Научно-практическая конференция «Личность и наука в пространстве музея: образ, память, факт» 11 ноября 2022 г.

В мае 2022 г. исполняется 75 лет постановлению Президиума АН СССР о создании в Ленинграде Музея М.В. Ломоносова, а в июле  ̶  70 лет Постановлению Совета Министров СССР о сосредоточении всех материалов, связанных с жизнью и деятельностью Д. И. Менделеева, в Музее-архиве ученого, созданном при Санкт-Петербургском университете. В ознаменование этих событий, важных для формирования музейного ландшафта не только Санкт-Петербурга, но и всей России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и кафедра музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ 11 ноября 2022 г. проводят научно-практическую конференцию «Личность и наука в пространстве музея: образ, память, факт». Конференция проводится в очно-дистанционном формате.

Не ограничивая рассмотрение материала одними лишь мемориальными музеями и экспозициями, посвященными жизни и деятельности ученых, организаторы хотели бы обсудить возможности и потенциал музея в деле презентации как внешней биографии, так и творческих исканий и достижений меморируемого лица. Возможно ли средствами музейного показа передать широкой публике значение и содержание научных открытий? Совместимы ли образ  ̶  как элемент музейного дизайна, память  ̶  как содержание музейной репрезентации и факты  ̶  как основа всякой научной биографики? Что делать, когда мемориальных предметов нет?

Для рассмотрения проблематики предлагаются следующие вопросы:

Мемориальный музей без мемориальных предметов  ̶  поиски путей репрезентации;

Архивный документ в музейной экспозиции и музейном фонде  ̶   возможности и потенциал использования;

Личность героя и личность творца  ̶   роль музейного работника в конструировании образа;

Материальное и нематериальное в мемориальном музее.

Заявки принимаются до 15 сентября 2022 г. по адресам: seminar_100@mail.ru, museumconference-spb@mail.ru

Оргвзнос не предусмотрен. Проезд и проживание участников за счет направляющей стороны. Регламент выступления – 15 минут.

Материалы семинара будут предложены для публикации в журнал «Музей – Памятник – Наследие», издающийся при информационной поддержке ИКОМ России, и в журнал «Кунсткамера», издающийся Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

Оргкомитет

Информационное письмо

Научно-практический круглый стол в режиме онлайн 22.04.2022 (программа)

22 апреля 2022 года Государственный Эрмитаж и Кафедра музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского госдарственного университета проводят в режиме онлайн научно-практический круглый стол

Стратегии и тактики музейного выживания: обобщение опыта пандемии

С программой круглого стола можно познакомиться здесь

 

Новая монография Яна Долака «Музеология и ее теория»

При поддержке Международного совета музеев (ИКОМ) и Технического музея г. Брно вышла в свет новая книга известного чешского музеолога, доцента Университета Коменского (Братислава, Словакия) ЯНА ДОЛАКА «МУЗЕОЛОГИЯ И ЕЕ ТЕОРИЯ». Издание этой работы на английском языке стало заметным событием в современной теоретической музеологии.
Книга открывается краткой историей развития музееведческой мысли, которая служит своеобразной преамбулой для более подробного рассмотрения автором теоретической музеологии в том ее варианте, который был представлен во второй половине ХХ в. в трудах таких авторов, как Збынек З. Странский и Войцех Глузинский. Далее следует аналитический обзор точек пересечения и зон влияния музеологии и философии, в котором в контексте музеологического дискурса рассматриваются идеи феноменологии, К. Поппера, М. Фуко, Ж. Деридда, Ж. Бодрийяра и других влиятельных философов конца ХХ в. Отдельно останавливаясь на роли музеологии в понимании механизмов функционирования общества как сложной системы (проблема идентичности), затем Я. Долак переходит к характеристике сходств и различий музеологического подхода и подхода, в центр внимания ставящего феномен «наследия» (в том числе, нематериального, цифрового и т.д.). Особое внимание автор уделяет такому структурообразующему для всей рассматриваемой области концепту как коллекция и, трактуя музейную коллекцию как особого рода структуру, дает объемный обзор подходов к анализу коллекции и феномена музеализации. Кратко характеризуя проблему музейной коммуникации и роли музея в пространстве мультикультурализма, далее автор останавливается на новейших подходах к трактовке целей и задач музеологии (новая, критическая, рефлексивная музеология, музей как хищник, нейромузеология) и выявляет их сильные и слабые стороны. В завершении книги он предлагает общую характеристику музеологических методов и методологии, а также терминологического словаря науки и пытается определить связь музеологии с музейной практикой. Завершается исследование кратким эпилогом на актуальную тему «Музеи и технологии».
Следует отметить, что книга написана с привлечением широкого круга историографии, причем значительное место в ней занимают труды современных российских музеологов. Представляется, что новая работа доктора Долака будет интересна как студентам, осваивающим соответствующие учебные программы, так и музейным профессионалам и музеологам, заинтересованным в аналитическом рассмотрении музейных феноменов.

