МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ 2 (6) / 2019

МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ.  2 (6) / 2019

ПРОБЛЕМА В ФОКУСЕ: К 15-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
И ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

   15 ЛЕТ КАФЕДРЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ — 5

 Малыгина О.И. ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОБЩЕСТВО КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ В 1972–1979 гг.: CТРУКТУРА, СОСТАВ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  7

Малыгина, Ольга Игоревна — бакалавр музеологии, выпускник кафедры Музейного дела и охраны памятников, Россия, Санкт-Петербург, malyghina.student@mail.ru.

Статья представляет собою результат исследовательской работы над неопубликованными источниками по истории создания и функционирования Ленинградского общества коллекционеров (ЛОК) в 1972–1979 гг. Автор анализирует архивный материал, хранящийся в фондах Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга. В работе дается краткая характеристика собирательской деятельности в советский период, обозначаются цели и задачи создания ЛОК, подробно анализируется его
структура, затрагиваются основные направления деятельности общества. На материалах статьи видно, как структура ЛОК эволюционировала и менялась в представленный период. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что объединение коллекционеров в полузакрытую организацию стало необходимой мерой выживания частного собирательства в жестких условиях, продиктованных советской действительностью.
Ключевые слова: частное коллекционирование, Ленинградское общество коллекционеров, советское коллекционирование.

 Бабанова А.М. ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ КАК ПАМЯТНИК СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В МУЗЕЕ: МУЗЕЕФИКАЦИЯ И ЭКСПОНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИГР (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ФИНСКИХ ИГР В г. ТАМПЕРЕ) — 18

Бабанова, Анастасия Михайловна — магистр музеологии, лаборант, Государственный Эрмитаж, выпускник кафедры Музейного дела и охраны памятников, Россия, Санкт-Петербург, babanova.anastasi@yandex.ru.

Особенности современного мира, связанные с активизацией, ускоренным ритмом
жизни, высокими темпами развития технологий, не могли не отразиться на музеях, которые стараются идти в ногу со временем и осваивать новые направления деятельности. Широкое распространение мультимедиа и цифровых технологий, повсеместное использование сети Интернет, создание программ виртуальной и дополненной реальности и расширение области их применения — все это уже является частью нашей действительности, а виртуальные объекты становятся частью цифрового наследия. Виртуальные объекты рассматриваются как самостоятельные памятники современной культуры, достойные сохранения в памяти будущих поколений. В данной работе анализируются особенности виртуальных объектов, их ценностные характеристики и связи со свойствами музейных предметов, оценивается возможность того, что виртуальные объекты найдут свое место в составе музейных коллекций. Акцентируется значимость электронных игр в данном контексте, поскольку они уже имеют свою богатую историю. Рассмотрены способы сохранения и экспонирования таких игр с использованием современной и аутентичной техники, с адаптацией программ и без их изменения. Представлен обзор существующих экспозиций электронных игр в Музее финских игр г. Тампере (Финляндия), которые выступают в качестве наглядных примеров практической реализации методов экспонирования артефактов виртуальной среды.
Ключевые слова: виртуальный объект, современная культура, музей, компьютер-
ные игры, Музей финских игр, музеефикация, экспонирование.

  Заляева А.Р. КОНДРАТЬЕВСКИЙ ЖИЛМАССИВ:
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
И КОНЦЕПЦИЯ МУЗЕЕФИКАЦИИ ПАМЯТНИКА ЖИЛОЙ АРХИТЕКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
 — 25

Заляева, Алина Рафаэлевна — бакалавр музеологии, студентка магистерской программы «Арт-критика», Санкт-Петербургский государственный университет, выпускник кафедры Музейного дела и охраны памятников, Россия, Санкт-Петербург, alina19972402@mail.ru

