Научно-практический онлайн-семинар «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ»

13 мая 2021 года в 17:00 состоится научно-практический онлайн-семинар «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ», организуемый Кафедрой музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета и Государственным Эрмитажем.

Тема семинара: Музееведение на постсоветском пространстве: Опыт Кавказа.

С докладами выступят

ИНГА КАРАЙЯ — доктор гуманитарных наук, профессор, президент ИКОМ Грузии, руководитель магистерской программы «Музеология» при факультете реставрации, истории и теории искусства, Тбилисская Государственная Академия Художеств им. Аполлон Кутателадзе:

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЕЕВ И МУЗЕЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГРУЗИИ

ДАВИД ПОГОСЯН – кандидат педагогических наук, директор Национального исторического музея Армении, доцент Армянского государственного педагогического университета им. Хачатура Абовяна:

ПОНЯТИЕ «МУЗЕОЛОГИЯ» В АРМЕНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Семинар пройдёт на платформе zoom. Трансляция будет осуществляться здесь: https://vc.spbu.ru/phy

 

 

Будущее музея: музей в визуальной культуре. Отчёт о проведении научно-практического круглого стола.

 

29 апреля 2021 г. на платформе Zoom кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета был проведен научно-практический онлайн круглый стол «Будущее музея: музей в визуальной культуре». Круглый стол был направлен на рассмотрение таких актуальных вопросов современного музееведения и музейного дела, как: : институциональные практики визуальной культуры в начале XXI в.; визуальный поворот в конце ХХ в.: возможность или вызов для музея?; Музей и современная медиасреда; предмет в пространстве визуальной культуры; знак в музейной экспозиции; цифровой музей: предварительные итоги.

Круглый стол вызвал большой интерес со стороны теоретиков и практиков музейного дела, собрав более 20 участников из различных городов России (Санкт-Петербург, Москва, Челябинск, Кемерово). С приветственным словом к участникам семинара обратился Михаил Борисович Пиотровский (академик РАН, академик РАХ, генеральный директор Государственного Эрмитажа, зав. кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета), обозначивший основные вызовы, с которыми сталкиваются музеи в современном мире, для которого характерными оказываются кризис репрезентации и избыток визуального. Он подчеркнул особый статус музея в культуре и жизни общества, важность осуществляемого здесь «перевода» культурного наследия прошлого на язык современности, предполагающего не пассивное следование этому языку, но мягкую трансформацию его по канонам лучшего из того, что было создано человеком в предшествущие эпохи. Цели и задачи семинара были обозначены в выступлениях Антонины Александровны Никоновой (к.ф.н., доцент, зам. зав. кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета) и Ирины Борисовны Соколовой (к. культурологии, старший преподаватель кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета), отметивших актуальность темы визуального в ситуации современного и подчеркнувшей связь научной работы кафедры в этом направлении с обеспечением учебного процесса, в частности, при реализации кафедрой магистерской программы «Визуальные технологии в музее».

В рамках семинара было заслушано 10 докладов, разделенных на 5 тематических раунда. Первый раунд был посвящен теме «Музей — медиа — мультимедиа» и предполагал обращение к проблемам присутствия музея в виртуальном пространстве как действенного инструмента обогащения музейного опыта, получаемого аудиторией. Татьяна Сергеевна Кубасова (кандидат биологических наук, заместитель директора по научно-исследовательской работе, Государственный Дарвиновский музей, Москва) посвятила свой доклад освоению экспозицией Государственного Дарвиновского музея виртуального пространства и такой новой форме музейной работы с посетителями как AR-квест, при помощи которой особым образом осуществляется презентация музейных предметов. А  Светлана Владимировна Бирюкова (зав. Отделом, Центр мультимедиа, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) проанализировала опыт Русского музея в исследовании медийных свойств артефактов в границах одной национальной культуры, рассказав, как в проектах последних лет Центр мультимедиа способствует расширению возможных путей взаимодействия публики с произведением искусства из музейного собрания, опираясь при этом на четкое понимание искусствоведческой основы медийной трансформации артефактов.