С полным текстом книги можно познакомиться по адресу:

https://www.tmbrno.cz/wp-content/uploads/2022/03/Museology-and-Its-Theory_e_book.pdf 

В. Г. Ананьев

Научно-практический онлайн-круглый стол «Стратегии и тактики музейного выживания: обобщение опыта пандемии»

Государственный Эрмитаж

Кафедра музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ

объявляют о проведении 22 апреля 2022 г.

Научно-практического онлайн-круглого стола на тему

Стратегии и тактики музейного выживания: обобщение опыта пандемии

Последние два года для музеев были временем адаптации к условиям «новой нормальности», вызванной обстоятельствами глобальной пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и связанными с ней изменения эпидемиологической ситуации. Вызовы, с которыми пришлось столкнуться учреждениям культуры, не имели аналогов в предшествующей истории музейного дела. Скорость реагирования не оставляла возможности для планомерного стратегического планирования долгосрочной перспективы. Как музеи смогли ответить на вставшие перед ними вызовы и что из опыта пандемии исчезнет, как только изменится эпидемиологическая ситуация, а что останется в музейном мире как его неотъемлемая часть? Что нового мы узнали о возможностях цифровых технологий как транслятора музейного опыта и является ли все еще адекватным для описания музея образ «пространственного театра вещей»? Как изменилось наше восприятие музейного предмета, его основных свойств и функций, в результате неизбежной цифровизации музейного визита? Как адаптировались формы научно-просветительской деятельности и как повлияли события последних лет на экспозиционно-выставочные практики? Как повлияли заданные обстоятельства на формы и содержание музееведческого образования? Наконец, какие изменения произошли с аудиторией музея? Эти и другие близкие к ним вопросы предполагается обсудить в ходе онлайн-круглого стола.

Крулый стол планируется к проведению на платформе MS Teams, 22 апреля 2022 г., начало в 11.00.

Заявки, содержащие фио, контактные данные, ученую степень, должность, место работы и тему выступления, просьба направлять по адресам: museumconference-spb@mail.ru и museumspbu@mail.ru

25 марта 2022 года — научно-практический онлайн-семинар «Актуальные вопросы музееведения»

25 марта 2022 г. в 18 00 кафедра музейного дела и охраны памятников СПбГУ проводит очередное заседание регулярного научно-практического онлайн-семинара «Актуальные вопросы музееведения». На семинаре будет заслушан доклад кандидата искусствоведения заведующей Лабораторией научной реставрации восточной живописи Государственного Эрмитажа Елены Григорьевны Шишковой «МЕТОДЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ КОНСЕРВАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ НА БУМАЖНОЙ ОСНОВЕ. МАТЕРИАЛЫ. ОБОРУДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИИ.».

Государственный Эрмитаж является не только одним из крупнейших музеев мира, но и важным методическим и практическим центром реставрации художественных и исторических памятников. Уникальные фонды музея требуют особого подхода к практике их сохранения. Одним из важнейших направлений работы музея в этом отношении является реставрация богатой коллекции восточной живописи. В докладе Е.Г. Шишковой будет представлен рассказ об уникальном опыте сохранения памятников мирового наследия на бумажной основе . Для регистрации необходимо прислать заявку на адрес v.ananev@spbu.ru

Семинар планируется к проведению на платформе MSTeams.

Заседание онлайн-семинара «Актуальные вопросы музееведения» 18. 02. 2022 г.

18 февраля 2022 г. в 18.30 состоится очередное заседание регулярного научно-практического онлайн-семинара кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ «Актуальные вопросы музееведения». На заседании будет заслушан доклад доктора философии, титулярного профессора и руководителя магистерской программы по музейной педагогике и коммуникации департамента истории искусств Университета Сарагосы Хесуса Педро Лоренте Лоренте «Критическая музеология».

В феврале 2022 г. в издательстве “Routledge” будет опубликована монография профессора Лоренте «Критическая музеология: взгляд изнутри и снаружи». Это первое в историографии комплексное исследование одного из самых влиятельных направлений в музеологической мысли конца ХХ — начала XXI в. Анализируя как теоретические установки движения, так и конкретные примеры применения его постулатов на практике, профессор Лоренте дает в ней убедительную картину распространения и эволюции рефлексивного направления, по-новому осмысливающего сущность музейного института и основные направления музейной деятельности. В ходе семинара профессор Лоренте расскажет собравшимся о своей новой книге и предложит собственный анализ ряда актуальных музейных трендов.

