Новый номер

МУЗЕЙ — ПАМЯТНИК — НАСЛЕДИЕ 2 / 2017

ПРОБЛЕМА В ФОКУСЕ:
МУЗЕЙ И ПОСЕТИТЕЛЬ В ЭПОХУ МУЗЕЙНОГО БУМА

Дриккер А.С. МУЗЕЙНЫЙ БУМ: ПОЗИТИВ, НЕГАТИВ, ПЕРСПЕКТИВЫ — 5

Дриккер, Александр Самойлович — д. культурологии, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, asdrikker@mail.ru.

В работе рассматривается бурный расцвет музея, продолжающийся более полувека. Музейный бум трактуется как следствие социального и технологического прогресса. На музейном фронте культурная революция приводит к становлению демократического музея и «новой музеологии», которые ассоциируются с решительной сменой идеалов и идеологии, органичных для музея-храма. Теперь во главе угла рядовой человек, его интересы, приоритеты современного музея: актуальность, демократичность, доступность. Новый музей успешно решает задачи, редуцированные демократической культурой. Позитив тотальной музеефикации очевиден. Однако сегодня «музей» — в значительной мере лишь модный бренд, а демократический музейный бум — это продуктивный
паллиатив в условиях насущного дефицита времени и ресурса для подъема культурного уровня. Нынешнее «музейное возрождение» — симптом истощения «музейно-храмовой» культурной фазы, породившей замечательные святилища познания и вдохновения. Эра музея-храма завершается. Демократический музей, со всеми плюсами и минусами — одна из проб, несовершенная, но ценная попытка поиска еще непредставимых храмовых форм.
Ключевые слова: музей-храм, культурная революция, прогресс, демократический
музей, музейный бум, новая музеология.

 Ушкарев А.А. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ: ДОСУГОВАЯ РОЛЬ — 12

Ушкарев, Александр Анатольевич — к. искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник, Государственный институт искусствознания, Россия, Москва, al_ush@mail.ru.

В эпоху «цивилизации досуга», несмотря на высвобождение времени, в общем бюджете времени современного человека индивидуально-свободного времени, т.е. собственно досуга, становится меньше, а направлений его расходования — больше. Свободное время становится преимущественно временем развлечения, что, наряду с обострением конкуренции на рынке досуга, существенно меняет досуговую роль искусства. В статье приводятся некоторые результаты исследования, одной из задач которого стала попытка оценить реальную досуговую роль искусства, а также ее динамику на протяжении трех последних десятилетий. Основой для этого исследования послужили большие массивы
данных социологических опросов населения, проведенных Государственным институтом искусствознания (Москва) в городах России с целью изучения отношения человека к искусству. Ретроспективный анализ выявил обусловленность культурно-досугового поведения людей и роли искусства в их жизни кардинальными макросоциальными изменениями, происходящими в стране. Оценены также те социально-культурные риски, которыми
чревато изменениедосуговой роли искусства.

Ключевые слова: досуг, свободное время, структура досуга, виды досуга, предпочтения, досуговая роль искусства.

Потапова М.В., Потюкова Е.В. МУЗЕЙНЫЙ БУМ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ) — 22

Потапова, Марина Васильевна — канд. филос. н., зав. сектором прикладной социологии и работы с молодежью, Государственный Русский музей, Россия, Санкт-Петербург, marinnna@mail.ru;
Потюкова, Екатерина Владимировна — ведущий специалист, Государственный Русский музей, Россия, Санкт-Петербург, ekaterinkap@gmail.com.

В статье представлены результаты социологических исследований посетителей Государственного Русского музея, которые проясняют природу некоторых особенно ярких событий музейного бума, происходивших в 2016–2017 гг. Таковыми были юбилейные выставки В. Серова и И. Айвазовского в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, а также акция бесплатного посещения музеев «Искусство сохранять», организованная Сбербанком в честь своего 175-летия осенью 2016 г., которая проходила в 17 городах России. Выставки и акция привлекли в музеи беспрецедентное количество посетителей, побив в эти дни все рекорды посещаемости музеев русского искусства в нашей стране. Согласно данным социологических исследований музейная аудитория не дополнилась новыми посетителями, в музей в эти дни пришли люди, которые обычно бывают в нем, но в разное время и с разной частотой. Выставка И. Айвазовского объединила музейную публику столь активно, потому что этот художник, по результатам многолетних опросов, является самым любимым среди широкой аудитории зрителей. Популярность акции бесплатного посещения объясняется социально-экономическим статусом подавляющего большинства посетителей художественного музея. В статье показано, что для адекватной оценки музейного бума нужны дополнительные данные. Простая статистика посещаемости не является свидетельством возросшей тяги людей к искусству и показателем происходящих процессов демократизации культуры.