Статья затрагивает проблематику сохранения и актуализации советского наследия и жилой архитектуры Современного движения в России. Публикация представляет собой краткое изложение концепции приспособления для современного использования и актуализации Кондратьевского жилмассива с теоретическим и практическим обоснованием предложенных решений, что имеет ценность для разработки проектов сохранения других объектов культурного наследия. Кондратьевский жилмассив — пример памятника жилой архитектуры советского авангарда 1920–1930-х гг., состояние сохранности которого неудовлетворительно, а существующий проект современного использования не отвечает целям сохранения объекта культурного наследия. В данной статье предлагается социально-экономическая модель приспособления объекта культурного наследия «Кондратьевский жилмассив» с учетом положений государственной молодежной политики и международных принципов сохранения архитектурного наследия ХХ в. Указанная социально-экономическая модель предполагает приспособление квартир Кондратьевского жилмассива под государственное наемное жилье для молодых специалистов — магистрантов и аспирантов петербургских вузов. В рамках превращения Кондратьевского
жилмассива в молодежный кластер актуальным становится восстановление руинированного корпуса детских яслей и приспособление его под культурный центр и экомузей Калининского района и Кондратьевского жилмассива, включающий также использование мобильных приложений для популяризации наследия.
Ключевые слова: Кондратьевский жилмассив, актуализация советского наследия, приспособление объекта культурного наследия, музеефикация, экомузей.

  Светлова Е.А. ИНЖЕНЕРНЫЙ ЗАМОК В ПУТЕВОДИТЕЛЯХ ПО ЛЕНИНГРАДУ: МЕТАМОРФОЗЫ ОБРАЗА — 35

Светлова, Екатерина Андреевна — студентка бакалавриата, программа «Атрибуция и экспертиза культурных объектов», Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, katyasvetlova@mail.ru.

На протяжении всего XX в. восприятие того или иного памятника архитектуры
в российском обществе неоднократно изменялось. Этому способствовали происходившие перемены в социально-политической жизни — революционные события привели к росту антимонархических настроений, многие памятники имперского времени оказались в запустении; после Великой Отечественной войны возникла проблема определения приоритета в порядке восстановления разрушенных построек; период Перестройки вызвал всплеск интереса к забытому архитектурному наследию. Одним из способов познания исторического наследия Ленинграда всегда был путеводитель. В этом массовом издании четко и доходчиво прописывалась та информация, которая считалась актуальной для
своего времени. Путеводители разных лет могли содержать совершенно разную информацию об одном и том же здании, парке или памятнике. Не стал исключением и такой шедевр архитектуры, как Инженерный или Михайловский замок. На протяжении существования СССР в путеводителях освещались подчас совершенно разные эпизоды из «биографии» этого здания. Автор проанализировал сведения путеводителей о замке, соотнеся их с широким историческим контекстом советской эпохи.
Ключевые слова: Инженерный (Михайловский) замок, путеводитель, памятник архитектуры Ленинграда, образ восприятия.

МУЗЕЙ

  Уткина Н.А. «МУЗЕЙНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ» И СОЗДАНИЕ МУЗЕЕВ
г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА В 1860-х — 1917 гг. 
— 45

Уткина, Надежда Алексеевна — кандидат исторических наук, зав. сектором экспо-
зиционно-выставочной работы, Музей Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород, cucula86@mail.ru.

Статья посвящена рассмотрению истории создания первых нижегородских музеев
на основе теории музейности З. Странского во взаимосвязи с развитием городской социокультурной среды. При этом в качестве базовой выступает категория «музейная потребность» как движущая сила процесса выявления, отбора и сохранения объектов окружающей действительности как культурных ценностей. В Нижнем Новгороде музейная потребность заговорила о себе в 1860-х гг. после появления первых местных исторических и краеведческих текстов. Однако тогда идея «музеума» не прижилась, а собранные предметы не нашли себе достойного помещения в городском пространстве. В 1880-е гг. изменение исторических условий, развитие местных научно-общественных сил в области краеведения, естественных наук, педагогики, техники, художеств отразилось и в музейной сфере, способствовав созданию целого ряда музейных учреждений. Этот процесс
опирался на личную инициативу по выявлению и собиранию разноплановых предметных коллекций и осознание функциональных возможностей музея как особой культурной формы. Для комплексного обозначения музеев различной типологии, созданных в Нижнем Новгороде в указанный период, предложено использовать понятие «нижегородский мусейон», которое способно к развитию и после 1917 г.
Ключевые слова: музей, теория музейности, музейная потребность, З. Странский, г. Нижний Новгород, нижегородский мусейон.

 Захаров С.В. ИТОГИ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ К 1917 г. — 55

Захаров, Сергей Викторович — лаборант, Смоленский государственный музей-заповедник, Россия, Смоленск, morkiz.kom@mail.ru.

