Отчет о проведении малого научного мероприятия — научно-практический онлайн-семинар «Музей и память: антропологические аспекты репрезентации» (21.12.2020 г., Zoom)

21 декабря 2020 г. на платформе Zoom кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета был проведен научно-практический онлайн-семинар «Музей и память: антропологические аспекты репрезентации». Семинар был направлен на рассмотрение таких актуальных вопросов современного музееведения и музейного дела, как: произошла ли антропологизация музейных нарративов? Появился ли человек в тех историях, которые рассказывает музей? Не исчезла ли отдельная личность в широких дискурсах культурной, исторической, социальной памяти, представлять которые стремится современный музей, активно осваивающий пространство публичной истории? Какими средствами музей может (если может вообще) осуществлять репрезентацию памяти, сохраняя образ конкретной личности и делая доступной персонализацию получаемого посетителями опыта?

Семинар вызвал большой интерес со стороны теоретиков и практиков музейного дела, собрав более 30 участников из различных городов России (Санкт-Петербург, Москва, Челябинск, Ярославль), Словакии (Братислава), Болгарии (София). С приветственным словом к участникам семинара обратился Михаил Борисович Пиотровский (академик РАН, академик РАХ, генеральный директор Государственного Эрмитажа, зав. кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета), обозначивший в качестве важнейшей задачи современных музеев охрану не только физической, но и интерпретационной целостности объектов наследия, подчеркнув роль музеев как пространств «спокойного обсуждения» «горячих проблем». Цели и задачи семинара были обозначены в выступлении Антонины Александровны Никоновой (к.ф.н., доцент, зам. зав. кафедрой Музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета), отметившей слабую отрефлексированность заявленной семинаром темы в отечественном музееведении, указавшей на имеющуюся по вопросу литературу и проблематизировавшей используемый в историографии последнего времени концепт «музейной антропологии».

В рамках семинара было заслушано 7 докладов, разделенных на 4 тематических раунда. Первый раунд был посвящен теме «Музей в памяти» и предполагал обращение к проблемам самодокументирования музеями собственной истории через призму той или иной личности (создателя, главного героя экспозиции и т.д.). Благовеста Иванова (доктор искусствоведения, доцент Института гражданской инженерии и архитектуры им. Любена Каравелова, София, Болгария) посвятила свой доклад обстоятельствам экспонирования 110-й годовщины первой художественной галереи Софии, которое состоялось летом — осенью этого года в столице Болгарии. А Наталья Павловна Копанева (к.фил.н., главный хранитель Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН) проанализировала как в экспозиции отдела Кунсткамеры «Музей М.В. Ломоносова» в разные исторические периоды проходила репрезентация личности выдающегося отечественного энциклопедиста, поставив вопрос о возможных изменениях парадигмы в готовящейся реэкспозиции музея.

Участники второго раунда сконцентрировались на вопросах, связанных с проблемой «Музей и память в современном мире». Ян Долак (Ph.D., доцент Университета Коменского, Братислава, Словакия) центральный тезис своего выступления обозначил как «Музей — узел и катализатор», обратившись к тем вызовам, которые перед современным музеем ставит актуальная ситуация отказа от объективной научности и подчинения научного знания экстранаучным факторам. Елена Николаевна Мастеница (к.и.н., доцент, зав. кафедрой Музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры) поделилась актуальными примерами отражения личности в музейной экспозиции современных российских музеев, дав историческую ретроспективу феномена и предложив собственную типологию таких подходов.

В рамках третьего раунда — «Музей и память в современной культуре» — был заслушан всего один доклад, который сделала  Александра Николаевна Балаш (д-р культурологии, профессор кафедры Музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры) — «Репрезентация и отказ от репрезентации в культуре и в музее: к поискам новых смыслов». Обобщив современный отечественный и зарубежный опыт музейной репрезентации личности, докладчик подчеркнула значение для него стратегий музеев современного искусства и связала с актуальными направлениями в культурологической мысли.

Наконец, четвертый раунд — «Память в музее» — в центр внимания поставил рассмотрение заявленной темы через призму конкретных кейсов экспозиционно-выставочной деятельности, в подготовке и реализации которых непосредственное участие принимали сами докладчики. Ольга Сергеевна Сапанжа (д-р культурологии, профессор, РГПУ им. А.И. Герцена, директор музея «XX лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 годов») посвятила свой доклад теме «Антропологизация повседневности в деталях и историях», рассмотрев роль и значение инскриптов на предметах бытовой культуры середины ХХ в., подчеркнув их высокую эвристичность и пластичность в деле трансляции социо-культурных кодов, в том числе, например, для такого актуального направления исследований как история эмоций. Ирина Валерьевна Андреева (к.пед.н., доцент, Челябинский государственный институт культуры) в докладе «Антропология вещи в системе выставочной работы с темой памяти Великой Отечественной войны» познакомила слушателей с двумя выставочными проектами, реализованными ею на базе выставочных площадок Челябинской области, подчеркнув важное значение такой деятельности как одного из компонентов подготовки будущих специалистов музейного дела.