Ключевые слова: посетители художественного музея, художественный музей и культура, культурная политика, социология искусства, музей.

Поправко Е.А. МУЗЕЙ НА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛАХ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ
«МУЗЕЙНОГО БУМА» (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ) 
— 31

Поправко, Елена Александровна–д.и.н., профессор, Военная Академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва, Россия, Санкт-Петербург, elena_popravko@mail.ru.

Одним из ключевых проявлений «музейного бума» в СССР стало появление музе-
ев на общественных началах, связанное с проведением первого смотра-конкурса музеев 1957 г. Власти признали и начали учитывать еще одну категорию учреждений — на общественных началах. В статье на примере Приморского края рассмотрен процесс формирования сети музеев на общественных началах как типичное проявление «музейного бума» в регионе: от стихийных попыток формирования музеев «на общественны началах» снизу в 1930-е — первой половине 1950-х гг., до управляемого сверху процесса увеличения музейного сети региона именно за счет музеев данной группы. Исследованы причины феномена латенции музеев «на общественных началах» в центре и на местах: 1) реакция на закончившееся репрессиями «золотое десятилетие краеведения»; 2) нежелание
органов руководства культурой легализовывать «сырые» инициативы; 3) отсутствие финансирования и т.п. Подсчитано число музеев на общественных началах, действовавших в Приморском крае в исследуемый период, исследованы причины нестабильности этой категории музеев. Рассматриваются формы институционализации данной группы музеев: участие в смотрах-конкурсах музеев, получение званий, перевод в статус государственных и т.п.

Ключевые слова: музейный бум, музей, музей на общественных началах, Приморский край.

Szűcs O. PHILOSOPHY AND PRACTICE OF A TRANSFORMING MUSEUM: A CASE STUDY OF MUSEUM OF APPLIED ARTS IN BUDAPEST — 41

Szűcs, Olga — Candidate of Science in Philosophy, Associate Professor, the Debrecen
University, Hungary, Debrecen, szucsolga3@gmail.com.

In this article we will talk about that concrete experience that the author acquired while
being the first in Hungary Marketing Director of a big state museum during the times when cultural institutions were undergoing transformation.This transformation was and still is accompanied by not only drastic changes in the social and economic system but also in the paradigm. The author of this article divides the post-soviet transformation era into two periods, the main point of the first one is the transfer of cultural institutions towards market oriented principles of existence. At the stage of changes the issues of ontological nature regarding the point of culture existence have not emerged yet whereas the second one — which is still happening nowadays — already raises issues representing a more important agenda: will it be possible at all to preserve the institution of a museum together with the other tasks dictated by centuries.In her message the author of this article touches upon the first stage of transformation from the former relations towards the new ones only. Through analyzing her rich experience the author is trying to identify the cause-and-effect- relationships of functioning problems that
one of the biggest and most important museums of Europe — the Museum of Applied Arts in Budapest — was facing in its everyday life.

Key words: cultural marketing, practice, transformation, values.

Киценко О.С., Комиссарова Е.В. МУЗЕЙ КАК ПРОСТРАНСТВО МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) — 49

Киценко, Ольга Сергеевна — канд. ист. наук, доцент, старший научный сотрудник
музея, Волгоградский государственный медицинский университет, Россия, Волгоград, museum@volgmed.ru;
Комиссарова, Елена Васильевна — канд. ист. наук, доцент, зав. музеем истории, Волгоградский государственный медицинский университет, Россия, Волгоград, museum@volgmed.ru.

