Опубликована новая работа кандидата искусствоведения, доцента Кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета Марины Валерьевны Бирюковой. Монография «Философия кураторства» посвящена рассмотрению феноменов кураторства и кураторского проекта в контексте теории и философии культуры. Современное
искусство часто не поддаётся оценке с точки зрения традиционных эстетических
категорий, не обладает внятной художественной формой, для его постижения
необходим контекст философии, эстетики, истории, медиа, реалий повседневности, и этот контекст по преимуществу обеспечивает концепция куратора выставки. Кураторский проект представлен не как демонстрация артефактов или перформативных практик, а как комплекс смыслов или целостный
визуально-содержательный комплекс, который можно характеризовать как
культурное событие, визуальное и содержательное отражение философской
парадигмы эпохи. В книге определена связь основных культур-философских
концептов современности и знаковых выставочных проектов, продемонстрирована эволюция кураторской практики. Наиболее значительные выставочные проекты (Х. Зеемана, К. Кенига, Б. Брока, Х.–У. Обриста, В. Сандберга, Дж. Челанта), рассматриваются как в контексте теоретических воззрений кураторов, так и по аналогии с современными им теориями в области философии культуры: идеей «де-артинга» Т. Адорно, «смерти автора» Р. Барта, «смерти искусства» и «художественного мира» А. Данто, институциональной теории Дж. Дики и А. Данто, идеи гипотетических музеев А. Мальро и Х. Зеемана, идеи «культурной медиации» и «говорящего изображения» Б. Брока, «открытого произведения» У. Эко, идеи симулякра, разработанной Ж. Делёзом, Ж. Деррида и Ж. Бодрийяром и других.
Архив рубрики: Кафедра музейного дела и охраны памятников СПбГУ
Must-read: 5 статей для изучающих историю музеев
Небольшая подборка научных статей по истории музейного дела в России.
Имя Фаберже на стыке филателии и ювелирного искусства.
В публикации рассмотрена историческая связь между филателией и ювелирным искусством, выраженная в особенностях работы художников и применяемых ими техниках и воплотившаяся в создании новых направлений коллекционирования. На стыке этих направлений оказалась семья Фаберже, которая достигла значительных успехов, и навсегда сохранила своё имя в искусстве, культуре и предпринимательстве России на рубеже XIX –XX веков. Читать далее
Культовые памятники Северо-Запада России в собрании отдела фотографии Российского этнографического музея.
В статье автор представляет фотографические источники первой трети XX века, хранящиеся в Российском этнографическом музее. Многие из них до настоящего времени не введены в научный оборот и известны лишь ограниченному кругу специалистов. На фотографиях запечатлены культовые памятники, расположенные на территории современной Ленинградской области: культовая деревянная и каменная архитектура XV – XIX вв., памятники иконописи, прикладного искусства, письменности, старинные кладбища, погосты, почитаемые деревянные и каменные кресты, священные деревья и рощи. Эти фотографии представляют для современного исследователя значительный интерес, так как большая часть из числа объектов представленных на этих снимках была уничтожена в советское время.