Новый номер

МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ.  1 (11) / 2022

ПРОБЛЕМА В ФОКУСЕ: ФАРФОР В ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЕЯ

   Сапанжа О.С., Баландина Н.А. ТАНЕЦ «ЯБЛОЧКО» В СОВЕТСКОЙ ИНТЕРЬЕРНОЙ ФАРФОРОВОЙ ПЛАСТИКЕ: К 95-ЛЕТИЮ БАЛЕТА «КРАСНЫЙ МАК»: НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ «ХХ ЛЕТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ.
МУЗЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЕНИНГРАДА 1945–1965 гг.» 
— 5

Сапанжа, Ольга Сергеевна — доктор культурологии, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург, sapanzha@mail.ru;

Баландина, Наталья Александровна — главный хранитель, музей «ХХ лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945–1965 гг.», Россия, Санкт-Петербург, 1945–1965@mail.ru

Балет «Красный мак», созданный Р.М. Глиэром к десятилетию Октября, традиционно рассматривают как новое слово в искусстве музыкального театра. Его хореографические, сценографические и содержательные новации давно находятся в фокусе внимания балетоведов. Тем не менее, «Красный мак» представляет самостоятельный интерес для исследователей повседневной культуры. Персонажи балета (например, танцовщица Тао Хоа) вошли в пространство дома вместе с произведениями фарфоровой пластики, духи
«Красный мак» стали первым опытом создания парфюмерной композиции на тему балета. Сам образ красного цветка породил многочисленные бытовые реплики — от модных аксессуаров до вышивок. Отдельный опыт включения сценических решений в пространство повседневности представляет танец матросов, ставший одним из самых ярких эпизодов балета. Основанный на частушечном наигрыше и традициях матросской пляски, этот танец стал обязательным компонентом обыденной и праздничной культуры. Более того — он был представлен в произведениях мелкой тиражной пластики и возвращал сюжет подлинно народного танца в пространство искусства. В статье на примере коллекции
музея «ХХ лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945–1965 гг.» рассматриваются основные композиционные и стилистические особенности статуэток, выполненных на Дмитровском фарфоровом заводе и Полонском заводе художественной керамики на сюжет матросского танца «Яблочко», ставшего, наряду с другими образами матросов, важным компонентом искусства советского послевоенного интерьерного тиражного фарфора.
Ключевые слова: балет, советский музыкальный театр, «Красный мак», Р.М. Глиэр, танец «Яблочко», советский интерьерный тиражный фарфор, Дмитровский фарфоровый завод, Полонский завод художественной керамики, музейные коллекции фарфора.

Воропаева Т.А. НОВГОРОДСКИЙ ФАРФОР В КОЛЛЕКЦИЯХ МУЗЕЕВ
ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
 17

Воропаева, Татьяна Александровна — старший научный сотрудник, хранитель, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Россия, Великий Новгород, voropaevamuseum@gmail.com

Богатая история новгородского фарфора, возникшая в конце XIX в. и завершившаяся в начале 2000-х гг., сохраняется и популяризируется музеями Великого Новгорода, а именно Новгородским музеем-заповедником и Музеем художественной культуры Новгородской земли. В статье дана характеристика коллекций новгородских музеев в соответствии с историей новгородского фарфора. В коллекции Новгородского музея-заповедника хранятся предметы всех периодов и всех заводов новгородской фарфоровой промышленности. Следует отметить, что в музее имеются произведения других заводов нашей страны и зарубежных предприятий. Коллекция музея дает возможность познакомиться с редкими и уникальными образцами фарфора конца XIX — начала XXI в.,
проследить тенденцию развития местной промышленности в контексте развития отечественного фарфорового производства. «Музейный цех фарфора» Музея художественной культуры Новгородской земли — постоянная экспозиция новгородского фарфора, охватывающая все периоды развития фарфоровой промышленности области. Уникальность экспозиции состоит в том, что здесь в едином пространстве представлены элементы технологической линии по изготовлению фарфора, элементы музеефицированного фарфорового производства, коллекция новгородского фарфора, а также архивные материалы.
Ключевые слова: новгородский фарфор, Новгородский музей-заповедник, Музей
художественной культуры Новгородской земли, Музейный цех фарфора, И.Е. Кузнецов.