Статья посвящена вкладу музея Волгоградского государственного медицинского
университета в развитие международных связей вуза. Преобразование музейного мира во второй половине ХХ в. стало проявлением охвативших мировое сообщество процессов демократизации, национально-освободительного движения, развития международных связей. Специфика университетских музеев, играющих важную роль в развитии науки, образования и культуры, нашла отражение в научном дискурсе музееведения. Музей истории Волгоградского государственного медицинского университета осуществляет функции: документирования истории университета; сохранения, изучения и публичного
представление памятников его истории; образовательно-воспитательной деятельности. Основой музейной коммуникации является экспозиция, способствующая трансляции традиций университета, углублению знаний студентов по истории медицины, воспитанию медицинской этики, содействующая формированию привлекательного имиджа ВолгГМУ. В собрании и экспозиции музея представлена международная деятельность ВолгГМУ: обучение иностранных граждан, международное сотрудничество в сфере науки и образо-
вания. Диплом выпускника ВолгГМУ получили более 4 000 граждан из 122 стран Азии, Африки, Латинской Америки, Европы. Музей передает атмосферу доброжелательности в отношениях между иностранными студентами и преподавателями. Мемориальные коллекции сотрудников ВолгГМУ рассказывают об их вкладе в развитие здравоохранения стран Азии и Африки. Музей способствует социокультурной адаптации иностранных студентов, повышению эффективности образовательного процесса подготовки медицинских кадров для различных регионов мира, формированию привлекательного образа России для мирового сообщества.

Ключевые слова: музей, история, медицинский университет, музейная коммуникация, международные связи.

МУЗЕОЛОГИЯ — МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

 Андреева И.В. МУЗЕЕВЕДЕНИЕ И ДОКУМЕНТО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ НАУКИ: ПАРАЛЛЕЛИ, ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ИЛИ НЕЧТО БОЛЬШЕЕ? (ЧАСТЬ 2) — 59

Андреева, Ирина Валерьевна — канд. пед. наук, доцент, Челябинский государственный институт культуры, Россия, Челябинск, andreevairina7@com.ru.
В статье анализируются перспективы применения документивного подхода к ана-
лизу проблем изучения музейного предмета и музейности в целом. Дается обоснование целесообразности дисциплинарной адаптации термина документ в музеологии и разработки понятия музеологический документ как теоретического конструкта, который может выступить в качестве базиса документивного подхода. Музейный документ в общем объеме понятия документ — его особенное измерение, а музейный предмет — частное.
Введение в музееведение иерархии понятий, основанных на термине «документ», открывает возможность осуществления логической познавательной процедуры восхождения от абстрактного к конкретному. Современные музеологи подчеркивают относительность каждого звена в цепочке противопоставлений «документ — предмет музейного значения — музейный предмет — экспонат». Введение термина «документ» позволяет выстраивать иерархическую систему свойств и признаков одной и той же вещи на разныхуровнях ее документивного статуса, а не сводить их к общим свойствам и функциям музейного предмета (информативности, экспрессивности, аттрактивности, ассоциативности и др.). В итоге экстраполяции документологической терминосистемы в музееведении может быть обоснована фундаментальная система частно-научных понятий, конструирующих музеологическую картину мира.

Ключевые слова: музееведение, музеология, документо-коммуникационные науки, документология, документ, музейный предмет, музеологический документ.

 Петров А.В. ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ КАК ФЕНОМЕН АКТУАЛИЗАЦИИ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА К ВЫЗЫВАНИЮ ВОСПОМИНАНИЙ — 67

Петров, Антон Валерьевич — канд. филос. наук, старший научный сотрудник, Тос-
ненский историко-краеведческий музей, Россия, Тосно, ant1597@yandex.ru.

Статья посвящена анализу влияния историко-краеведческого музея как социокультурного феномена на воспоминания человека. Автор выделяет три основных механизма историко-краеведческого музея, которые способствуют актуализации антропологических воспоминаний: механизм коммуникации, механизм воздействия образа экспозиции на воспоминания человека, механизм влияния отдельных исторических предметов на появление реминисценций посетителя. Первый механизм предполагает информативную насыщенность музейной экспозиции, элементы которой объединяются в «текст». Выставка
«открывается» перед посетителем, словно страница с повествованием из книги. Данный нарратив «предлагает» экскурсанту вступить в «диалог» о прошлом, тем самым вызывая у гостя историко-краеведческого музея реминисценции. Второй механизм реализуется за счет имитационной образности экспозиции, погружающей зрителя в атмосферу другой реальности. Выставка формирует у посетителя чувственную ассоциацию и воспоминания за счет целостности экспозиционного образа, который «загружается» в сознание посетителя. Третий механизм складывается из воздействия единичных предметов, отсылающих к архетипам, и содержащих историческую значимость, на антропологические воспоминания, которые основаны на «коллективной памяти». Влияние отдельных
экспонатов на память человека реализуется и через тактильное знакомство экскурсанта с вещами, несущими след своего создателя.