Участники второго раунда сконцентрировались на вопросах, связанных с проблемой «Музей на дистанции», поставленной перед музеями обстоятельствами последного года пандемии нового коронавируса.  Дарья Юрьевна Гук (кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) в докладе «Цифры о цифре» проанализировала трудности, связанные с определение репутации и рейтинга музея в условиях дистанционной работы, а также обозначила некоторые инструменты из области менеджмента, которые могут быть применены в данном случаев, акцентировав внимание на конкретных трудностях, с которыми сталкиваются российские музеи сегодня. Эрик Петрович Выходцев (главный специалист просветительского отдела, Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово) дал общую характеристику создания и продвижения музейных блогов и пабликов, осветив специфические черты конкретных платформ, которые могут использоваться в этих целях, и приведя ряд примеров из отечественной музейной практики.

В рамках третьего раунда — «Музей и визуальное в современной культуре» — были заслушаны доклады, в которых авторы анализировали общие основания специфики визуальной культуры современности и их влияние на музейные практики. Александра Николаевна Балаш (д-р культурологии, профессор кафедры Музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры) в докладе ««Бесформенное», «серое», «эластичное» — категории современной визуальной культуры и их преломление в музейном пространстве» показала значение данных категорий для определения и освоения музейного пространства второй половины ХХ в., увязав их генетически с опытами художественного авангарда 1930-х гг. и концептуализировав в проблемном поле актуальной зарубежной музеологии и культурологии. Филипп Андреевич Костриц (кандидат искусствоведения, ведущий специалист по научно-просветительской деятельности музея, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) на примере Гронингенского музея (Нидерланды) показал как пространство художественного музея в конце ХХ — начале XXI вв. откликается на требования актуального искусства и само переживает существенные трансформации.

Четвертый раунд — «Предмет в музее и визуальной культуре» — в центр внимания поставил рассмотрение заявленной темы через призму конкретных кейсов возможного использования отдельных музейных предметов/их категорий в экспозиционно-выставочной деятельности. Ольга Анатольевна Туминская (доктор искусствоведения, заведующая сектором эстетического воспитания, Методический отдел, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) посвятила свой доклад теме «Знак, индекс и символ иконного обрамления», рассмотрев в качестве примера икону как объект художественной культуры и предмет музейного собрания в контексте семиотической теории Ч. Пирса. Мария Львовна Меньшикова (хранитель коллекций китайского прикладного и ювелирного искусства и памятников Дуньхуана, старший научный сотрудник Отдела Востока, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) в докладе «Напольный двусторонний экран XVIII века – шедевр императорского искусства Китая. Как хранить, выставлять и “читать” китайский экспонат в европейском музее. Опыт работы» познакомила слушателей с разработками Государственного Эрмитажа в области изучения и презентации предметов китайского культурного наследия, показав как отдельный предмет, не лишаясь своих уникальных историй, может выступать и в роли знака целостной культуры, базовые установки которой могут быть чужды установкам музейной культуры.

Наконец, пятый раунд — «Пути познания в музее — постижение как погружение» — привлек внимание собравшихся к проблеме особенности эпистемологических процессов, характерных именно для музея как особого феномена культуры. Евгения Александровна Воронцова (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, зав. сектором издательских проектов Государственный музей истории русской литературы имени В.И. Даля, Москва) в докладе «Визуальные и письменные источники в музее и исторической науке – оппозиция или симбиоз?» познакомила собравшихся с итогами работы возглавляющейся ею инициативной исследовательской группы, занятой изучением вопросов роли институтов памяти в информационном обеспечении исторической науки, подчеркнув симбиотические черты взаимодействия вынесенных в название доклада смысловых пар. А Мария Викторовна Зайцева (специалист по музейным программам, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург) предложила общий обзор иммерсивных проектов российских литературно-мемориальных музеев, выдвинув возможные критерии оценивания самой иммерсивности и наметив основы для типологии таких проектов.

