МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ. 2 (8) / 2020

МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ.  2 (8) / 2020

ПРОБЛЕМА В ФОКУСЕ: ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА САМОЙЛОВИЧА ДРИККЕРА
(1941–2020)

   Кальницкая Е.Я. ЦАРЬ И ПОЭТЫ: ПЕТЕРГОФСКИЙ ЭТЮД — 5

Кальницкая, Елена Яковлевна — доктор культурологии, генеральный директор ГМЗ «Петергоф», Россия, Санкт-Петербург, Петергоф, samson@peterhofmuseum.ru

Очерк, представляющий собой отрывок из будущей книги, повествует о петергофской повседневности XIX века, в которой находили отражение разные стороны интеллектуальной жизни России, значительную роль играла литература. В Петергофе жили европейские принцессы, жены великих князей, изучавшие русский язык, который нередко преподавали им известные литераторы, в частности, Василий Андреевич Жуковский.
Ключевые слова: Петергоф, русская литература, история, культура, музей.

 Калугина Т.П. К ВОПРОСУ О ДУАЛИЗМЕ МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА:
ПОДЛИННОСТЬ ИЛИ АУТЕНТИЧНОСТЬ? 
 14

Калугина, Татьяна Павловна — доктор философских наук, заведующая отделом переводов для изданий и выставочных проектов, Государственный Русский музей, Россия, Санкт-Петербург, tkalugina@hotmail.com

В статье рассматривается один из аспектов сложной и комплексной проблемы ду-
алистической природы музейного предмета — диалектика подлинности и аутентичности экспоната в музее. Автор демонстрирует эту диалектику, анализируя связанные с ней вопросы, с которыми часто сталкиваются музейщики-практики. В частности, вопрос о так называемых аналогах. С ним особенно часто сталкиваются мемориальные музеи, которые по определению хранят и показывают именно уникаты, те самые вещи, которые жили вместе с меморизируемым лицом. В случае, если уникаты не сохранились, их заменяют на аналоги, тем не менее, это не уменьшает эмоциональный отклик посетителя. Встает вопрос, что же запускает этот отклик, если не подлинный мемориальный предмет? Автор анализирует термины «подлинный» и «аутентичный», затрагивает вопрос о копиях в экспозиции художественных музеев, о реальном происхождении эстетического впечатления у посетителя. Рассматривается и вопрос реставрации, связанный с диалектикой подлинности и аутентичности, которая особенно остро стоит в контексте музеефикации современного искусства. Статья не предлагает однозначного решения проблемы подлинности и аутентичности, но автор отмечает, что возможные решения всегда будут однозначно детерминированы тем или иным культурным контекстом.
Ключевые слова: музейный предмет, экспонат, мемориальный музей, художественный музей, подлинность, аутентичность, копия, аналог, принципы реставрации.

 Хренов Н.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ ОБ ИСКУССТВЕ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ — 21

Хренов, Николай Андреевич — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, Государственный институт искусствознания, Россия, Москва, nihrenov@mail.ru

В статье методология междисциплинарного сотрудничества в научном познании рассматривается на примере взаимоотношений таких гуманитарных наук, как искусствознание, культурология и эстетика. В центре внимания автора — искусствознание, функционирующее в настоящее время в своей зрелой форме, обозначаемой обычно в философии науки как «нормальная» наука, и в силу этого испытывающее потребность в развитии и совершенствовании с помощью ассимиляции методов других гуманитарных наук и философских направлений, таких как герменевтика, феноменология и онтология. Однако отношение у искусствоведов к этой тенденции далеко не однозначно. Сверхзадача их деятельности связана с сохранением высокого статуса индивидуального и субъективного начала в искусстве. Между тем, ассимиляция методов смежных наук нередко приводит к утрате этого статуса и к размыванию представлений о предмете науки об искусстве. Анализируя внешние и внутренние факторы совершенствования науки об искусстве, автор в качестве основных факторов все же считает внутренние факторы, из чего следует, что должна активизироваться одна из субдисциплин искусствознания, а именно, теория искусства, которая до сих пор остается менее развитой, чем остальные субдисциплины.
Ключевые слова: гуманитарные науки, искусствознание, культурология, эстетика,
междисциплинарный подход.