Ключевые слова: историко-краеведческий музей, память, человек, воспоминание, способность, текст, музейный предмет, экспозиция.

 Ермацанс И.А. ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИРОДНОГО ОБЪЕКТА КАК ТЕКСТА:
МУЗЕЙНЫЙ АСПЕКТ 
— 77

Ермацанс, Ирина Анатольевна — канд. филос. наук, младший научный сотрудник,
Палеонтологический музей, Амурский научный центр Дальневосточного отделения РАН, Россия, Благовещенск, irina@amurnc.ru.

В статье представлен опыт рефлексии, направленной на природные образования,
такие, как ископаемые костные остатки динозавров. Они рассматриваются как «текст» природы, требующий особенных знаний для «прочтения» заложенной в них естественнонаучной информации. Процесс «контакта» человека и объекта природы определяется в качестве акта «коммуникации». Выделяются стадии «коммуникации». «Коммуникация» человека с объектом природы служит причиной появления историко-культурного «текста», связанного с объектом природы. Современные технические и технологические достижения позволяют представить результаты «прочтения» естественнонаучного «текста». Этому способствуют интерактивные музеи (Дарвиновский музей в Москве (Россия),
Музей науки в Торонто (Канада), Музей науки в Тренто (Италия) и др.). Использование технологии 3D-моделирования помогает сохранять предметы музейных коллекций, создавая их виртуальные точные объемные копии, восстанавливать целостность по сохранившимся частям, реконструировать внешние формы по сохранившимся костным остаткам (Музей естественной истории в Лондоне (Великобритания) и др.). Введение в музейную практику зарубежных и российских музеев технологии дополненной реальности предоставило уникальную возможность понять достижения науки.

Ключевые слова: музей, музеология, текст, коммуникация.

МУЗЕЙ

 Бринюк Н.Ю., Будко А.А. ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИЙ МУЗЕЙ:
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДОВ
 — 83

Бринюк, Надежда Юрьевна — канд. ист. наук, научный сотрудник, Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, Россия, Санкт- Петербург, brinyuk2013@yandex.ru;
Будко, Анатолий Андреевич — докт. мед. наук, профессор, директор Военно-меди-
цинского музея, Россия, Санкт-Петербург, medmuseum@mail.ru.

В 2017 г. исполнилось 75 лет со дня основания Военно-медицинского музея. За эти годы он занял особое место в музейном сообществе России. Военно-медицинский музей, созданный в годы Великой Отечественной войны, является продолжателем традиций существовавших ранее в России медицинских музеев. В статье рассказывается о предшественниках музея, особенностях комплектования и научного описания его фондов, сотрудничестве с крупнейшими музеями Санкт-Петербурга и России. По богатству своей коллекции музей получил название «медицинского Эрмитажа». Ее важнейшей составной частью являются персональные фонды крупных деятелей отечественной медицины. Эти
фонды комплектовались из разных источников и содержат всеобъемлющий материал, характеризующий профессиональную деятельность и жизненный путь многих российских и советских медиков. Одним из наиболее обширных является фонд великого русского хирурга Н.И. Пирогова. Персональные фонды Военно-медицинского музея служат источником для написания биографий ученых и врачей, восстановления истории создания и становления научно-исследовательских учреждений и медицинских школ России.
В настоящее время продолжают пополняться сложившиеся ранее и формируются новые персональные фонды. Каждый из них — основа для мемориального музея выдающегося деятеля отечественной медицины.

