователей первым «музейным» трактатом. Служба Квиккеберга при дворе баварского правителя совпала со строительством специального здания для Кунсткамеры в Мюнхене. Время создания трактата — период популярности трудов, систематизирующих знания. В данной статье прослеживается связь работы Квиккеберга с такими энциклопедиями второй половины XVI — начала
XVII вв. Фламандец описывает мир универсальной коллекции, характерной для эпохи Возрождения. Сложная система классификации универсума охватывает пять классов. Первый включает предметы, связанные с создателем собрания, принадлежащим к избранному кругу эрудитов. Далее следуют классы произведений рук человеческих, природных творений, инструментария. Пятый класс отдан изображениям, что делает трактат востребованным у современных исследователей феномена виртуального музея. Наконец, особого внимания заслуживает тот факт, что обладатель коллекции — не пассивный созерцатель, а активный исследователь, предметы собрания служат изучению законов мироздания. В статье положения трактата иллюстрируются примерами современных Квиккебергу коллекций и их обладателей.
Ключевые слова: С. Квиккеберг, театр, коллекция, Возрождение, Вселенная, микрокосм.

 Бакаютова Л.Н. ФИЛАТЕЛИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЕЯ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС — 59

Бакаютова, Людмила Николаевна — кандидат культурологии, главный хранитель Государственной коллекции знаков почтовой оплаты, Центральный музей связи имени А.С. Попова, Россия, Санкт-Петербург, bakayutova@rustelecom-museum.ru

В статье рассматривается введение в обращение термина «тимбрология», как наиболее информативно передающего исследовательские процессы работы с музейными объектами из области истории почты и знаков почтовой оплаты. Кроме того, автор ставит перед собой задачи: объяснить некоторые важнейшие тимбрологические и филателистические понятия для широкого круга читателей; представить особенности и возможности «расширения» музейного пространства, связанного с музеефикацией филателистического материала, на примере деятельности Центрального музея связи имени А.С. Попова;
и попытаться обосновать целесообразность создания отдельного раздела Государственного каталога Музейного фонда Российской федерации, посвященного знакам почтовой оплаты, как уникальным, имеющим свою специфику и особенности музейным предметам, не имеющим аналогов.
Ключевые слова: тимбрология, филателия, знаки почтовой оплаты, музейные исследования, почтовая корреспонденция, государственная коллекция, объект культурного наследия.

МУЗЕЙ

 Беспалая М.А. ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ НА ЗАРОЖДЕНИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В БЕЛОРУССКИХ ГУБЕРНИЯХ (XIX — НАЧАЛО XX ВВ.) — 71

Беспалая, Мария Аркадьевна — доктор исторических наук, профессор, Белорусский государственный университет культуры и искусств, Республика Беларусь, Минск, kafistbel@gmail.com

В статье рассматривается социокультурная ситуация в белорусских губерниях XIX — начала XX вв. и ее влияние на развитие здесь музейного дела. Автор концентрирует внимание на своеобразии формирования белорусской национальной идеи, музейного движения как ее воплощения, раскрывает взаимовлияющие положительные и отрицательные факторы этого явления. Источниковедческую основу составил документальный материал
музейных фондов, историографию — научные разработки отечественных и зарубежных историков и музеологов.
Ключевые слова: белорусские губернии, белорусский этнос, белорусская культура, музей, экспозиция, музейный предмет.