  Ronchi A.M. BEING DOCTOR IN CULTURAL STUDIES — 50

Ronchi, Alfredo M. — Full Professor, Politecnico di Milano, Secretary EC MEDICI Framework Foundation, Italy, Milano, alfredo.ronchi@polimi.it

This paper explores the field of investigations and interests of a doctor in cultural studies in a period of profound transformation of research, conservation, fruition and engagement in culture. It collects and summarizes some of the key topics discussed in the last decades on the occasion of conferences, seminars and brainstorming held in Sankt Petersburg. Professor Alexander Drikker, doctor in cultural studies, was the key partner in such studies providing different cultural perspectives and critical thinking.

Key words: cultural studies, research, conservation, museum, cultural heritage.

  Потапова М.В., Иевлева Н.В. ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
(ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)
 — 65

Потапова, Марина Васильевна — кандидат философских наук, независимый исследователь, Россия, Санкт-Петербург, marinnna@mail.ru

Иевлева, Наталья Викторовна — независимый исследователь, Россия, Санкт-Петербург, yevleva@yandex.ru

Изучение потенциальной целевой аудитории музея позволяет увидеть как перспективы его развития, так и возможное изменение его традиционного значения в жизни общества. Представлен анализ результатов сравнительных социологических исследований потенциальной молодежной аудитории традиционного художественного музея — студентов вузов Санкт-Петербурга. Выявлена тенденция снижения интереса к традиционному художественному музею среди широкой студенческой аудитории, связанная с происходящими масштабными социальными процессами — переходу к информационному обществу. Высказано предположение о том, что при сохранении такой тенденции в отдаленной перспективе у традиционного художественного музея может произойти «сжатие» аудитории до достаточно узкого слоя элитарной публики.
Ключевые слова: потенциальная аудитория художественного музея, посетители музея, социология в музее, студенты в музее.

  Чеснокова М.Н. О «ФИГУРАХ РЕЧИ» В МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ — 74

Чеснокова, Мария Николаевна — кандидат культурологии, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Россия, Санкт-Петербург, ches82@yandex.ru

В статье рассматривается экспозиция музея как знаковая система, обосновывается возможность применения понятия «фигура речи» к приемам создания музейной экспозиции, описываются примеры разновидностей музейной экспозиции. Способность музейного предмета выступать в качестве знака, т.е. представителя некоторого объекта, является его неотъемлемым свойством. Под знаком мы понимаем объект, который заменяет собой некоторый предмет, свойство, отношение и дает возможность накапливать, хранить, перерабатывать и передавать информацию. Фигуры речи — это в широком смысле любые языковые средства, включая тропы, придающие речи образность и выразительность. Музейная экспозиция, рассматриваемая как текст, создаваемый материальными
объектами, которые выступают в роли знаков, позволяет обнаружить использование тропов не только как средство выразительности, но и в качестве структурообразующей основы. Говоря о применении «фигур речи» в «тексте» музейной экспозиции, следует принять во внимание, что экспозиционный «текст», строящийся из музейных предметов, каждый из которых обладает спектром культурных значений, не может обладать однозначной смысловой определенностью. Продуктивный и перспективный путь создания новых экспозиций видится как гармоничное сочетание смыслового и эстетического
единства экспозиции, «читаемого» в знаковой системе, с одной стороны, и уникальной ценности музейных объектов, присущей им независимо от экспозиционного контекста, с другой.
Ключевые слова: музей, экспозиция, экспонат, знак, текст, знаковая система, фигура речи, троп, метафора, метонимия.