В статье рассматривается вопрос об итогах деятельности музеев Смоленской губернии к 1917 г. 1917 год стал переломным моментом для музейного дела всей страны, т.к. изменились законодательные основы музейной деятельности и само устройство музейного дела. Автор рассматривает преимущественно крупнейшие музеи губернии — Историко-археологический музей, Историко-этнографический музей М.К. Тенишевой и Музей Общества изучения Смоленской губернии, а также некоторые другие. Итоги деятельности музеев Смоленщины подводятся на основе информации о коллекциях музеев, проходивших выставках, количестве посетителей и графике работы, научно-исследовательской работе музеев и некоторых других факторах. В результате автор приходит к выводу о том, что переломным моментом для деятельности музеев Смоленской губернии стала
Первая мировая война. Вследствие приграничного положения Смоленска большинство музеев были временно закрыты и продолжили свою работу уже после Октябрьской революции. Итоги деятельности музеев Смоленщины к 1917 г. были значительны. Собранные в крупнейших музеях коллекции включали в себя несколько тысяч предметов, многие из которых являются редкими. Музеи Смоленщины к 1917 г. активно вели просветительскую работу, особенно с молодым поколением. Помимо этого, музеи продолжали оставаться центрами научно-исследовательской деятельности. Все это позволяет нам охарактеризовать уровень развития музейного дела в губернии к 1917 г. как высокий.
Ключевые слова: Смоленск, Смоленская губерния, музейное строительство, Смоленский государственный музей-заповедник, краеведение.

 Беспалая М.А. ЛИЧНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОГРЕССА: К 130-ЛЕТИЮ Д.С. ГЕОРГИЕВСКОГО — 65

Беспалая, Мария Аркадьевна — доктор исторических наук, профессор, Белорусский государственный университет культуры и искусств, Республика Беларусь, Минск, kafistbel@buk.by

Статья посвящена роли личности в разработке теории и становлении практики музейного дела в общенациональном и региональном масштабе. На примере деятельности Д.С. Георгиевского — главного хранителя Полесского музея — раскрывается исключительное значение таких личностных качеств, как ответственное отношение к делу, креативность и воодушевление идеей, уважение культурной самобытности региона и понимание необходимости сохранения и популяризации его культурного наследия. Именно эти качества Д.С. Георгиевского способствовали превращению Полесского музея в значимый научный и культурно-просветительный центр Западного Полесья.
Ключевые слова: личность, музей, коллекция, культура, регион, Западное Полесье.

ПАМЯТНИК

 Векслер А.Ф. КУРИЛЬНИЦА КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ФЕНОМЕН:
ИСТОРИЯ ОДНОГО МУЗЕЙНОГО ЭКСПОНАТА
 
— 72

Векслер, Ася Филипповна — кандидат политических наук, доцент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Москва, aveksler@hse.ru.

Статья посвящена вопросам атрибуции и интерпретации одного артефакта из экс-
позиции дома-музея А.И. Герцена — фарфоровой курильницы, созданной на Императорском фарфоровом заводе в последней трети XIX в. При минимальном объеме документальных сведений автор исследует провенанс артефакта и стремится расшифровать его символическую коннотацию. Автор рассматривает культурно-историческую среду бытования музейного предмета у его предполагаемых и реальных владельцев. Цель исследования — попытаться понять язык артефакта и его возможности выступить источником сведений о исторических персонах и событиях, и таким образом объяснить его создание,
далеко выходящее за рамки функционального назначения. Автор изучаемого предмета — главный модельмейстер Императорского фарфорового завода Август Шпис — свое творчество посвятил созданию предметов сервировки стола и убранства интерьеров. Но данный артефакт, по мнению автора статьи, выходит за рамки традиционных жанров фарфорового производства и связан с политическими и общественными процессами, характерными для России второй половины XIX в. В центре внимания автора находится коммуникативное назначение объекта, которое представляется гораздо шире, чем его
функциональная денотация. Данный музейный предмет впервые стал объектом исследования, подробная информация о нем впервые вводится в научный оборот. Это новый материал в отечественном искусствознании и коммуникативистике.
Ключевые слова: курильница, фарфор, Императорский фарфоровый завод, музейный предмет, сатира, аллегория.

  Емельянова Н.А. ВЕЩЬ И ПАМЯТЬ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗА ГОРОДА — 93

Емельянова, Надежда Андреевна — магистрант кафедры музеологии и культурно-
го наследия, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Россия, Санкт-Петербург, nadin0610@yandex.ru.

