Программа конференции «Роль источников визуальной информации в информационном обеспечении исторической науки»

28 февраля 2019 года Исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова проводит конференцию «Роль источников визуальной информации в информационном обеспечении исторической науки».

В конференции принимают участие преподаватели российских и зарубежных вузов, сотрудники институтов РАН.

Программа конференции

Научно-методический семинар Кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ «Актуальные проблемы музееведения»

18 февраля 2019 г. состоялось очередное заседание научно-методического семинара кафедры музейного дела и охраны памятников «Актуальные проблемы музееведения». В рамках семинара были проведены презентация и обсуждение новых работ по теоретической музеологии – монографий доктора культурологии, доцента кафедры музейного дела и охраны памятников Марины Валерьевны Бирюковой «Философия кураторства» (СПб., 2018) и кандидата педагогических наук, музеолога, заместителя директора Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина по выставочной деятельности и международным связям (2001 – 2015 гг.) Зинаиды Аматусовны Бонами «Как читать и понимать музей: Философия музея» (М., 2018). Авторы рассказали о содержании книг, мотивах, побудивших их обратиться к данным темам, а также изложили свои взгляды на важность философского подхода в музейной деятельности и работе независимого куратора. Охарактеризовав наиболее значимые выставочные проекты второй половины ХХ в. и предложив собственное понимание основных этапов развития музея как феномена культуры, М.В. Бирюкова и З.А. Бонами акцентировали внимание на современных метаморфозах музейного института. Представленные доклады вызвали большой интерес у собравшейся аудитории. На семинаре присутствовали студенты и выпускники кафедры музейного дела и охраны памятников, преподаватели Института философии СПбГУ, а также студенты и преподаватели Санкт-Петербургского государственного института культуры.

Научно-исследовательский семинар «Музеи и революция: К 100-летию Первой всероссийской конференции по делам музеев»

11 – 12 февраля 2019 г. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН и Кафедра музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета к столетию Первой всероссийской конференции по делам музеев, состоявшейся в Петрограде в феврале 1919 г., провели научно-исследовательский семинар, в рамках которого собравшиеся обсудили наследие конференции и ее эпохи, а также их значение для настоящего и будущего музеев России. С приветственными словами к участникам обратились директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН член-кор. РАН А.В. Головнев и зам.зав. кафедрой музейного дела и охраны памятников, к.ф.н., доцент А.А. Никонова. Они оба отметили значимость обращения к истории музейного дела и музееведческой мысли для решения актуальных проблем современности. Проблематика семинара вызвала большой интерес со стороны профессионального сообщества. С докладами выступило более 30 исследователей (музейных работников, преподавателей высшей школы и сотрудников научно-исследовательских институтов) из Санкт-Петербурга, Москвы, Томска, Казани, Нижнего Новгорода, Саранска, Брянска, Кинешмы. Студенты третьего курса кафедры музейного дела и охраны памятников приняли активное участие в проведении мероприятия. Для студентов первого курса Наталия Петровна Егорова, хранитель Отдела истории Кунсткамеры и отечественной науки XVIII века (Музей М.В. Ломоносова), провела интереснейшую обзорную экскурсию. По итогам семинара было принято решение продолжать сотрудничество и сделать мероприятие регулярным ежегодным семинаром по истории музейного дела и музееведческой мысли. 

Научно-исследовательский семинар «МУЗЕИ И РЕВОЛЮЦИЯ: К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ДЕЛАМ МУЗЕЕВ»

МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ
ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО (КУНСТКАМЕРА) РАН

КАФЕДРА МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ
ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СЕМИНАРА
11 февраля 2019 г.
Музей антропологии и этнографии
им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Зал «Африки»
(Университетская наб., д. 3. Служебный вход с набережной)

10:30–11:00 — Регистрация участников семинара
11:00–14:00 — Открытие семинара. Первое заседание
14:00–15:00 — Обед
15:00–17:00 — Второе заседание
17:00–18:00 — Презентация книги Феоктисова С. Э., Михайлова А. В., Васильева П. О., Качуровская Д. В. Музей в цифровую эпоху: Перезагрузка. М., 2018.