Доклады вызвали горячий отклик у собравшихся и каждый раунд сопровождался оживленными дискуссиями. Следует также отметить и интерес со стороны обучающихся — в качестве слушателей в семинаре приняли участие студенты вузов Санкт-Петербурга и Братиславы.

Доцент кафедры Музейного дела и охраны памятников В.Г. Ананьев

Историк Алексей Николаевич Цамутали вспоминает…

О своей работе в Государственном музее Великой Октябрьской социалистической революции рассказывает Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор исторических наук, ассоциированный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории (дом Н.П. Лихачева) РАН Алексей Николаевич Цамутали

Заседание Студенческого Музеологического общества (Кафедра музейного дела и охраны памятников СПбГУ)

18 апреля 2020 года (суббота) в 15:00 (GTM+3) в рамках заседания Студенческого Музеологического общества в онлайн-формате пройдет встреча с сотрудниками Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (филиал ЦВЗ «Манеж») Анастасией Харитоновой и Анжеликой Урусовой. Сотрудники расскажут об организации систем учёта и хранения в музее, работе пиар-службы, проблемах маркетинга, о присутствии музея в социальных сетях, а также о том, как жил музей до эпидемии и введения карантина и как живёт сейчас.

Для участия в мероприятии необходима регистрация.

Петер ван Менш «К методологии музеологии» (М., 2018)

На сайте ИКОМ России размещён русскоязычный текст классической работы голландского музеолога Петера ван Менша «К методологии музеологии» в переводе доктора культурологии В.Г. Ананьева.

 

 

 

 

ИЗМЕНЕНИЕ СРОКОВ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО КРУГЛОГО СТОЛА

В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и необходимостью сокращения социальных контактов оргкомитет научно-практического круглого стола «Будущее музея: коллекционирование и ча(е)стный музей» принял решение о переносе мероприятия на более поздний срок. В ближайшем номере журнала «Музей. Памятник. Наследие» обсуждению этой темы будет посвящена специальная тематическая рубрика. Мы с радостью примем для рассмотрения Ваши материалы! Берегите себя и будьте здоровы!

Оргкомитет 

Научно-практический семинар «Музеи Ленинграда в годы Великой Отечественной войны»

27 апреля 2020 г. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН и кафедра Музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне проводят научно-практический семинар, в рамках которого планируют обсудить  проблемы, связанные с историей бытования ленинградских музеев в годы Великой Отечественной войны и актуализацией военного наследия города в современных музейных практиках. 

Заявки принимаются до 15 марта 2020 г. по адресу: seminar_100@mail.ru

Подробнее см.: Информационное письмо о семинаре

Всероссийская научная конференция «Роль вещественных источников в информационном обеспечении исторической науки»

20–21 марта 2020 г. в Курганском государственном университете

состоится Всероссийская научная конференция 

Роль вещественных источников в информационном обеспечении исторической науки

Организатор конференции: Гуманитарный институт КГУ при участии Института истории СО РАН, Российского общества интеллектуальной истории (РОИИ) и Ассоциации «История и компьютер» (АИК)

Партнер конференции: проект «Музеи – библиотеки – архивы в информационном обеспечении исторической науки» (информация о проекте – на сайтах: ivid.ucoz.ru/publ/calls/izdatelskij_proekt_rol_muzeev_bibliotek_arkhivov_v_informacionnom_obespechenii_istoricheskoj_nauki/3-1-0-193; evorontsova.ru)

На конференции планируется обсудить следующие вопросы:

  • вещественные источники в широком смысле, т.е. выполненные в материале и состоящие из вещества 3-мерные объекты и предметы (археологические находки; здания и сооружения; объемные произведения искусства; орудия труда и предметы быта; источники по истории естественных наук – образцы веществ, останки живых организмов и т.д.), как носители информации – визуальной, о веществах и использованных материалах (тактильной), о размерах и объемах (пространственной);
  • классификации анализируемых типов информации и вещественных источников (совпадают ли они; если расходятся, то в чем и по каким причинам);
  • потери и приобретения при переводе анализируемых типов информации в вербальную информацию, и наоборот;
  • потери и приобретения при воспроизведениях первоисточника (в том числе в цифровом виде) (лучше ли, когда воспроизведение лучше оригинала?);
  • музеи как центры собирания, хранения, репрезентации и изучения вещественных источников и базовый элемент информационной инфраструктуры исторической науки;
  • вещественные источники, их комплексы в музеях и генеральная совокупность как информационный ресурс исторической науки;
  • технологии извлечения информации из вещественных источников разных типов и видов в прошлом–настоящем–будущем (для использования историками при решении исследовательских задач);
  • репрезентация информационного потенциала вещественных источников музеями, коллекционерами, исследователями;
  • специфика коммуникации научного сообщества и сообществ хранителей и коллекционеров вещественных источников – взаимосвязи и взаимоотторжения.
  • центры собирания, хранения и репрезентации изобразительных источников и историческая наука в ретроспективном контексте

Место проведения конференции: г. Курган, ул.Советская, д. 63, строение 4, КГУ.