 Афанасьева А.Н., Винокуров С.Е.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ФАРФОР В СОБРАНИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ: НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ
— 28

Афанасьева, Анна Николаевна — старший научный сотрудник, Екатеринбургский
музей изобразительных искусств, Россия, Екатеринбург, anik517@mail.ru;

Винокуров, Сергей Евгеньевич — кандидат искусствоведения, заведующий отделом декоративно-прикладного искусства, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Россия, Екатеринбург, serg.vinokuroff@gmail.com

Собрание Екатеринбургского музея изобразительных искусств, насчитывающее на
сегодняшний день более восемнадцати тысяч предметов, включает достаточно обширную коллекцию фарфора и художественного стекла России, Европы и стран Дальнего Востока. Сформировавшаяся за более чем 80-летнюю историю музея благодаря масштабным передачам от музейных институций и частных лиц коллекция европейского фарфора позволяет представить основные производства Германии, Австрии, Франции, Великобритании и Богемии в XVIII — первой трети XX в. В статье приводятся сведения об исключительном для региональных музеев случае пополнения коллекции европейского фарфора путем закупки и месте этого события в контексте истории формирования собрания европейского фарфора, а также вводятся в научный оборот новые произведения и раскрывается принцип их отбора для приобретения.
Ключевые слова: европейский фарфор, коллекция, Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

  Иванова Е.В.
БАРЕЛЬЕФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
РУССКИХ ИМПЕРАТОРОВ И ИМПЕРАТРИЦ ИЗ СОБРАНИЯ
МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ЦАРСКОЕ СЕЛО»: К ВОПРОСУ АТРИБУЦИИ
 — 37

Иванова, Екатерина Вячеславовна — кандидат искусствоведения, специалист по учету музейных предметов, Государственный музей-заповедник «Царское Село», Россия, Санкт-Петербург, vh.uchet@tzar.ru

Коллекция художественного фарфора и стекла из собрания Государственного музея-заповедника «Царское Село» насчитывает почти 5 000 единиц хранения. Чуть меньше половины изделий по предварительным атрибутивным данным отражают историю фарфоровой и стекольной индустрий конца XIX — начала XX в. Ядро коллекции художественного фарфора начала XX в. в первую очередь составляют предметы эпохи модерн, предназначавшиеся для украшения интерьеров Александровского дворца. В условиях реставрации и воссоздания убранства дворца их изучению придавалось первостепенное значение, в то время как некоторые предметы этого периода долгие годы оставались без внимания с точки зрения научной атрибуции. Такими предметами оказались барельефные изображения императоров и императриц, выполненные в начале XX в., о которых
благодаря надписям и учетно-хранительской документации на данный момент известно лишь время создания и некоторые технические характеристики. Раскрытие информационного потенциала барельефных изображений в статье проводится по трем направлениям: установление историко-культурных связей барельефов с жизнью музея в XX в.; раскрытие технико-технологических аспектов создания изделий (материал, технология создания); определение художественных первоисточников барельефных портретов.
Ключевые слова: барельефы, барон Н.А. Типольт, ГМЗ «Царское Село», атрибуция.

МУЗЕЙ

  Баршт К.А. МУЗЕЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ПРОБЛЕМА:
НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ «БРАТЬЕВ КАРАМАЗОВЫХ» В СТАРОЙ РУССЕ
 — 46

Баршт, Константин Абрекович — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Россия, Санкт-Петербург, konstantin_barsht@pushdom.ru

В статье рассматривается набор трудностей, сопутствующих созданию экспозиции
музея литературного произведения, на примере недавно организованного в г. Старая Русса «Музея романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”». Анализируются достоинства и недостатки нынешней музейной конструкции, выдвигается ряд предложений для улучшений научно-информационного и методико-экспозиционного содержания музея. Предлагается концепция, в соответствии с которой, основной задачей такого рода музея должно стать формирование экспозиции, отображающей в историческом ракурсе
творческий процесс Ф.М. Достоевского, приведший его к созданию этого произведения. В качестве особо ценного материала для строительства такой экспозиции предлагаются рисунки в рукописях писателя, заполненных в период работы над произведением, в частности, изображения «старцев», его восьмилетнего сына Федора, а также юноши в одеянии инока с двумя крестами как первую запись сюжетной идеи, реализованной в судьбе Алеши Карамазова.
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, Старая Русса, музей «Братьев Карамазовых», экспозиция, аллюзии, рисунки в рукописях.