12 февраля 2019 г.
Музей антропологии и этнографии
им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Читальный зал Библиотеки
(Университетская наб., д. 3. Служебный вход с набережной)

11:00–14:00 — Третье заседание
14:00–15:00 — Обед
15:00–18:00 — Четвертое заседание

Программа семинара

 

Научно-практический круглый стол «Философия музея: метаморфозы коммуникации» (11-12 апреля 2019 года)

Санкт-Петербургский государственный университет
Государственный Эрмитаж
Центральный музей связи имени А.С. Попова
Ассоциация «За венгерско-российское сотрудничество имени Льва Толстого»

объявляют о проведении в Санкт-Петербурге 11-12 апреля 2019 г. 
научно-практического круглого стола
Философия музея: метаморфозы коммуникации

Постнеклассическая парадигма существенно усложнила ситуацию, отвергнув краеугольный камень самого музейного проекта в его нововременном варианте – субъект-объектное разделение. Чем же все-таки является музей: субъективным конструктом или объективным документом реальности и как его понимание в качестве одного или другого влияет на основные направления музейной деятельности? Что более важно – знания или суждения, история или память, размышления или эмоции? Где грань допустимой субъективности в осуществлении таких направлений музейной работы, как управление коллекциями, атрибуция, реставрация и коммуникация? Каким именно образом осуществляется коммуникация предлагаемых музеем нарративов и что именно она собой представляет: простую передачу или сложный процесс перекодирования?

Описанный ряд вопросов и проблем входит в круг интересов музейных профессионалов, философов, культурологов, музеологов, историков, педагогов. К участию в работе конференции приглашаются научные работники, преподаватели, сотрудники музеев, архивов, библиотек и все заинтересованные в обсуждении заявленных тем.

Темы для обсуждения и научной дискуссии:

  1. Объективность и субъективность в музейном пространстве.
  2. Экономика знаний vs экономика ощущений в музее.
  3. Современная коммуникационная среда и музей.
  4. Посетитель музея между коммуникацией и медиацией.
  5. Музейная педагогика: ее основания и формы в современном мире и исторической перспективе.
  6. Объективность в документировании реальности: возможна ли она?
  7.  Реставрация vs реконструкция.
  8. Теоретические аспекты музейной коммуникации.

Электронный адрес оргкомитета конференции: museumconference-spb@mail.ru  museumspbu@mail.ru

Просим Вас выслать заполненную заявку на участие и тезисы Вашего доклада
на русском языке (до 1500 знаков) до 5 апреля 2019 г.

1. ФИО:
2. Место работы:
3. Должность:
4. Ученая степень и ученое звание:
5. E-mail:
6. Телефон/факс:
7. Почтовый адрес:
8. Название темы доклада:
9. Необходимые аудиовизуальные средства (отметьте нужные пункты):

—        компьютер

—        другое (что именно)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО: Информписьмо 2019

 

Роль источников визуальной информации в информационном обеспечении исторической науки (Конференция МГУ им. М.В. Ломоносова)

28 февраля 2019 г. на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова состоится конференция
Роль источников визуальной информации в информационном обеспечении исторической науки

Организаторы конференции: кафедра источниковедения исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; кафедра исторической информатики исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
При участии: Ассоциации «История и компьютер», Российского общества историков-архивистов

Авторы идеи:
Е.А. Воронцова, канд. исторических наук, зав. сектором Государственного литературного музея;
А.Г. Голиков, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой источниковедения исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова;
Н.Г. Абрамова, канд. исторических наук, доцент, доцент кафедры источниковедения исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Партнер конференции: проект «Музеи – библиотеки – архивы в информационном обеспечении исторической науки»

Информационные партнеры – журналы:

Исторический журнал: научные исследования
Историческая информатика
Исторический вестник
Вестник Московского университета

Программа конференции будет формироваться Программным комитетом и Организационным комитетами (сопредседатели – д.и.н., профессор А.Г. Голиков и член-корреспондент РАН, профессор Л.И. Бородкин; члены: к.и.н. Н.Г. Абрамова, к.и.н. Т.Я. Валетов, к.и.н. Е.А. Воронцова, к.и.н. О.С. Петрова; секретарь – Т.Д. Горячева).

На конференции планируется обсудить следующие вопросы:

  • изобразительные источники как носители визуальной информации;
  • совпадают ли классификации носителей визуальной информации и изобразительных источников;
  • потери и приобретения при переводе визуальной информации в вербальную, и наоборот;
  • потери и приобретения оцифровки изобразительных источников;

центры собирания, хранения, репрезентации и изучения источников визуальной информации как базовый элемент информационной инфраструктуры исторической науки;

  • изобразительные источники как информационный ресурс исторической науки;
  • технологии извлечения информации из изобразительных источников разных видов в прошлом–настоящем–будущем;
  • репрезентация информационного потенциала изобразительных источников музеями, библиотеками, архивами, коллекционерами;
  • коммуникация научного сообщества и сообществ хранителей и коллекционеров изобразительных источников;
  • центры собирания, хранения и репрезентации изобразительных источников и историческая наука в ретроспективном контексте.