МУЗЕЙ

  Андреева И.В. НАЛИЧНИКИ ЧЕРНОГО ИСТОКА:
МУЗЕЙНЫЙ ПРОЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ БРЕНДА ТЕРРИТОРИИ 
— 82

Андреева, Ирина Валерьевна — кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный институт культуры, Россия, Челябинск, andreevairina7@gmail.com

Музей наличников «Вычурны балясины» — проект АртРезиденции туристского кластера «Гора Белая» — был создан в поселке Черноисточинск Свердловской области летом 2020 г. Инициаторами проекта выступили местные художники, педагоги, предприниматели, озабоченные утратой самобытного облика поселка, некогда радовавшего разнообразием и изысканностью архитектурной резьбы. В течение XIX в. в Черноисточинске, как и во всех горнозаводских поселках Среднего Урала, сложился архитектурный комплекс дома-пятистенка с крытым двором, множеством окон и развитой системой декора. Собранные волонтерами-арт-резидентами образцы наличников и выполненные ими наблюдения и фотофиксации свидетельствуют об издавна наработанной кустарями Черноисточинска культуре деревообработки, позволявшей выполнять сложные рельефы и композиции. В вариациях оконных наличников соединились северорусская традиция ажурной прорезной резьбы и контрастно окрашенная рельефная накладная резьба, характерная для Центральной России. Влияние архитектуры каменных зданий территориально близкого горнопромышленного г. Нижнего Тагила обусловила стилевое тяготение декора наличников к барокко и классицизму. Релевантной формой сохранения наличников является музеефикация объекта в среде, на что направлены просветительские усилия арт-резидентов. Ими же создана экспозиция Музея наличников в бывшем производственном помещении демидовского завода. Основным приемом показа является «экспонат в фокусе». На мифологеме «рама––граница» строятся опыты валоризации объекта: его преобразование в театральные кулисы, ширму и декорации для детского театра, раму для зеркала и афиши, декоративную
окантовку витрины-стеллажа для творческих работ, инсталляцию для фотозоны. В педагогические практики работы с детьми активно вводятся постановки детского театра, натурные зарисовки фасадов домов и их наличников, создание тематических экслибрисов в технике линогравюры. Опыт музея «Вычурны балясины» — пример комплексной, тонкой и деликатной работы, делающей сохранение наследия элементом формирования бренда.
Ключевые слова: бренд, продвижение территории, Черноисточинский демидовский завод, уральское искусство домовой резьбы, оконный наличник, музей наличников, валоризация, АртРезиденция.

 Аброськина Е.В. МЕЖДУ МОЛОТОМ И СЕРПОМ: СУДЬБА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КУЛЬТУРЫ КОРЕЙЦЕВ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ЭТНОГРАФИИ В 1937 г. — 92

Аброськина, Евгения Вячеславовна — магистр музеологии, научный сотрудник, Институт всеобщей истории РАН, Россия, Москва, evgeniia.abroskina@gmail.com

Статья посвящена изучению архивных материалов Российского этнографического
музея о подготовке экспозиции, репрезентирующей культуру корейцев Еврейской автономной области, которая должна была войти в состав выставки «Евреи в царской России и в СССР». Автор рассматривает процесс сбора материалов для экспозиции во время Биробиджанской экспедиции в Еврейскую автономную область, а также подробно реконструирует и анализирует проект экспозиции. Экспозиция должна была показать непростую судьбу корейского народа в царской России, позитивные изменения в культуре и быте корейцев при советской власти, в то же время отобразить сохранившиеся у современных корейцев культурные «пережитки». Корейская культура, в отличие от культуры евреев-колонизаторов или тунгусо-маньчжурских народов, занимала в экспозиции лиминальное положение: ее планировали показывать как не до конца советизированную, все
еще обладающую примитивными формами ведения хозяйства и пережитками. Несмотря на собранные в экспедиции материалы и разработанный проект, сегмент, посвященный корейцам, был изъят в связи с приказом о депортации корейского населения Дальнего Востока в Среднюю Азию в 1937 г. Автор статьи анализирует эти события как один из примеров вмешательства государства в музейное пространство в СССР.
Ключевые слова: Российский этнографический музей, корейская культура, Еврейская автономная область, этнография, депортация.