Семинар будет проводиться на платформе MSTeams. Для участия необходимо зарегистрироваться в системе и прислать заявку на адрес v.ananev@spbu.ru

Заседание онлайн-семинара «Актуальные вопросы музееведения»

16 декабря 2021 года, в четверг,

в 18.00 (по московскому времени)

состоялось очередное заседание научно-практического онлайн-семинара кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ

«Актуальные вопросы музееведения»

На семинаре заслушан доклад доктора культурологии, профессора, директора музея «ХХ лет после войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945—1965 годов» О.С. Сапанжа. Ольга Сергеевна представила участникам семинара новую книгу — написанную ей в соавторстве с Е.В. Ивановой и Н.А. Баландиной монографию «Искусство — в быт. Интерьерная пластика Ленинградского завода фарфоровых изделий. 1956-1966» (М., 2021).

Как фарфоровая пластика может стать знаком и источником по истории повседневности? Каковы возможности использования ее в музейном пространстве для моделирования реальности? О чем может рассказать небольшая фарфоровая фигурка, выпущенная массовым тиражом и хорошо известная многим посетителям музея по их собственному жизненному опыту? Эти и другие вопросы осветила в своем выступлении О.С. Сапанжа.

 

Доклад профессора Б. Киршенблат-Гимблет в рамках семинара «Актуальные вопросы музееведения» 12 ноября 2021 года

12 ноября 2021 г. состоялось очередное заседание научно-практического онлайн-семинара кафедры музейного дела и охраны памятников «Актуальные вопросы музееведения»

 

На семинаре был заслушан доклад доктора философии (Ph.D.) Барбары Киршенблат-Гимблет, почетного профессора университетов Нью-Йорка и Хайфы, действительного члена Американской академии искусства и науки. Профессор Киршенблат-Гимблет известна как автор многочисленных работ, посвященных перформативным аспектам музейного феномена и месту музейной институции и института наследия в пространстве современной культуры. В последние годы она активно участвует в практике европейского музейного строительства и является главным куратором постоянной экспозиции и советником директора музея ПОЛИН (Музей истории польских евреев) в Варшаве. Этому опыту и был посвящен ее доклад — «Кураторская работа между отчаянием и надеждой: Музей ПОЛИН (Музей истории польских евреев)».

В своем докладе профессор Киршенблат-Гимблет, опираясь на собственный уникальный опыт работы в Музее ПОЛИН, предложила авторскую виртуальную экскурсию по постоянной экспозиции музея и аргументированно обосновала те приемы и методы экспозиционно-выставочной деятельности, которые были применены при создании нового музея в 2007-2013 гг., а также использовались при расширении экспозиции в 2020-2021 гг. Рассматривая музей как своего рода театр памяти, она определила его специфику как особого медиума, обозначила его место в треугольнике «история-человек-память» и выступила за усвоение им функции социального катализатора. В докладе также были затронуты вопросы, связанные с соотношением на экспозиции подлинных предметов и мультимедиа, материальной и нарративной аутентичности музейных объектов, а также актуальных трендов музейной архитектуры.

В работе семинара приняло участие более 30 человек: студенты и сотрудники СПбГУ, а также представители сторонних организаций.

«”Нам надо строить заново весь мир истории искусств”: ленинградское историческое искусствознание в дискуссиях 1930-х годов»

 

При финансовой поддержке Фонда «История Отечества» в издательстве «Индрик» вышла в свет новая книга, подготовленная академиком РАН, главным научным сотрудником Института всеобщей истории РАН д.и.н. М.Д. Бухариным, профессором, директором Института художественного образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена д. культурологии О.С. Сапанжа и доцентом кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета д. культурологии В.Г. Ананьевым. Книга называется — «”Нам надо строить заново весь мир истории искусств”: ленинградское историческое искусствознание в дискуссиях 1930-х годов».

В книге впервые в научный оборот вводятся материалы дискуссий, проходивших во второй половине 1930-х гг. в крупнейших искусствоведческих центрах Ленинграда — Государственном научно-исследовательском институте искусствознания и Научно-исследовательском институте живописи, скульптуры и графики Всероссийской академии художеств. Вызванные к жизни стремлением государства внедрить единомыслие и жесткий диктат «правильного» курса в области изучения и преподавания истории, эти дискуссии, проходившие в 1936 и 1938 гг., показали верность научного сообщества принципам объективности и стремление поддерживать академический тон в обсуждении актуальных научных вопросов. В дискуссиях принимали участие крупнейшие искусствоведы, историки и музейные работники Ленинграда того времени: Н.Н. Пунин, В.В. Струве, Н.Д. Флиттнер, А.С. Гущин и другие. Обсуждавшиеся вопросы (о связи периодизации истории искусства с общеисторической периодизацией, о роли памятника в процессе научного познания феноменов искусства и др.) имели важнейшее значение для дальнейших практик историописания, преподавания истории, построения музейных экспозиций и интерпретации культурного наследия.

Книга предназначена историкам, искусствоведам, культурологам и всем интересующимся историей отечественной науки.