 Некрасова А.Н. ВЕРА В РАЗУМ. АНТИРЕЛИГИОЗНЫЙ МУЗЕЙ В ЛЕНИНГРАДЕ КАК ПРОЕКТ ЭПОХИ МОДЕРНА — 80

Некрасова, Алеся Николаевна — младший сотрудник-исследователь, Европейский университет, Россия, Санкт-Петербург, nelesy2@gmail.com

Статья посвящена истории создания Музея сравнительного изучения религий, от-
крытого в Петрограде в 1923 г., в 1924 г. переименованного в Ленинградский антирелигиозный музей, а в 1930 г. переведенного в здание Исаакиевского собора. Инициаторами создания музея выступили лекторы Петроградского политико-просветительского отдела при Наркомпросе (Петрогубполитпросвета), экспозиция планировалась в соответствии с идеями петроградского антрополога, ведущего сотрудника Музея антропологии и этнографии (МАЭ) Л.Я. Штернберга по типологии религии, а предметы для экспозиции были выполнены в репродукционной мастерской И.С. Золотаревского с оригиналов Эрмитажа
и МАЭ. В статье понятие модерна используется как характеристика социальной и культурной парадигмы, основанной на философии Просвещения и подразумевавшей среди прочего веру в разум, благодаря эмансипации которого происходит отказ от религии, и в социальный прогресс. Опираясь на тексты, оставленные создателями музея, автор пытается показать, что они, разделяя одинаковые ценности, ценности модерна, считали их социальную значимость самоочевидной и демонстрировали выраженную интенцию к социальному конструированию. Проектируемый музей должен был стать одним из инструментов такого конструирования.
Ключевые слова: Просвещение, модерн, Ленинградский антирелигиозный музей,
Исаакиевский собор, антирелигиозное движение, репродукция музейных предметов.

 Джумантаева Т.А. ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЛОЦКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА 
— 92

Джумантаева, Тамара Александровна — канд. культурологии, доцент, директор Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, Республика Беларусь, Полоцк, muzey@vitebsk.by

В статье с музеографических позиций прослеживается путь полоцких музеев от коллекций музейного характера до современного музея-заповедника. Анализируется процесс генерации артефактов музеями и создание условий для музеефикации, как базового принципа развития музея-заповедника. Отмечается, что богатое историко-культурное наследие древнего Полоцка, музейные традиции, в том числе и музеефикация исторической территории, способствовали становлению функциональной модели заповедника. Сам заповедник с его охранной зоной, имеющимися и будущими музеями является ядром, вокруг которого создаются условия для преобразования исторического Полоцка
в город-музей.
Ключевые слова: музей, музей-заповедник, музеология, музеефикация.

ПАМЯТНИК

 Шукурова А.Э. РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ КОЛЛЕКЦИИ ЖИВОПИСИ
ГАТЧИНСКОГО ДВОРЦА-МУЗЕЯ В 1920-е годы: ОПЫТ МЕЖМУЗЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 
— 103

Шукурова, Айсулу Эркиновна — старший научный сотрудник, хранитель фонда жи-
вописи, Гатчинский дворец-музей, Россия, Гатчина, ais.shukurova@yandex.ru

Работа по атрибуции живописи является важной частью музейных исследований.
До 1917 г. императорские резиденции были собственностью семьи Романовых, поэтому их художественные сокровища были практически недоступны для специалистов. В первые годы работы сотрудниками Гатчинского дворца-музея было начато систематическое научное изучение дворцовой коллекций живописи. Это был важный шаг по преобразованию царского дворца в публичный музей. В этой работе им помогали коллеги из других музеев, прежде всего следует отметить сотрудников Государственного Эрмитажа Дж.А. Шмидта и А.Н. Бенуа. В 1920-е гг. к исследованию картин Гатчинского дворца проявляли интерес и иностранные специалисты, особенно из немецких музеев (Любек, Гессен). Они изучали фламандскую и голландскую живопись, также с помощью коллег из Германии можно было уточнить атрибуцию портретов. В это время появляется рукописный журнал научного отдела Гатчинского дворца-музея «Старая Гатчина», значительная часть статей которого была написана главным хранителем В.К. Макаровым.
Ключевые слова: Гатчина, Государственный Эрмитаж, портрет, Дж.А. Шмидт,  В.П.Зубов, А.Н. Бенуа, В.К. Макаров