Ключевые слова: медицинские музеи, Военно-медицинский музей, опыт военно-
медицинской службы, персональные фонды, медицинские деятели, история военной медицины и гражданского здравоохранения

 Бронникова Е.П. СУДЬБЫ МУЗЕЙНЫХ РАБОТНИКОВ АРХАНГЕЛЬСКА В 1920–1930-е гг. — 95

Бронникова, Евгения Петровна — научный сотрудник, Архангельский областной краеведческий музей (1978–2015 гг.), Россия, Санкт-Петербург, shusha1.bronnikova@yandex.ru.

Статья посвящена непростым судьбам сотрудников архангельских музеев
1920–1930-х гг. В сложные переломные годы истории страны они сохраняли, приумножали музейные коллекции, отстаивали перед новой властью памятники, многие из которых являются уникальными. Имена этих людей подчас известны не очень широко. Некоторые из них внесли значительный вклад в создание музейных коллекций еще до 1917 г. (И.М. Сибирцев, Н.А. Голубцов, К.П. Рева, А.Н. Попов, К.Н. Любарский) и продолжили свою деятельность. Другие оказались на Севере по разным обстоятельствам. Т.С. Бурлакина, сотрудник Вологодского музея, приехала в Архангельск по приглашению местных властей. В.А. Тонков — выпускник Казанского педагогического института. За годы его директорства в музее работали или сотрудничали с ним очень интересные люди, которые в эти годы находились в административной ссылке в Архангельске: Б.Н. Молас, В.И. Смирнов, Н.В. Олицкая (Суровцева), Б.М. Зубакин, А.А. Евдокимов, А.С. Комелова, Н.А. Фурсей. К сожалению, жизнь большинства из них трагически закончилась в сталинских лагерях. Статья написана на основании архивных документов Государственного
архива Архангельской области, Архива Регионального управления Федеральной службы безопасности по Архангельской области, Научного архива Архангельского краеведческого музея. Многие документы вводятся в научный оборот впервые. Использована литература, в том числе биографические справочники, газетные публикации, а также устные воспоминания директора Архангельского областного краеведческого музея Юрия Павловича Прокопьева.

Ключевые слова: Северный краевой музей, Архангельское общество краеведения, музейные коллекции, памятники, репрессии, административная ссылка.

Рязанцев Н.П., Салова Ю.Г. ЯРОСЛАВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ B 1930–1960 гг. — 105

Рязанцев, Николай Павлович — канд. ист. наук, доцент, Ярославский филиал Московского государственного университета путей сообщения, Россия, Ярославль, razansev@yandex.ru;
Салова, Юлия Геннадьевна — канд. ист. наук, доцент, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Россия, Ярославль, yugs58@gmail.com.

В статье делается акцент на складывании новой государственной политики в об-
ласти музейного дела в 1930-е гг. Выявляются факторы, повлиявшие на работу художественных музеев. Рассматриваются изменения в деятельности Ярославского художественного музея после Всероссийского музейного съезда 1930 г., создание отделов советского искусства и Музея архитектуры. Показаны ход расширения экспозиционных площадей, пополнение фондов, реставрация произведений искусства, сотрудничество с Третьяковской галереей, обновление кадрового состава, а также получение нового статуса — музея искусств. Подчеркивается важность принятия Положения о Ярославском областном му-
зее искусств и его реализации. Показана работа музея с профессиональными и самодеятельными художниками. Исследуются вопросы эвакуации культурных ценностей, деятельность музея по военно-патриотическому воспитанию в годы Великой Отечественной войны. Показаны основные изменения нормативно-правовой базы деятельности музеев в 1940–1950-е гг. Анализируются значительный рост посещаемости художественного музея, обновление кадрового состава, пополнение коллекций советской живописи, создание передвижных выставок для промышленных, сельскохозяйственных предприятий, учебных заведений области. Подчеркивается расширение научной, выставочной, издательской деятельности. Отмечается новый уровень работы художественного музея в рамках Ярославского музея-заповедника.

Ключевые слова: Структура управления музейным делом, новое законодательство о музеях, эвакуация художественных ценностей, сохранение памятников древнерусского искусства, научная работа, выставочная деятельность, музей-заповедник.