По итогам конференции в рамках проекта «Музеи – библиотеки – архивы в информационном обеспечении исторической науки» будет издан сборник статей.

Конференция состоится по адресу г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4 (Шуваловский корпус МГУ имени М.В. Ломоносова).

Заявки на участие в мероприятии просим присылать до 10 февраля 2019 г. по электронной почте на адреса: eworonzowa@mail.ru и istochmsu@list.ru,  osp-1@yandex.ru с пометкой «Изобразительные источники — 2019». Форма заявки прилагается.
Оплата командировочных расходов – за счет командирующей стороны.

С вопросами следует обращаться к координаторам:
Воронцовой Евгении Александровне (+7 915 326 93 72, eworonzowa@mail.ru);
Петровой Ольге Сергеевне (+7 916 813 61 57; osp-1@yandex.ru)
Горячевой Татьяне Дмитриевне или на кафедру источниковедения (+7495 939 35 97; istochmsu@list.ru).
ЗАЯВКА на участие

в конференции «Роль изобразительных источников / источников визуальной информации в информационном обеспечении исторической науки»» (28 февраля 2019 г., Москва)

Фамилия______________________________________________________________

Имя__________________________________________________________________

Отчество______________________________________________________________

Ученая степень, звание__________________________________________________

Место работы__________________________________________________________

Должность____________________________________________________________

Служебный адрес_______________________________________________________

Контактный телефон____________________________________________________

Электронная почта______________________________________________________

Очное участие /стендовый доклад (нужное указать)__________________________

С выступлением/без выступления (нужное указать)__________________________

Тема выступления______________________________________________________

Необходимые технические средства_______________________________________

 

 

 

NOVUM IN VETERI: Экспозиционно-выставочная деятельность в пространстве исторического памятника (Конференция ГМЗ «Петергоф»)

ГМЗ «ПЕТЕРГОФ»

22-23 апреля 2019 г.

X ежегодная научно-практическая конференция «NOVUM IN VETERI. Экспозиционно-выставочная деятельность в пространстве исторического памятника»

В 2019 году ежегодная научно-практическая конференция ГМЗ «Петергоф» состоится в десятый раз. В этот юбилейный год ГМЗ «Петергоф» предлагает перевести исследовательский взгляд с прошлого на современную музейную практику, осмыслить текущую работу музеев-заповедников над созданием постоянных и временных экспозиций, охарактеризовать её тенденции и перспективы.

Экспозиционно-выставочная деятельность – одна из основ музейной жизни. В реалиях XXI столетия эта музейная практика активно развивается, осваивает новые смыслы и формы, часто представляя музей как один из интереснейших феноменов современной культуры. Петербургские дворцово-парковые ансамбли за столетие своей музейной жизни реализовывали разные методологии экспозиционного проектирования, определенные идеологией своего времени, специфическими целями и задачами, принципами отбора музейных предметов и их интерпретацией, материально-техническими возможностями и др. Ре/экспозиция  постоянное созидание нового в старом (novum in veteri) – живая история музея и его сотрудников. Специфика деятельности музеев-заповедников связана с тем, что на протяжении десятилетий в результате восстановительных, реставрационных работ, изменений границ территории, эти ансамбли продолжают прирастать историческими пространствами, требующими музейной актуализации, музейного решения. Каждый раз это серьезный профессиональный вызов.

На конференции «NOVUM IN VETERI. Экспозиционно-выставочная деятельность в пространстве исторического памятника» предлагается обсудить следующие вопросы:

  • Тенденции экспозиционно-выставочной деятельности в современном музее-заповеднике
  • Принципы современной музеефикации объектов культурного наследия
  • Новый музей — между «храмом искусств» и аттракционом
  • Проблемы временного и постоянного экспонирования музейных предметов
  • Образовательный потенциал экспозиций и выставок – опыт музеев-заповедников
  • Сторителлинг в музейной экспозиции
  • Современное искусство в исторических пространствах
  • Новые формы и средства музейной коммуникации
  • Музейный дизайн в пространстве исторического памятника

К участию в конференции приглашаются сотрудники музеев, научных и образовательных учреждений, историки, культурологи, искусствоведы, специалисты в области экспозиционно-выставочного проектирования. Рабочий язык конференции – русский.

Для участия в конференции в качестве докладчика необходимо до 1 февраля 2019 года заполнить электронную форму заявки, включив в нее тезисы доклада объемом от 2000 до 3000 знаков.

По итогам работы конференции предполагается издание сборника статей с последующим включением его в РИНЦ. Организаторы оставляют за собой право отклонять материалы, не соответствующие тематике конференции.

Проезд и размещение иногородних участников обеспечивается за счет направляющей стороны. Регистрационный взнос не предусмотрен.