  Гук Д.Ю. СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ МУЗЕЙНОГО ПОСЕТИТЕЛЯ И СОТРУДНИКА: К ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧИ — 65

Гук, Дарья Юрьевна — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Государственный Эрмитаж, Россия, Санкт-Петербург, hookk@hermitage.ru

Музей как модное веяние XVIII века из частного собрания эволюционировал в публичный институт. Со времени петровской Кунсткамеры мотивация посещения собраний редкостей также претерпевала изменения. Социальная значимость института памяти никем не оспаривается, меняется аттитюд. Музейная педагогика предполагает использование методов психологии, а именно, социальной психологии. Какому бы течению в психологии (бихевиористскому, когнитивистскому, мотивационному, структурному или генетическому) мы ни следовали, социальная установка описывает склонность человека к совершению определенного социального поведения. В зависимости от компонентов:
способности воспринимать, осознавать, оценивать, — индивидуум будет действовать относительно социального объекта (в частности, музея) определенным образом. Чтобы зафиксировать изменение социальных установок на посещение музея, в частности, связанное с пандемией, необходимо было обратиться к истории изучения данного вопроса в отечественных музеях. Специальных музейных исследований по данному вопросу не проводилось, но косвенно было можно выявить изменение социальных установок на протяжении столетия. Для привлечения музейных посетителей, как реальных, так и виртуальных, следует учитывать разные социальные установки, и как следствие, информационное обслуживание определенной целевой аудитории требует разных методических приемов.
Ключевые слова: музей, музейные исследования, социальная психология, социальная установка, пандемия COVID-19.

 Джураев Ш.Г. ИЗ ИСТОРИИ БУХАРСКОГО МУЗЕЯ: К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ — 76

Джураев, Шерали Гулямович — заведующий отделом искусства и этнографии, Бухарский государственный музей-заповедник, Узбекистан, Бухара, Sherali_Gulyamovich@mail.ru

В данной статье будут освещены факты, связанные с историей Бухарского государственного музея-заповедника. Многие из них публикуются впервые. Данные, опубликованные в статье, подготовлены на основе архивных материалов музея-заповедника и материалов журналов, конференций, собранных в результате научных исследований. Создание музея уже становилось объектом нескольких исследований, но данная статья не содержит информацию о его создании, а напрямую связана с историей его бытования в период с момента создания музея до 1980-х гг. Деятельность музея в 1930-е гг. изучалась путем сопоставления архивных документов и данных нескольких статей. Особенно
примечательна деятельность музейных работников 1950-х гг. В статье нашли отражение такие вопросы, как съемки кинофильма «Крушение эмирата», деятельность ученого-искусствоведа Гончаровой, международные связи музея, исследования музейных предметов известными учеными. В статье также рассматриваются вопросы пополнения фондов музея, организуемых и проводимых выставок, научных экспедиций музейных работников. История музейных предметов, в особенности переход книжной коллекции в другие
организации, освещается на основе архивных данных.
Ключевые слова: Бухара, экспедиция, экспонат, фонд, О.Д. Чехович, О.А.Сухарева, музей.

ПАМЯТНИК

Бухарин М.Д. К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ БУДДИЙСКОГО ИСКУССТВА В СССР В 1920-е гг. — 84

Бухарин, Михаил Дмитриевич — доктор исторических наук, действительный член
РАН, главный научный сотрудник, Институт всеобщей истории РАН, Россия, Москва, michabucha@gmail.com

В конце ХIХ — начале ХХ в. в России сложилась школа по изучению буддизма — одна из ведущих в европейской науке. В 1920-е гг. в ее главе стояли академики С.Ф. Ольденбург и Ф.И. Щербатской. Вплоть до конца 1925 г. положение буддизма в СССР было относительно благоприятным, однако его изучение представителями академической науки не встречало поддержку государственной власти, т.к. сами исследователи рассматривались как классово чуждый элемент — наследники традиций науки имперского времени. Тем не менее, после 1917 г. С.Ф. Ольденбург возобновил преподавательскую деятельность и в ряде образовательных и исследовательских учреждений читал лекции по истории индийской культуры. В Санкт-Петербургском филиале Архива Российской академии наук сохранилось дело, состоящее из фрагментов лекций под общим названием
«Новые течения в изучении индийской материальной культуры и в частности искусства». Большую его часть занимают фрагменты лекции, предположительно отождествленной как «Буддийский пещерный храм», прочитанной в 1923 или 1924 гг. в Российском институте истории искусств. В ней С.Ф. Ольденбург развивал религиозные основы буддийской эстетики.
Ключевые слова: буддизм, живопись, скульптура, пещера, храм, история искусства, С.Ф. Ольденбург.