 Тхапа Л.Р. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА МУЗЕЙНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ
В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ДВОРЦАХ-МУЗЕЯХ 
— 104

Тхапа, Лолита Раджановна — магистр музеологии, главный хранитель фондов, Палеонтолого-стратиграфический музей, Отдел естественнонаучных коллекций, Управление экспозиций и коллекций, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, thapa.lolita@gmail.com

Статья посвящена сравнительному анализу применения метода музейной реконструкции в отечественных и зарубежных дворцах-музеях. Изначально концепция музеефикации дворцовых зданий предполагала сохранение интерьеров в их подлинности. Однако время показало невозможность осуществления такого плана, т.к. предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, скульптура, живописные полотна, а также элементы архитектурного, лепного, текстильного декора исторических дворцов к моменту
музеефикации были утрачены полностью либо частично вследствие тех или иных событий. Эти обстоятельства привели к необходимости применения метода музейной реконструкции для целостного образа дворца-музея как феномена культуры. В контексте музеефикации исторических дворцов данный метод используется как для реконструкции архитектурно-художественного и декоративно-прикладного убранства интерьеров здания, так и для реконструкции дворцовой культуры и быта. Использование метода музейной реконструкции позволяет максимально раскрыть потенциал исторического дворца: представить его интерьеры как произведение искусства, обеспечить ревалоризацию
исторического дворца как памятника архитектуры и ревитализировать некоторые элементы дворцового быта и культуры, утраченные вследствие исторических, социокультурных и политических изменений. Широкие возможности применения данного метода в пространстве дворцов-музеев подтверждаются богатым практическим опытом отечественной и зарубежной музейной реконструкции дворцовых интерьеров.
Ключевые слова: дворец, интерьер, реставрация, реконструкция, музеефикация.

ПАМЯТНИК

 Бухарин М.Д. К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ АСТРАЛЬНОГО КУЛЬТА В ГОСУДАРСТВЕ СИ СЯ — 115

Бухарин, Михаил Дмитриевич — доктор исторических наук, действительный член
РАН, главный научный сотрудник, Институт всеобщей истории РАН, Россия, Москва, michabucha@gmail.com

Среди находок, сделанных в 1909 г. в Хара-Хото, одном из главных политических
и культурных центров государства Си Ся, экспедицией П.К. Козлова, присутствовали «иконы» — портретные изображения, интерпретируемые как образы планет. Интерпретация некоторых образов в исследовательской литературе представляется не вполне определенной, однако отождествление найденных изображений с планетами — реальными и вымышленными — является общепринятым. В Санкт-Петербургском филиале Архива РАН
сохранились материалы изучения этих образов академиком С.Ф. Ольденбургом, в которых акценты расставлены значительно аккуратнее, без однозначных ассоциаций. Введение в научный оборот базового источника для изучения буддийской живописи — «Описания пещер Чан-фо-дуна близ Дунь-хуана» С.Ф. Ольденбурга позволяет углубить анализ «планетарных» образов из Хара-Хото. Высказанная ранее мысль об отождествлении одного из изображений с Юэбо — мнимой планетой — и заимствовании такого атрибута как отрубленная голова, в облике Марса, вероятно, должна быть скорректирована. Более перспективным представляется поиск влияния образа Персея — одного из важных астрономических символов в античной культуре. Образ воина, держащего в руке отрубленную голову, встречается в искусстве Средней Азии раннего Средневековья. Возможно, образ Персея мигрировал по Великому Шелковому пути из Средиземноморья в Центральную Азию и на Дальний Восток, где он стал частью местной иконографической традиции.
Ключевые слова: Хара-Хото, Си Ся, астральный культ, Персей, Великий Шелковый путь, иконография, синкретизм.