Все доклады вызвали горячий отклик у собравшихся и каждый раунд сопровождался оживленными дискуссиями. Следует также отметить и интерес со стороны обучающихся — в качестве слушателей в круглом столе приняли участие студенты кафедры Музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ.

Доктор культурологии В.Г. Ананьев

 

 

 

 

 

Будущее музея: музей в визуальной культуре

Санкт-Петербургский государственный университет и Государственный Эрмитаж объявляют о проведении 29 апреля 2021 года в онлайн-формате научно-практического круглого стола «Будущее музея: музей в визуальной культуре».

Программа:

10.00 — 10.15 — Пиотровский Михаил Борисович (академик РАН, академик РАХ, генеральный директор Государственного Эрмитажа, зав. кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета) — Приветственное слово.

10.15 — 10.20 — Соколова Ирина Борисовна (кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета) — Цели и задачи круглого стола, постановка проблемы.

Первый раунд: Музей — медиа — мультимедиа

10.20 — 10.35 Кубасова Татьяна Сергеевна (кандидат биологических наук,  заместитель директора по научно-исследовательской работе, Государственный Дарвиновский музей, Москва) — Экспозиция Государственного Дарвиновского музея в виртуальном пространстве и AR-квест как способ презентации музейных предметов.

10.35 — 10.50 — Бирюкова Светлана Владимировна (зав. Отделом, Центр мультимедиа, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) — Исследования медийных свойств артефактов в границах одной национальной культуры — опыты Русского музея.

10.50 — 11.00 — вопросы и обсуждение.

Второй раунд: Музей на дистанции

11.00 — 11.20 — Гук Дарья Юрьевна (кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) — Цифры о цифре: репутация и рейтинг музея в условиях дистанционной работы.

11.20 — 11.40 — Выходцев Эрик Петрович (главный специалист просветительского отдела, Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово) — Музейные блоги и паблики: создание и продвижение.

11.40 — 12.00 — вопросы и обсуждение.

Третий раунд: Музей и визуальное в современной культуре

12.00 — 12.20 — Балаш Александра Николаевна (д-р культурологии, профессор кафедры Музеологии и культурного наследия, Санкт-Петербургский государственный институт культуры) — «Бесформенное», «серое», «эластичное» — категории современной визуальной культуры и их преломление в музейном пространстве.

12.20-12.40 — Костриц Филипп Андреевич (кандидат искусствоведения, ведущий специалист по научно-просветительской деятельности музея, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) — Пространство художественного музея в конце ХХ века и актуальное искусство. Опыт Гронингенского музея (Groninger Museum, Groningen).

12.40 — 13.00 — вопросы и обсуждение.

Четвертый раунд: Предмет в музее и визуальной культуре

13.00 — 13.20 — Туминская Ольга Анатольевна (доктор искусствоведения, заведующая сектором эстетического воспитания, Методический отдел, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) — Знак, индекс и символ иконного обрамления.

13.20-13.40 — Меньшикова Мария Львовна (хранитель коллекций китайского прикладного и ювелирного искусства и памятников Дуньхуана, старший научный сотрудник Отдела Востока, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) — Напольный двусторонний экран XVIII века – шедевр императорского искусства Китая. Как хранить, выставлять и “читать” китайский экспонат в европейском музее. Опыт работы.

13.40-14.00 — вопросы и обсуждение.

Пятый раунд: Пути познания в музее — постижение как погружение

14.00 — 14.20 — Воронцова Евгения Александровна (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, зав. сектором издательских проектов Государственный музей истории русской литературы имени В.И. Даля, Москва) — Визуальные и письменные источники в музее и исторической науке – оппозиция или симбиоз?

14.20-14.40 — Зайцева Мария Викторовна (специалист по музейным программам, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург) — Иммерсивные проекты российских литературно-мемориальных музеев.

14.40-15.00 — вопросы и обсуждение, итоги дискуссии.

 

Ожидается организация трансляции круглого стола. 

Научная сессия к 100-летию со дня рождения профессора А.Д. Столяра

Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный Эрмитаж, Институт истории материальной культуры РАН 13-14 мая 2021 г. проводят Научную сессию, посвященную 100-летию со дня рождения почетного профессора СПбГУ А.Д. Столяра.