 Любезников О.А. ПОВЕСТЬ Л.Н. РАХМАНОВА «БАЗИЛЬ» В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИРЕЛИГИОЗНОГО МУЗЕЯ В ЛЕНИНГРАДЕ: ОБРАЗ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА В 1930-е гг. — 99

Любезников, Олег Анатольевич — кандидат исторических наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия,            Санкт-Петербург, o.lyubeznikov@spbu.ru

Изданная в 1933 г. повесть молодого ленинградского писателя Л.Н. Рахманова «Базиль» рассказывала о трагической судьбе крепостного крестьянина, участвовавшего в строительстве Исаакиевского собора. Впервые опубликованная в период становления в здании собора Государственного антирелигиозного музея и выдержавшая затем ряд переизданий повесть к концу 1930-х гг. оказалась включена в список рекомендуемых к прочтению посетителям музея книг. Установление связи между предлагаемой Л.Н. Рахмановым интерпретацией истории собора и происходившими в 1930-е гг. изменениями профиля
Государственного антирелигиозного музея составляет предмет рассмотрения настоящей статьи. Автор, обратившись к документам 6 петербургских архивохранилищ, реконструировал этапы работы писателя над текстом книги и созданный на ее страницах образ Исаакиевского собора, который оказался востребован новой администрацией Государственного антирелигиозного музея в середине 1930-х гг. В этот период роль Союза воинствующих безбожников, в результате настойчивой инициативы которого музей был открыт, заметно снизилась, а партийно-государственные лидеры избрали курс на патриотизацию идеологии. Эти факторы обусловили фактическую трансформацию профиля
музея. Новый образ собора как памятника труда был близок сформированному Л.Н. Рахмановым, а издания музея 1939 г. и дискурсивно, и дословно перекликались с повестью «Базиль».
Ключевые слова: Исаакиевский собор, Л.Н. Рахманов, антирелигиозный музей,
Союз воинствующих безбожников, Монферран, Ленинград.

  Степанова Д.Г. АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫЙ КОМПЛЕКС ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА ИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ ИНСТИТУТА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА
(ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СУВЕНИР — ТЕКСТИЛЬ, КЕРАМИКА, ФАРФОР)
— 119

Степанова, Дарья Геннадьевна — магистр педагогического образования, соискатель, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург, Stepanova-dg@yandex.ru

В 2022 г. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена отмечает 225-летие. Важную часть как университета, так и художественного пространства Санкт-Петербурга составляет Институт (ранее — факультет) художественного образования, шестидесятилетняя история которого соединила принципы академического изобразительного искусства, восходящего к имперскому наследию Санкт-Петербурга, код советского реалистического искусства и современные поиски в области декоративного искусства и дизайна. На сохранении традиций и освоении актуальных художественных тенденций основана традиция ленинградского-петербургского художественно-педагогического образования. Значительное место в художественных практиках института занимает обращение к образам Герценовского университета. Архитектурные и пейзажные мотивы нашли отражение в произведениях художников декоративного искусства, — преподавателей и студентов института, которые составляют основу учебно-методической коллекции Института художественного образования. Особенное место в творческих поисках всегда занимал художественный сувенир, как самостоятельное творческое высказывание, как маркер культурно-исторического кода университета. Настоящая статья посвящена комплексному рассмотрению университетских мотивов в предметах декоративного искусства различных отраслей, включая фарфор, текстиль, керамику. Обращение к корпусу произведений учебно-методической коллекции Института художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена позволило выявить характерные художественно-выразительные особенности, свойственные произведениям, а также уникальные ходы в решении художественного образа.
Ключевые слова: декоративное искусство, Герценовский университет, Императорский фарфоровый завод, фарфор, текстиль, керамика, художественный сувенир, учебно-методические коллекции.

НАСЛЕДИЕ

  Королькова Л.В. А.И. СОБОЛЕВСКИЙ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИЗДАНИЮ КНИГИ «БЫТ ВЕЛИКОРУССКИХ КРЕСТЬЯН-ЗЕМЛЕПАШЦЕВ» (МАТЕРИАЛЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО БЮРО КН. В.Н. ТЕНИШЕВА) — 127

Королькова, Людмила Валентиновна — кандидат исторических наук, научный сотрудник ведущей категории, Российский этнографический музей, Россия, Санкт-Петербург, korolkoval@list.ru

Статья посвящена истории изучения и публикации материалов Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева в начале XX в. Основное внимание автор уделяет вопросам, связанным с подготовкой монографии «Быт великорусских крестьян-землепашцев» (1900–1902), которая в связи со смертью кн. В.Н. Тенишева (1903) не была издана. В научной и популярной литературе XX — начала XXI в. закрепилось утверждение о том, что окончательной систематизацией и подготовкой текстов указанного издания занимался сам князь В.Н. Тенишев. Однако это утверждение оказалось ошибочным. В ходе работы в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН автору данной статьи удалось найти материалы, которые позволили пролить свет на историю создания монографии «Быт великорусских крестьян-землепашцев» и определить персону, которой В.Н. Тенишев доверил систематизацию и написание этого фундаментального труда. Основными источниками для написания данной статьи послужили материалы архива и публикации о деятельности Этнографического Бюро кн. В.Н. Тенишева.
Ключевые слова: этнография, история науки, князь В.Н. Тенишев, А.И. Соболевский.