  Попов В.А. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ГОРОДАХ СССР 1940–1960-х гг. КАК ФЕНОМЕН НАРОДНОГО ЗОДЧЕСТВА ПОЗДНЕЙ ЭПОХИ — 131

Попов, Вадим Алексеевич — старший преподаватель, Поволжский государственный технологический университет, Россия, Йошкар-Ола, popov_vadim65@mail.ru

На примере города Йошкар-Олы рассматривается один из почти неизученных пластов отечественного культурного наследия — область индивидуальной застройки на окраинах городов и в садоводческих товариществах, которую автор позиционирует как носителя народного архитектурного творчества. Этому направлению зодчества в XX в. пришлось функционировать в условиях регламентирующей роли государства и воздействия рационализирующих тенденций. При этом ему удавалось сохранять характерные признаки, присущие народной архитектуре любых эпох, — индивидуальность решений при верности устоявшейся схеме, ансамблевый подход и смысловую обусловленность
художественных деталей. Практика показала, что дальнейшее гармоничное развитие данной среды нуждается в профессиональном контроле со стороны государства при условии преодоления отчуждения населения от архитектурного творчества. В настоящее время частная застройка полувековой давности, переставшая удовлетворять бытовым запросам ее обитателей, подвергается непрофессиональной и неуправляемой реконструкции и уничтожению. В связи с этим возникает вопрос: выполнила ли она отведенную ей историей роль и должна уступить место иной жизненной среде или же способна преемственно развиваться, сохраняя свои лучшие качества и оставаясь той сферой, в которой
население может проявить созидательные способности?
Ключевые слова: народное архитектурное творчество, индивидуальная застройка, городская усадьба, садоводческое товарищество, реконструкция, стилевые приоритеты.

  Голова Л.А. АТРИБУЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАМ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННО-МОРСКОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ 
— 143

Голова, Любовь Андреевна — младший научный сотрудник, Центральный военно-
морской музей имени императора Петра Великого, Россия, Санкт-Петербург, Lubik1996@inbox.ru

Статья посвящена вопросу изучения определенной категории музейных предме-
тов — художественных рам. В статье изложены последние данные, выявленные в процессе атрибуции рам из коллекции Центрального военно-морского музея. В ходе научного анализа информации о предметах, сохранившейся в старых каталогах, инвентарных книгах и на фотографиях, сделанных К.К. Буллой, установлено, что находящиеся в коллекции музея художественные рамы тесно связаны с собранием живописи, способны проиллюстрировать историю бытования отдельных картин и некоторые аспекты истории комплектования музея. На основе полученных данных выявлены авторские обрамления к ряду полотен, созданных такими художниками, как Г.М. Манизер, Н.И. Повалишин, Е.И. Столица, А.П. Боголюбов и др. Установлена принадлежность ряда рам к багетным мастерским Санкт-Петербурга: к позолотной мастерской французского мастера А. Жесселя, художественной мастерской по изготовлению гравюр, литографий, копий и художественных рам семьи Беггровых. Деятельности последней в статье уделено особое внимание. На примере хранящейся в собрании музея рамы показана история бытования предмета, его экспонирование на международных выставках и связь с имением выдающегося художника А.К. Беггрова.
Ключевые слова: атрибуция, художественная рама, Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, А.К. Беггров.

НАСЛЕДИЕ

 Яновская Е.В. ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ БЕСПЛАТНЫХ НАРОДНЫХ БИБЛИОТЕК В МАТЕРИАЛАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ — 148

Яновская, Елена Вадимовна — кандидат культурологии, научный сотрудник, Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова, Россия, Ярославль, yanovckaya@mail.ru

Статья посвящена анализу неопубликованных источников Государственного архива Ярославской области, отражающих историю бесплатных народных библиотек Ярославской губернии конца XIX — начала XX в. Библиотеки являлись культурной институцией, поэтому Российское государство создало свод правил, которые определяли их деятельность. Автор показывает, что архивные документы дают возможность уточнить особенности развития: дату и инициаторов создания, финансовые и материальные условия существования; книжный фонд и состав читателей; проследить роль губернского и уездного земства в истории библиотек. Документы детализируют и наполняют конкретным содержанием роль местной инициативы в создании библиотек.
Ключевые слова: Государственный архив Ярославской области, бесплатные народные библиотеки, Ярославская губерния, земство.