В статье представлены результаты междисциплинарного исследования, целью которого было изучение образа города в восприятии петербуржцев и роли предметного мира в формировании структуры этого образа. Методологической базой исследования стали некоторые труды В. Беньямина, культурно-антропологическая концепция нарративизированных пространств и концепция мест памяти П. Нора, позволившие обосновать мысль о том, что вещь (как повод, инициирующий репрезентацию образа, и как воплощение образа, рожденного ассоциациями) предстает в качестве места памяти и является одним из важнейших смыслообразующих элементов субъективного образа города на-
ряду с местом и пространственной тактикой. Эмпирической базой исследования стали транскрипты нарративных интервью и когнитивные карты из личного исследовательского архива автора. На основе их анализа были выявлены способы конструирования образа города, проведена типологизация мест памяти в контексте индивидуальной, семейной и коллективной памяти горожан и определен механизм формирования «разрыва» (в терминологии концепции П. Нора), вызывающего символическую утрату субъектом городского пространства. Автором определено функциональное значение вещи в структуре повествования и в композиции когнитивных карт. Кроме того, в нарративах информантов был выделен ряд сценариев смысловых репрезентаций предметного мира в субъективном образе города, демонстрирующих взаимозависимость мест, пространственных тактик и вещей. В заключение приводится вывод о том, что связь образа города и вещи значительно сложнее его связи с другими смыслообразующими элементами, т.к. именно вещь привносит в образ города ощущение времени. При этом, чем острее у информанта чувство утраты, тем больше вещей он нарративизирует, проявляя таким образом стремление сделать образ утраченного по-беньяминовски видимым.
Ключевые слова: образ города, городское пространство, вещь, нарратив, когнитивная карта, нарративизированные пространства, места памяти, В. Беньямин, П. Нора.

  Шиманова М.А., Лобзова Р.В., Смольянинова В.Н. ИСТОРИЯ, СИСТЕМАТИКА И КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОБРАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КЕРАМИКИ ЦЕРКОВНОГО МУЗЕЯ
МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦ, НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ 
— 101

Шиманова, Мария Александровна — главный хранитель, Церковный музей Московской епархии РПЦ, Россия, Москва, m.shimanova@yandex.ru;
Лобзова, Раиса Викторовна — кандидат геолого-минералогических наук, старший
научный сотрудник, Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Россия, Москва, lobzovarv@mail.ru;
Смольянинова, Вера Николаевна — кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник, Рудно-Петрографический музей Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН, Россия, Москва, smolvernik@yandex.ru.

В статье представлена история создания коллекции декоративной керамики Церковного музея Московской епархии РПЦ, связанная с именем архитектора-реставратора Н.С. Романова, который проводил ремонтно-реставрационные работы на объектах ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве с 1980-х гг. Приведены различные методы исследования, которые применялись к отобранным образцам собрания декоративной керамики. Представлены результаты технологических исследований, которые были применены на пробах керамического черепка и глазурей, взятых с керамического надгробия
неизвестного, похороненного на территории Новодевичьего монастыря. Описан способ систематики музейной коллекции керамики, основанный на научном подходе изучения строительной керамики и, в частности, изразцов, предложенном уже в начале ХХ в. А.В. Филипповым, крупнейшим специалистом в области керамики, технологом, художником, педагогом, реставратором, а также коллекционером, собравшим большую коллекцию русского изразца.
Ключевые слова: декоративная керамика, изразцы, технологические исследования, история музейной коллекции.

НАСЛЕДИЕ

 Бонами З.А. НОВАЯ МЕМОРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И МУЗЕЙ — 114

Бонами, Зинаида Аматусовна — кандидат педагогических наук, музеолог, Россия, Москва, bonamizinaida@gmail.com.

Статья ставит целью проанализировать ряд новых исследовательских направлений, дискурсов и понятий, сформировавшихся в последние десятилетия и связанных с исторической тематикой, имеющих непосредственное отношение к сфере деятельности музея. Речь идет о зарождении и развитии новой «мемориальной культуры» как особой модели восприятия прошлого, опирающейся на личный опыт и память человека, заявившей о себя на постсоветском пространстве с начала 1990-х гг. Мемориальная культура связана с распространением разнообразных общественных практик и инициатив
исторической направленности, а также расширением представления о музейной институции, как таковой; возникновением музеев нового типа (музеи памяти), рассчитанных на сильное эмоциональное впечатление. Способствуя общественному престижу традиционного музея, современная мемориальная культура одновременно оказывает на него существенное трансформирующее воздействие, ставя перед необходимостью задаваться гамлетовским вопрос: смириться ли со своим нынешним положением общественного «любимчика» или, вопреки тренду, выдвинуть на обсуждение собственную повестку, способствуя возрождению в современном менталитете образа культуры как коллективного
прошлого?
Ключевые слова: академическая история, публичная история, коллективная (универсальная) память, актуализация, забвение, пост-травматический опыт, мемориальная культура (культура воспоминаний), музеи памяти, советская ретромания, рефлексирующая ностальгия.