Иванова Е.В. ВЫСТАВКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В МУЗЕЙНЫХ КОМПЛЕКСАХ ГОРОДА ПУШКИНА В 1946–1950 гг.
 — 120

Иванова, Екатерина Вячеславовна — специалист по учету музейных предметов, Государственный музей-заповедник «Царское Село», Россия, Санкт-Петербург, degit2406@yandex.ru.

Первое послевоенное пятилетие в истории музейной жизни пушкинского дворцовопаркового комплекса отмечается планомерным восстановлением экспозиционно-выставочной деятельности под эгидой Центрального хранилища Ленинградских пригородных дворцов-музеев. Уже в 1945 г., после размещения вернувшихся из эвакуации культурных ценностей в помещениях Александровского дворца, научные сотрудники Центрального хранилища приступили к подготовке первых временных выставок произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Восстановление существовавшей в стенах пушкинских музеев довоенной экспозиции в кратчайшие сроки не представлялось возможным. Именно поэтому временные выставки в первые послевоенные годы были единственно возможной формой реализации социальной функции музея. Актуаль-
ность статьи обусловлена в первую очередь отсутствием в 1940-х гг. практики издания музеем иллюстрированных путеводителей и каталогов в силу ограниченных финансовых ресурсов и более приоритетных направлений деятельности. Кроме того, в современной литературе, посвященной данному периоду музейной жизни, временные выставки не рассматриваются как самостоятельное направлениe деятельности Центрального хранилища. Именно поэтому, основываясь в большей степени на архивных материалах, автор статьи сконцентрировался на подробном рассмотрении временных художественных выставок, которые стали толчком для дальнейшего развития послевоенной выставочной практики в пригородных дворцах-музеях.

Ключевые слова: выставочная деятельность, пригороды Ленинграда, послевоен-
ные выставки, музей-заповедник.

ПАМЯТНИК

 Dhingra M. AN INSIGHT TO REMNANT HUES OF SOUTH EAST ASIA,
CASE EXAMPLE OF INDIA 
— 130

Dhingra, Mohit — Conservation Architect, State Coordinator, National Institute of Urban
Affairs, India, New Delhi, mdhingra@niua.org.
A unique traditional ceramic technique, which transformed the architecture of Iran and
Central Asia, displayed its influence in Pre Mughal (1206–1526) and Mughal era (1526–1857) thus forming the integral part of architectural vocabulary of Indian subcontinent. It represents a significant period when craftsmen largely came from Central Asia. The existing remains of glazed tile works on structures along the trade routes linking India, Pakistan, Afghanistan, Uzbekistan and other countries strengthens the historic cultural linkages with the Central Asian countries.There is deficient documentation and research regarding culture and performance of ceramic glazed tiles in reference to the Indian context. Thus, this paper attempts to fill in the existing gaps and would present a comprehensive picture through the chronological journey of the art from with special emphasis on its present condition by means of analysing issues
related to the art form. It would also formulate a statement of significance to create an avenue of awareness towards this lost craft.

Key words: kashi, binai, under glaze, bisque, premughal, Mughal, Timurid.

 Гафарова Г. ДОМ ШЕКИХАНОВЫХ — МАЛОИЗВЕСТНЫЙ ПАМЯТНИК
НАРОДНОГО ЗОДЧЕСТВА АЗЕРБАЙДЖАНА 
— 141

Гафарова, Гюнай Низами-кызы — д-р искусствоведения, доцент, Азербайджанский
университет туризма и менеджмента, Азербайджан, Баку, gunay_gafarova@mail.ru.