 Сальм А.А. ФОНД А.Г. РУБИНШТЕЙНА В МУЗЕЕ ИМЕНИ Н.Г. РУБИНШТЕЙНА МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
(НА МАТЕРИАЛАХ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ Т.Л. БОЛЫЧЕВОЙ) 
— 163

Сальм, Алина Альбертовна — научный сотрудник, Музей имени Н.Г. Рубинштейна
Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Россия, Москва, salm.a@mail.ru

Статья посвящена фонду пианиста, композитора, педагога, музыкально-общественного деятеля и основателя Санкт-Петербургской консерватории А.Г. Рубинштейна, хранящемуся в Музее имени Н.Г. Рубинштейна Московской консерватории. В его основу легли материалы из уникальной коллекции сотрудника ВГБИЛ Т.Л. Болычевой. В статье освещаются история коллекции и источники ее формирования, дается обзор фонда через описание его состава и основных тем. Более половины поступления составил корпус печатных источников — афиши, программы концертов и буклеты, ноты, включая прижизненные издания сочинений композитора, фотографии. Литературная часть представлена,
в частности, мемуарами дочери Рубинштейна Анны Антоновны и «Воспоминаниями об А.Г. Рубинштейне» пианистки, композитора и педагога Л.А. Кашперовой. Украшением фонда стали три бюста композитора и памятная медаль 1889 г., выпущенная к 50-летию его артистической деятельности, портреты А.Г. Рубинштейна разных авторов и художественные работы его правнучки В.Б. Можанской. Небольшая фонотека содержит записи некоторых сочинений А.Г. Рубинштейна, в том числе фрагменты исполнения его последней, духовной оперы «Христос». Материалы из коллекции, ставшей своеобразной «летописью эпохи А.Г. Рубинштейна», многократно экспонировались на авторских выставках
Т.Л. Болычевой и составляли основу домашнего музея А.Г. Рубинштейна.
Ключевые слова: А.Г. Рубинштейн, Т.Л. Болычева, Музей имени Н.Г. Рубинштейна Московской консерватории, Санкт-Петербургская консерватория, коллекция, выставка, оперы А.Г. Рубинштейна, домашний музей.

 Фомкина М.И. СУДЬБА ФОТОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ
АЛЕКСАНДРОВСКОГО ДВОРЦА В 1920–1930-е гг.
(ПО МАТЕРИАЛАМ АРХИВОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) 
— 178

Фомкина, Маргарита Игоревна — магистр музеологии, независимый исследователь, Россия, Санкт-Петербург, ritakisil@mail.ru

Статья посвящена проблеме перемещения фотографических коллекций семьи Николая II, хранившихся к моменту Февральской революции 1917 г. в жилых императорских интерьерах в Александровском дворце. Первое послереволюционное двадцатилетие стало временем формирования советской архивной и музейной системы. Фотографии в коллекциях бывших императорских дворцов оказались между двух полюсов — как документ на бумажном носителе, хранившийся вместе с тетрадями, дневниками, перепиской, они принадлежали архивному миру, в качестве иллюстративного материала, являвшегося также неотъемлемой частью исторической обстановки императорских комнат, в них
были заинтересованы музейные работники. Несмотря на то, что архивисты несколько раз изымали документы из Александровского дворца, а также на несколько декретов 1920-х гг., обязывающих сдавать фотографические коллекции Романовых в Единый государственный архивный фонд, фотографии присутствовали в экспозиции императорских интерьеров на протяжении 1920–1930-х гг. в большом количестве. В работе дается краткая характеристика состава фотографических коллекций Александровского дворца на момент Февральской революции, исследуется отношение музейного руководства к этим
материалам, прослеживаются некоторые пути их перемещения из музея и анализируются проблемы источников по данному вопросу.
Ключевые слова: музей, архив, фотография, Николай II, Александровский дворец.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 Минаков А.С. [Рец. на кн.:] Литературные музеи в контексте истории и культуры. Всероссийская научная конференция под эгидой Ассоциации литературных музеев Союза музеев России. 2–3 июня 2018 г.: сборник статей / ГМИРЛИ им. В.И. Даля; отв. ред. Д.П. Бак. М.: Литературный музей, 2019. 374 с. ISBN 978–5–6040740–1–5 — 191