Абрам Давидович Столяр (1921-2014) – участник Великой Отечественной войны, известный российский археолог, изучал археологические памятники от эпохи мезолита до бронзового века в Приазовье, Нижнем Поднепровье, Крыму, Северо-Западном Кавказе, Севере Европейской части России. В дальнейшем его научные интересы сосредоточились на глобальной и сложнейшей проблеме происхождения и развития изобразительного искусства в глубокой древности. В этой области А.Д.Столяру удалось создать самостоятельную гипотезу происхождения изобразительного искусства еще в эпоху финала нижнего палеолита и прошедшего в своем развитии три последовательные стадии. С 1972 по 1996 гг. А.Д.Столяр заведовал кафедрой археологии исторического факультета ЛГУ — СПбГУ и под его руководством было воспитано целое поколение ленинградских археологов. Его яркие и образные лекции надолго запоминались всем студентам. Многих, кому посчастливилось встречаться на жизненном и научном пути с Абрамом Давидовичем, поражали его острый ум, цепкая память, пытливая мысль, увлеченность работой, доброжелательное отношение к людям, готовность помочь, поддержать словом и делом.

Темы научной сессии отражают направления научной деятельности А.Д.Столяра:

1. Древнее изобразительное искусство

2. Петроглифы Европейского Севера.

3. Каменный век и эпоха бронзы Кавказа

4. Археология в музеях

5. Преподавание археологии

6. «По следам Столяра»: воспоминания, впечатления

Заявки и тезисы докладов следует отправить в Оргкомитет конференции до 25 апреля 2021 г. по адресу: a.stolyar100@mail.ru

Информационное письмо

Научно-практический семинар «Музеи Ленинграда в годы Великой Отечественной войны»

27 апреля 2020 г. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН и кафедра Музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне проводят научно-практический семинар, в рамках которого планируют обсудить  проблемы, связанные с историей бытования ленинградских музеев в годы Великой Отечественной войны и актуализацией военного наследия города в современных музейных практиках. 

Заявки принимаются до 15 марта 2020 г. по адресу: seminar_100@mail.ru

Подробнее см.: Информационное письмо о семинаре

Программа конференции «Философия музея: феноменология и аналитика музейного «бума»

Приглашаем на международную научно-практическую конференцию «Философия музея: феноменология и аналитика музейного «бума»».

Читать далее

Философия музея: феноменология и аналитика музейного «бума».

Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный Эрмитаж, Центральный музей связи имени А.С. Попова и Ассоциация «За венгерско-российское сотрудничество имени Льва Толстого» приглашают принять участие в международной научно-практической конференции «Философия музея: феноменология и аналитика музейного «бума», которая пройдет в Санкт-Петербурге 20-22 апреля 2017 года.

Читать далее

Конференция «Перспективы развития библиотек и музеев в условиях меняющихся социально-культурных потребностей населения»

Смоленский государственный институт искусств приглашает принять участие в научно-практической конференции с международным участием «Перспективы развития библиотек  и музеев в условиях меняющихся социально-культурных потребностей населения», которая состоится 12-13 мая 2017 года.

Читать далее

Научно-практическая конференциия «От «царского огорода» к музею-заповеднику»

Государственный музей-заповедник «Петергоф» объявляет о проведении 24-25 апреля 2017 года VIII ежегодной научно-практической конференции «От «царского огорода» к музею-заповеднику»

Сады и парки, являясь неотъемлемой частью любой резиденции, представляют особый мир, созданный человеком и живущий по законам природы. Уникальность и сложность этого мира формируются взаимодействием развлекательных и практических функций, необходимостью найти баланс между утилитарностью и эстетикой, влиянием человека на образ садов и парков.

Читать далее

Программа конференции «Музейная экспозиция во времени и пространстве культуры»

С 14 по 16 апреля в Институте философии Санкт-Петербургского государственного университета проходит международная конференция «Музейная экспозиция во времени и пространстве культуры».

1

Читать далее