Заявки на участие в мероприятии просим присылать до 1 марта 2020 г. с пометкой «Вещественные источники – 2020» по электронной почте: eworonzowa@mail.ru и netanja-k@mail.ru 

Подробнее см.: Информационное письмо

Будущее музея: коллекционирование и ча(е)стный музей (научно-практический круглый стол)

16 — 17 апреля 2020 года Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный Эрмитаж, Дом ученых им. М. Горького РАН, Ассоциация «За венгерско-российское сотрудничество имени Льва Толстого» проводят научно-практический круглый стол «Будущее музея: коллекционирование и ча(е)стный музей».

Одно из направлений размышления о будущем музея – рефлексия по поводу новых форм, которые он приобретает в современной культуре. Всегда ли они – объективный ответ на запрос культуры, или же – всего лишь мода? Не ведет ли изменение формы к изменению самой сути феномена? Как эволюция формы детерминируется историческим контекстом? Идеальным предметом для такой рефлексии является частный музей. Популярность частных музеев в современной культуре не вызывает сомнений. Но каковы их социальные функции? Где грань, отделяющая частный музей от частной коллекции, открытой для публики? Возможна ли в нем объективность, являющаяся одной из определяющих черт классического музея?

Описанный ряд вопросов и проблем входит в круг интересов музейных профессионалов (частных и государственных музеев), философов, культурологов, музеологов, историков, педагогов. К участию в работе конференции приглашаются научные работники, преподаватели, сотрудники музеев, архивов, библиотек и все заинтересованные в обсуждении заявленных тем.

Темы для обсуждения и научной дискуссии:

  1. Музейная коллекция vs частная коллекция: сущностное сходство или синонимия?
  2. Собирательская деятельность и коллекционирование: стратегии и методы.
  3. Частный музей в исторической ретроспективе.
  4. Частный музей в культурной среде региона: роли и сценарии.
  5. Феномен коллекционирования как предмет культурологической рефлексии.
  6. Образ собирателя: отечественная традиция и зарубежный опыт
  7. Частный музей: объективность, субъективность и документирование реальности.
  8. Типология негосударственных музеев: новые формы в новое время?
  9. Музейный фонд: взаимодействие частного и государственного.
  10. Виды и формы деятельности частного музея: между традицией, новацией и профанацией?

Заявки принимаются до 2 апреля 2020 года по адресам:   museumconference-spb@mail.ru  museumspbu@mail.ru

Подробнее см.: Информационное письмо

 

 

XVIII Круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма»

2 — 3 апреля 2020 года Отдел Туризма и специальных программ Государственного Эрмитажа проводит ежегодный  Круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма». Предлагается обсудить проблемы работы музеев с посетителями, межмузейные проекты, новые специальные программы, направленные на совершенствование музейного туризма,  перспективы сотрудничества музеев с туристическими организациями, вопросы государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2020-2021 годы и другие вопросы, связанные с тематикой Круглого стола. Основная тема Круглого стола в 2020 году — «Избыточный туризм. Время принятия решений».

Срок подачи материалов для печати — 11 января 2020 года.

Подробнее: Круглый стол в Государственном Эрмитаже

 

XI научно-практическая конференция ГМЗ «Петергоф» «ДВОРЦЫ И ТЕХНИКА» 27–28 апреля 2020 года

XI ежегодную научно-практическую конференцию ГМЗ «Петергоф» посвящает
технологической стороне жизни дворцов.

К обсуждению планируются темы:

• символическое значение новых технологий при императорских и королевских дворах;
• восприятие новых технологий обществом в XVIII–начале XX вв.;
• система обмена технологиями и идеями в европейской культуре XVIII–начала XX вв.;
• изобретатели и ученые при дворе;
• опыт музеефикации технологического оснащения дворцов и парков.

К участию в конференции приглашаются историки, культурологи, искусствоведы, сотрудники музеев, научных и образовательных учреждений.
Для участия в срок до 1 февраля 2020 года необходимо прислать заявку, включающую ФИО, контактные данные, данные об организации и тезисы выступления (2000–3000 знаков) на адрес research@peterhofmuseum.ru.

Подробнее:Информационное письмо ДВОРЦЫ И ТЕХНИКА