Минаков, Андрей Сергеевич — доктор исторических наук, профессор, заместитель
директора Дирекции изучения истории МПГУ, Московский педагогический государственный университет, Россия, Москва, minakovas@bk.ru

В рецензии характеризуется сборник статей по итогам Всероссийской научной конференции «Литературные музеи в контексте истории и культуры», которая состоялась 2–3 июня 2018 г. под эгидой Ассоциации литературных музеев Союза музеев России в рамках деловой программы ХХ Международного фестиваля «Интермузей–2018». Материалы сборника посвящены актуальным проблемам изучения истории литературных музеев; особенностям комплектования фондовых коллекций; формированию и обновлению экспозиций. Авторы статей, среди которых немало авторитетных фигур музейного сообщества, сообщают значительный объем актуальной информации о состоянии литературного музееведения в разных регионах страны. Наряду с музееведческой проблематикой, ключевыми темами рецензируемого издания стали развитие книжной культуры; сохранение и изучение библиотек литераторов как элементов творческой лаборатории писателя в контексте складывания его повседневной духовной атмосферы; практика использования выставочного пространства как платформы прикладных музейных исследований. Большое звучание получила проблема обратной связи музей — посетитель как одна из форм оценки экспозиционной и фондовой деятельности. Кроме того, затронуты
актуальные вопросы музейного менеджмента, не только в ретроспективе, но и в современных социально-экономических условиях. В целом материалы сборника подчеркивают многогранность литературных музеев как хранителей историко-культурного наследия, а также ключевых элементов современного культурного пространства
Ключевые слова: музеология, музей, литературные музеи, культурное наследие,
Интермузей.

 Андреева И.В. «ПОРТРЕТ ИНТЕЛЛЕКТА», ИЛИ ЭВРИСТИКА ИНСКРИПТА [Рец. на кн.:] Книги с автографами и дарственными надписями
в библиотеке В.Я. Рушанина / сост. В.Я. Рушанин, авт. вступ. ст. А.В. Штолер. Челябинск: ЧГИК, 2020. 239 с. [16 с.] цв. ил. ISBN 978–5–94839–749–8 
— 197

Андреева, Ирина Валерьевна — кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный институт культуры, Россия, Челябинск, andreevairina7@gmail.com

Рецензия на каталог автографов и дарственных надписей в личной библиотеке ученого-историка, ректора Челябинского государственного института культуры Владимира Яковлевича Рушанина раскрывает эвристический потенциал инскрипта и значение практики каталогизации для реконструкции образа владельца библиотеки. Инскрипты в рамках книговедческого и археографического подходов являются историческими источниками по истории книжной культуры и социокультурных взаимодействий посредством книги. Тематико-типологический и культурологический анализ библиофильского собрания, включающего 558 изданий с автографами, позволяет рассматривать коллекцию как памятник региональной книжности, а каталог — как форму его документирования и введения в научный оборот.
Ключевые слова: музееведение, книговедение, собрание редких книг, личная библиотека, автограф, инскрипт, дарственная надпись, каталог.

Скачать файл целиком МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ. 2020. № 2 (8).