 Вахромеева О.Б. ПРЕДМЕТЫ В ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ
ШКОЛЫ КАРЛА МАЯ КАК ОТОБРАЖЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИКИ ЕЕ СОЗДАТЕЛЯ 
— 110

Вахромеева, Оксана Борисовна ― доктор исторических наук, профессор, Санкт-
Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, o.vahromeeva@spbu.ru

Современный музей имеет много лиц, наиболее значимое из них — воспитательное. Воспитание является непреложным элементом педагогики, как в семье, так и в школе. Музей истории школы Карла Ивановича Мая в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, о котором идет речь в статье, является тем центром, в котором сосредоточены исторические источники, отражающие воспитательные принципы педагогики К. Мая. В материалах предложена история создания музейного собрания, анализируется деятельность известного педагога, раскрываются принципы практической педагогики на примере экспонатов музея.
Ключевые слова: майская школа, Карл Май, Никита Владимирович Благово, вос-
питательные принципы педагогики, экспозиция.

 Билялова Г.А. ВОПРОСЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ И АДАПТАЦИИ
ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ 
— 123

Билялова, Гульмира Алимгазиновна — ведущий научный сотрудник, Музей Алматы Объединения музеев г. Алматы, Республика Казахстан, Алматы, mira.bilyal@yandex.kz

Статья посвящена отражению в музейной экспозиции истории региона Жетысу,
связанной с образованием раннегосударственных объединений саков и уйсуней, а также тюркских, каракитайских (киданских), карлукских, найманских, шагатаидских государств. Разнородные по своему содержанию, форме, материалу исторические памятники эпохи бронзы, раннего железного века, раннего и позднего Средневековья, описанные в научной литературе с различных позиций должны быть собраны в историко-хронологической последовательности в экспозиции и нести посетителям наиболее достоверную историческую информацию. Сложные процессы этногенеза казахского, узбекского, кыргызского, уйгурского и других тюркских народов, их роль в политических событиях Средневековья в Центральной Азии и Восточном Туркестане предстают перед посетителем музея в интерпретации материальных памятников как исторических источников.
При построении новой экспозиции Музея Алматы в первую очередь необходимо было отказаться от устаревших стереотипов показа, присущих большинству действующих музеев, применить новые подходы к экспозиции, насытить музей аттрактивными реконструкциями, мультимедийными формами показа.
Ключевые слова: Музей Алматы, регион Жетысу, эпоха средневековья, этногенез
народов, интерпретация.

НАСЛЕДИЕ

 Трофимова Н.Ю. ОСОБЕННОСТИ СОХРАНЕНИЯ И МУЗЕЕФИКАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ КАМЕННОГО ОСТРОВА — 133

Трофимова, Наталья Юрьевна — магистр музеологии, инженер, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, tasch_a@mail.ru

В статье рассматривается формирование комплекса архитектурного и природного наследия Каменного острова в XVIII–XXI вв. Целью работы является исследование способов сохранения и музеефикации исторических объектов архитектуры. Развитие дачного строительства, зарождение традиций и обычаев, связанных с царской Россией, приходится на середину XVIII — начало ХХ вв. Советский период (1917–1990 гг.) характеризуется изменением функционального назначения культурных объектов, созданием системы санаториев и домов отдыха в бывших усадьбах. Постсоветский этап отмечен новым витком застройки острова, возрождением частной собственности на право владения памятником
архитектуры. Современная форма охраны острова не учитывает преемственности в планировочной структуре, что приводит к разноплановости архитектурного пространства. В этой связи к задачам работы относятся исследование вопросов юридического характера о защите архитектурного наследия, обозначение путей музеефикации с использованием визуальных технологий. Источниковую базу исследования составляют дореволюционные издания, статьи и справочники советского периода, современные электронные публикации, словари, правовые документы, своды законов. Используемые в работе монографии посвящены истории появления и развития архитектурного пространства Каменного острова, а также общим вопросам музеефикации памятников архитектуры. Актуальность темы связана с изучением национальной памяти, запечатленной в памятниках
архитектуры. Автором предложен ряд мер по развитию и музеефикации рекреационного и туристического потенциала данной местности, оформлению историко-культурного пространства острова в качестве достопримечательного места города.
Ключевые слова: памятник архитектуры, историческое наследие, дворянская усадьба, культурный ландшафт, экскурсионный маршрут.