По всем вопросам просим обращаться к участникам рабочей группы конференции — сотрудникам отдела музейных исследований ГМЗ «Петергоф».

Координатор конференции — Яковлева Татьяна Геннадьевна

E-mail: research@peterhofmuseum.ru. Тел.: 8 (812) 420-56-75

Музейный Олимп — 2018. Номинация «Музейная книга».

6 декабря 2018 г. в Государственном музее-заповеднике «Гатчина» состоялась торжественная церемония награждения лауреатов профессионального конкурса в области музейного дела – «Музейный Олимп – 2018». Лауреатом конкурса в номинации «Музейная книга» стал ФГБУК «Российский этнографический музей», выпустивший фундаментальное научное издание «Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области».

Атлас состоит из четырёх разделов: «История освоения территории», «Политико-административное устройство Ленинградской области», «Этническая история Ленинградской области», «Конфессиональная история Ленинградской области». В издании представлено более 1000 пояснительных и аналитических текстов, комментариев и иллюстраций. Хронологический диапазон атласа – с XVI века по 2014 год.

Работу над атласом осуществлял авторский коллектив под руководством доктора исторических наук, заведующей Отделом этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики Российского этнографического музея Ольги Михайловны Фишман. В создании атласа принимали участие Л ю д м и л а   В а л е н т и н о в н а                К о р о л ь к о в а, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики Российского этнографического музея, старший преподаватель Кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета; Александр Иванович Терюков, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела этнографии восточных славян и народов европейской части России Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН; Марина Львовна Засецкая, ведущий научный сотрудник Отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики Российского этнографического музея; Григорий Анатольевич Исаченко, кандидат географических наук, доцент Кафедры физической географии и ландшафтного планирования Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета;  Ольга Алексеевна Красникова, кандидат исторических наук, заведующая сектором картографии Библиотеки Академии наук и другие. Издание адресовано специалистам и всем интересующимся этноконфессиональной историей Северо-Запада России.

 

Монография Петера ван Менша «К методологии музеологии» (М., 2018)

Под эгидой Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России) и Московского агентства организации отдыха и туризма («МОСГОРТУР») впервые на русском языке опубликована монография известного голландского музеолога Петера ван Менша «К методологии музеологии».

В основе осуществленного при финансовой поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Москве издания – диссертационное исследование Петера ван Менша 1993 года, отразившее международные дискуссии о предмете и методе музеологии. В предисловии к русскоязычному изданию президент ИКОМ России А.М. Шолохов с надеждой отметил, что работа Петера ван Менша «прочно войдет в образовательные программы российских вузов и станет серьезным подспорьем при подготовке музейных специалистов».

Переводчиком фундаментального труда П. ван Менша на русский язык выступил кандидат исторических наук, член Международного совета музеев (ИКОМ), старший преподаватель Кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета Виталий Геннадьевич Ананьев.

 

Монография М.В. Бирюковой «Философия кураторства» (СПб.: Дмитрий Буланин, 2018)

Опубликована новая работа кандидата искусствоведения, доцента Кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского государственного университета Марины Валерьевны Бирюковой. Монография «Философия кураторства» посвящена рассмотрению феноменов кураторства и кураторского проекта в контексте теории и философии культуры. Современное
искусство часто не поддаётся оценке с точки зрения традиционных эстетических
категорий, не обладает внятной художественной формой, для его постижения
необходим контекст философии, эстетики, истории, медиа, реалий повседневности, и этот контекст по преимуществу обеспечивает концепция куратора выставки. Кураторский проект представлен не как демонстрация артефактов или перформативных практик, а как комплекс смыслов или целостный
визуально-содержательный комплекс, который можно характеризовать как
культурное событие, визуальное и содержательное отражение философской
парадигмы эпохи. В книге определена связь основных культур-философских
концептов современности и знаковых выставочных проектов, продемонстрирована эволюция кураторской практики. Наиболее значительные выставочные проекты (Х. Зеемана, К. Кенига, Б. Брока, Х.–У. Обриста, В. Сандберга, Дж. Челанта), рассматриваются как в контексте теоретических воззрений кураторов, так и по аналогии с современными им теориями в области философии культуры: идеей «де-артинга» Т. Адорно, «смерти автора» Р. Барта, «смерти искусства» и «художественного мира» А. Данто, институциональной теории Дж. Дики и А. Данто, идеи гипотетических музеев А. Мальро и Х. Зеемана, идеи «культурной медиации» и «говорящего изображения» Б. Брока, «открытого произведения» У. Эко, идеи симулякра, разработанной Ж. Делёзом, Ж. Деррида и Ж. Бодрийяром и других.