 Фирсова А.В., Лившиц Е.В. ФОРМЫ РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ В МУЗЕЕ «ДОМ ПАСТЕРНАКА» — 123

Фирсова, Анастасия Владимировна — кандидат географических наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Пермь, firssowa@mail.ru;
Лившиц, Екатерина Валерьевна — директор, ООО «Политрук», Россия, Пермь, izdanii@mail.ru.

Литературное наследие — символический ресурс, который требует особых подходов к визуализации. Объектами показа в литературном музее являются не столько предметы, сколько художественные образы произведений, творческий метод — феномены, о которых можно рассказывать, но сложно показывать. Презентация литературного наследия требует проектных методов, креативного подхода. Музей «Дом Пастернака» в пос. Всеволодо-Вильва Пермского края является своеобразной экспериментальной площадкой по внедрению инновационных форм работы с литературным наследием. В качестве примера
в статье рассмотрены два проекта: «Пастернаковские чтения» и «Сад поэта. Взаимодействие». Во время ежегодной конференции «Пастернаковские чтения» старшеклассники участвуют в выполнении конкурсных заданий, построенных на принципах геопоэтики — взаимосвязи слова, места и человека. Результатом творческих работ становятся литературоведческие исследования, ролики аудиовизуальной поэзии, иллюстрации, которые находят применение в издательской деятельности музея. Другой актуальной задачей,
стоящей перед музеем, является расширение музейного пространства и адаптация его для людей с ограниченными возможностями. Литературное наследие Бориса Пастернака, ритмичность и музыкальность его стихов подсказали идею проекта «Сад поэта. Взаимодействие — создание инклюзивной ландшафтной экспозиции для слабовидящих в музее “Дом Пастернака”». В июне 2020 г. на приусадебной территории музея появится комплекс из семи музыкальных арт-объектов, которые можно будет «читать» пальцами, и каждый из которых сыграет свою мелодию, созвучную стихам поэта. Эксперимент с литературным наследием и пространством, который происходит в небольшом поселке Всеволодо-Вильва, формирует здесь особый литературный ландшафт, который с одной стороны раскрывает различные аспекты творчества Бориса Пастернака, с другой — вовлекает посетителей музея в активное освоение и интерпретацию его наследия.
Ключевые слова: литературное наследие, литературный музей, литературный ландшафт, проектная деятельность, образовательный туризм, инклюзивный туризм, Б.Л. Пастернак, Пермский край.

 Шпарло С.Л. РЕГИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ И МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО:
ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 
— 132

Шпарло, Светлана Леонтьевна — соискатель, Белорусский государственный университет культуры и искусств, Республика Беларусь, Минск, sclare@tut.by.

В статье рассматривается значение регионального музея в культурной жизни местного сообщества и возможности взаимодействия региональных музеев с местным сообществом, характеризуются новые интегрированные формы работы регионального музея с местным сообществом в области сохранения и трансляции историко-культурного наследия. В регионе музей является весьма важным звеном в системе учреждений культуры, которые работают с местным сообществом. Этому содействует многопрофильность музейных коллекций, на основе которых можно осуществлять самые разнообразные формы культурно-образовательной работы и творчески взаимодействовать в этом с другими учреждениями культуры. Автор обозначает сущность и эволюцию понятия «местное сообщество», раскрывает профессиональное сотрудничество музеев с другими учреж-
дениями культуры в области сохранения и популяризации историко-культурного наследия, а также сотрудничество с заинтересованными группами местного сообщества в осуществлении совместных проектов, значимых для всего региона. Региональный музей на современном этапе развития является центром изучения, сохранения и трансляции памятников как материальной, так и нематериальной культуры. В процессе практической работы региональные музеи расставляют новые приоритеты, направленные на развитие разностороннего диалога с местным сообществом.
Ключевые слова: музей, местное сообщество, наследие, культура участия.

Скачать файл целиком МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ. 2019. № 2 (6).