 Попов В.А. ПРОТИВОРЕЧИЯ ОХРАНЫ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ:
ПОИСК ПРИЧИН 
— 143

Попов, Вадим Алексеевич — председатель Совета Марийского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Россия, Йошкар-Ола, popov_vadim65@mail.ru

В статье дается попытка по-новому взглянуть на проблемы, связанные с охраной
культурного, в частности, архитектурного наследия России. Сама необходимость охраны наследия вытекает из возможности возникновения конфликтных ситуаций, которые в разных социумах решаются по-разному, но имеют, как правило, общие корни. В статье аргументируется тезис о превалирующем влиянии сложившегося в обществе отношения к наследию которое рассматривается с позиции психоанализа. Выявляются отличия в восприятии обществом объектов архитектуры, изобразительного и прикладного искусства на основе негласного принципа неприкосновенности, делается попытка объяснить эти отличия глубинными процессами бессознательной деятельности. Далее автор анализирует принятые на сегодняшний день подходы к выявлению памятников архитектуры.
Общество не может обеспечить охрану всей исторической среды, обладающей определенной ценностью, и ограничивается искусственным выделением ряда охраняемых объектов и достопримечательных мест. Односторонность и субъективность сложившихся стереотипов в области изучения наследия становится наиболее заметной при переходе от теоретических изысканий к практическим действиям — делению объектов на «памятники» и «непамятники». До сих пор остаются нерешенными вопросы преемственности в передаче вновь формируемой архитектурной среды потомкам, выявления новых объектов, имеющих гипотетическую возможность быть включенными в категорию культурного наследия в будущем.
Ключевые слова: здание, памятник архитектуры, объект культурного наследия, архитектурное достояние, принцип неприкосновенности.

 Чжэн Юй ИНСТРУМЕНТЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА КИТАЯ В ДЕКОРАЦИЯХ БАЛЕТА «КРАСНЫЙ МАК» — 153

Чжэн, Юй — аспирант, Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург, 617937110@qq.com

В статье дается анализ декорационных решений двух первых редакций балета «Красный мак», поставленных в Москве и Ленинграде. Исследование способов передачи образа Китая, создаваемого художниками-оформителями на сцене театра, позволяет взглянуть на уровень взаимопонимания России и Китая того времени, охарактеризовать степень осведомленности граждан СССР о Китае и его реалиях, а также выделить важные культурные символы-образы Китая, присущие россиянам. Материалом исследования стали фотографии со спектаклей тех лет, собранные автором из различных источников. Делается предварительный вывод о трех основных способах воссоздания Китая на сцене ГАБТ и ГАТОБ: воссоздание на сцене узнаваемых деталей китайской архитектуры; включение в декорации узнаваемых предметов-символов Китая (в том числе с обращением к китайской иероглифической письменности); подражание традиционной китайской живописи гохуа. Можно говорить о том, что представления о Китае в конце 1920-х и 1940-х гг. были поверхностными. Художники-постановщики балета «Красный мак» в Москве и Ленинграде, опираясь в своей работе на произведения древнекитайского искусства, в оформлении декораций скорее близки к стилистике шинуазри.
Ключевые слова: балет «Красный мак», декорации балета, традиционная китайская живопись, образ Китая, история Большого театра, история Мариинского театра.

Скачать файл целиком МУЗЕЙ — ПАМЯТНИК — НАСЛЕДИЕ. 2018. № 1 (3).