Статья посвящена малоизвестному памятнику архитектуры, созданному народны-
ми зодчими Азербайджана, Дому Шекихановых. Оставаясь в тени более известного памятника, Дворца Шекинских ханов, он лишь в последние несколько лет стал объектом крупных исследований и многочисленных посещений. Дом Шекихановых расположен в центре Шеки несколько севернее центрального базара и ниже ханского дворца. По большому сходству в архитектуре и планировке, а также декоративному оформлению дом Шекихановых повторяет ханский дворец, но значительно проще его и меньше по масштабу. При этом он еще больше связан с традициями жилой народной архитектуры Шеки. По всем стилистическим признакам строительство дома Шекихановых относится также к концу XVIII в. Как и ханский дворец, этот дом подвергался значительным перестройкам и переделкам. Так, большой переделке подверглась фасадная стена, где раньше во втором этаже было почти сплошное витражное окно. Есть сведения о том, что дом был реставрирован в XIX в. мастером, получившим образование в Тебризе. Позднее 1967–1968 и 1985–1986 гг. проводились незначительные реставрационные и консервационные работы. Данный исторический памятник находится в махалле под названием «Otaq eşiyi məhəlləsi» и на улице Гадирбекова, зарегистрирован под инвентарным номером 313. Начиная с 1968 г., дом Шекихановых включен в состав заповедника «Yuxarıbaş
Qoruq Ərazisi». B доме до 1967 г. жили потомки построившего его Гусейн-хана, позднее он был выкуплен у них государством, с целью создания в нем музея. С момента приобретения его у бывших владельцев дома, этот памятник, имеющий огромную историческую и художественную ценность, входил в перечень «остро аварийных объектов истории» Министерства культуры. В 1991 г. Дом Шекихановых был продан с разрешения шекинского исполкома частному владельцу Ашрафу Джафарову, потомку последнего шекинского хана. После долгих тяжб была доказана незаконность действий местных властей, и памятник архитектуры был вновь возвращен государству. Памятник по решению Кабинета министров Азербайджанской республики от 02 августа 2001 г. (приказ под номером 132) причислен к категории памятников архитектуры республиканского значения.

Ключевые слова: Азербайджан, Шеки, дом Шекихановых, народное зодчество, памятник архитектуры, архитектура XVIII века.

 Лобзова Р.В., Ярош В.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ОТДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ БОЛЬШОГО МОСКВОРЕЦКОГО МОСТА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ЕГО РЕСТАВРАЦИИ — 153

Лобзова, Раиса Викторовна — канд. геол.-минер. наук, ведущий научный сотруд-
ник, Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Россия, Москва, lobzovarv@mail.ru;
Ярош, Валерия Николаевна — канд. хим. наук, независимый исследователь, Россия, Москва, yaroshvn@mail.ru.

В преддверии открытия парка «Зарядье» в процессе разработки проекта реставрации Большого Москворецкого моста были проведены работы по обследованию его строительных и отделочных материалов. В представленной работе рассматривается история Москворецкого моста, оценено современное состояние его каменной облицовки, шовных растворов и восполнений. Исследованы методом петрографии и электронной микроскопии разные виды гранита, искусственные материалы вставок и шовных выполнений, а также современные новообразования. Москворецкий мост — выстроен на месте старейшей переправы через Москва-реку. Это единственный из ближайших к Кремлю мостов через Москва-реку, который во все времена оставался на своем историческом месте. Конструкция моста менялась. Вначале — наплавной, затем — свайный деревянный, позднее деревянный на каменных быках и, наконец, железобетонный трехпролетный. На большей части облицовки моста сохранились исторические блоки красного гранита, реже использован был светло-серый гранит. Поверхность гранитных блоков шлифованная. В нижней части юго-восточного цоколя выявлены блоки лабрадорита. Многочисленные механические повреждения и утраты камня на гранитных облицовочных блоках связаны, в основном, с ремонтно-реставрационными работами, эксплуатацией и ненадлежащим уходом за мостом.

Ключевые слова: гранит, растворы, цемент, покраски, высолы, оксиды железа, минералогия, петрография, электронная микроскопия.

НАСЛЕДИЕ

 Katsaridou I. «MARE NOSTRUM» REVISITED:
PHOTOMED’S DISCOURSES ON MEDITERRANEAN PHOTOGRAPHY 
— 163

Katsaridou, Iro — PhD in Art History, Curator, Museum of Byzantine Culture, Greece,
Thessaloniki, akatsaridou@culture.gr.

Born in Sanary-sur-mer, on the Var coast of France in 2011, the Photomed festival is an
annual event devoted to Mediterranean photography. Result of a collaboration between various institutions (municipality of Sanary, department of Var, province of Provence) and the Cultural Council of the Union for the Mediterranean, the festival was meant to present each year photographers and visual artists using a variety of modes of photographic expression, from documentary testimonials to pure artistic creation, with sole aim «to showcase and highlight Mediterranean beauty». Following the success of the Sanary event, a Lebanese edition of the festival, the Photomed Liban, has been created in 2014 in Beirut. As its mission statement mentions, it is an event that «beyond the political, social, and religious upheavals that occur», seeks to promote the Mediterranean as «a region full of life and movement». First, the paper will seek to shed light on the reinvention of the «myth of the Mediterranean», exemplified by stereotypical cultural repertories such as «Mare Nostrum», the «oldest cradle of civilizations» or the «homeland of the three monotheist religions». On a second level, an association will
be attempted with the main aspects of Mediterraneanism, a general discourse that, according to anthropologist Michael Herzfeld among else, shares similarities with Edward Said’s Orientalist romanticism, reflecting the power relations between authoritative Western (neo) colonial powers and the Mediterranean people. The analysis aspires to address its political implications, among which the creation of the «Union for the Mediterranean» organization along with its subsequent failure to develop an active role or the most recent refugee crisis.

Key words: photographic festivals, Mediterranean photography, Mediterraneanism, Union for the Mediterranean, neocolonial discourse, art and refugee crisis

Ваховская З.С., Климанова Е.С. ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ НЕОБЫЧНОГО БУМАЖНОГО ПАЛИМПСЕСТА — 177

Ваховская, Зинаида Станиславовна — канд. хим. наук, ведущий научный сотрудник, Российская государственная библиотека, Россия, Москва, VakhovskayaZS@rsl.ru;
Климанова, Елена Сергеевна — главный архивист, Российская государственная библиотека, Россия, Москва, trikly@rambler.ru.
Палимпсест — явление, характерное для рукописей на пергамене. Эта статья посвящена необычному бумажному палимпсесту, обнаруженному при реставрации «Жития Петра и Февронии Муромских» из собрания Е.Е. Егорова (Ф. 98. № 1652) Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (Москва Россия). Сохранность рукописи была плохой: бумага крошилась в тексте и на миниатюрах, имела неестественный коричневый цвет. В середине XVI в., когда был написан первый текст рукописи, пергамент уже почти не использовался, бумага была дорогой, но не дефицитной. Богатое оформление рукописи (24 миниатюры на 12 листах) не дает предположить, что текст был удален для повторного использования бумаги из-за нехватки средств. Проведенные исследования помогли нам выбрать методику реставрации этого необычного документа и выяснить причины его плохой сохранности. Удаленный текст не мог быть прочитан полностью, но по фрагментарным проявлениям было сделано заключение, что эта рукопись является памятником юридической и агиографической литературы Древней Руси. Предыдущий текст был удален, написан новый нейтральный текст. Причиной является изменение и унификация законодательства того времени в России.

Ключевые слова: палимпсест, реставрация, ИК-спектроскопия.

 Уляшева С.А. ПУТИ ЭКСПОНИРОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ) 
— 185

Уляшева, Софья Андреевна — магистрант кафедры музейного дела и охраны па-
мятников, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, kaqqadu@gmail.com.

Статья посвящена способам экспонирования популярной музыки в музейном пространстве. Основной фокус исследования направлен на один из ключевых вопросов, с которым сталкиваются кураторы и музейные работники, создающие экспозиции в музеях популярной музыки: нужно ли показывать звук, песню в музейном пространстве? Некоторые исследователи говорят о неразрешимом конфликте между музеем и музыкой: опыт слуховой встречи, по их мнению, невозможно представить в рамках музейной экспозиции. Однако музей, выбирающий в качестве объекта экспозиции популярную музыку, не может проигнорировать саму музыку. Как правило, музейные работники выбирают
один из трех способов включить звук в музейное пространство: наушники, колонки или отдельные небольшие пространства для прослушивания музыки. Однако чтобы представить музыку в музее интересно и многогранно, необходимо включить в экспозицию звук, но не менее важной оказывается и визуальная сторона: костюмы и одежда, фотографии, видео и фильмы. Популярная музыка как объект музейной экспозиции является очень привлекательной для массового посетителя. Поэтому вопрос о том, как создать экспозицию, посвященную популярной музыке, представляется весьма актуальным.

Ключевые слова: музеи популярной музыки, экспозиция, музей, нематериальное
культурное наследие.

Скачать файл целиком «Музей-памятник-наследие», № 2, 2017