Краснова Е.Л. СОХРАНЕНИЕ И ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ 
— 134

Краснова, Евгения Леонидовна — кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник, ГНУ «Центр системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси», Республика Беларусь, Минск, ev.krasnova83@mail.ru

Технологический прогресс и развитие интернет-ресурсов обусловили наступление
цифровой эпохи. Разнообразные материалы, размещенные на информационных платформах, стали приобретать новые качества, необходимые в условиях динамического роста технологий и средств трансляции современного цифрового контента. Культурное наследие, включаясь в общемировую тенденцию виртуализации, постепенно трансформируется в цифровой формат. Понятие «цифровое наследие» («виртуальное наследие» или «новое наследие») активно включается в научный дискурс, приобретает множество интерпретаций в зависимости от точки зрения исследователей и практиков в области сохранения и презентации культурного наследия. В статье рассматривается модель трансформации материальных предметов в объект цифрового наследия. Процесс трансформации культурного наследия в цифровой формат представляет собой последовательную смену уровней материального и нематериального состояния, а также последующей цифровой и материальной реконструкции. Цифровые объекты становятся основой для дальнейшего использования в научных, исследовательских, образовательных, коммерческих и других целях. Эмоциональное восприятие, духовная и морально-нравственная рефлексия
людей, которые воспринимают транслируемые знания и образы, формируют институт сохранения и передачи исторической памяти и способствуют мемориализации объектов национального и мирового наследия.
Ключевые слова: наследие, цифровизация культурного наследия, цифровое наследие.

Бирюкова М.В., Чумис А.Е. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСКУССТВА НОНКОНФОРМИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЙНЫХ ПРОЕКТАХ— 141

Бирюкова, Марина Валерьевна — доктор культурологии, доцент,                                Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, m.birjukova@spbu.ru;
Чумис, Александра Евгеньевна — магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, st095764@student.spbu.ru

В статье рассматривается искусство советского нонконформизма, отраженное в музейных кураторских проектах. Концепции масштабных музейных выставок, посвященных творчеству художников, в свое время исключенных из официальной сферы искусства или покинувших страну, демонстрируют искусство нонконформизма с применением современных методов презентации, в контексте оригинальных кураторских концепций. Отечественная музейная рецепция, которую можно счесть «отложенной», если не запоздавшей, направлена на осмысление произведений И. Кабакова, В. Янкилевского, М. Шемякина, Л. Сокова и других авторов, получивших изначально признание за рубежом и вошедших в историю искусства в рамках западной историографии. В статье анализируются
выставочные проекты, в которых искусство нонконформизма демонстрируется в пространстве традиции, медийного и повседневного контекста, контекста культурных мифов и символов, актуальных здесь и теперь. Проблема определения эстетической ценности произведений не столь важна, хотя и подчеркивается в пространстве музея, более значимы мифология и нарратив проекта, а представленные артефакты приобретают большую выразительность по соседству с произведениями традиционного искусства. Кураторы выставок эффективно используют эстетические и формальные контрасты, иногда сами произведения предлагают новые способы понимания смыслов, гипотетически включенных в восприятие «прошедшего мимо» широкой советской публики нонконформизма — в проектах Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, где кураторы могут объединить общей идеей или формально сопоставить выставочные артефакты, в том числе уже ставшие классикой современности авангард и нонконформизм, и новейший культурный контекст.
Ключевые слова: современное искусство, авангард, нонконформизм, постмодернизм, музей, выставка, кураторский проект.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Балаш А.Н. [Рец. на кн.:] Делисс К. Метаболический музей. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 136 с. ISBN 978–5–6045381–7–3 — 150

Балаш, Александра Николаевна — доктор культурологии, доцент,                              Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Россия, Санкт-Петербург, alexandrabalash@gmail.com

«Метаболический музей» Клементин Делисс рассматривается как одно из наиболее влиятельных музеологических исследований последнего десятилетия, в котором представлена стратегия развития и диверсификации музея как социокультурного института. Концептуальные и практические разработки К. Делисс связаны с программой преобразований Музея мировых культур (Weltkulturen Museum) Франкфурта-на-Майне, которые имеют значение как для постколониального развития этнографических музеев и их коллекций, так и для музеев других профилей. Проанализированы перформативные аспекты концепции «метаболического музея»; переработка идей акторно-сетевой теории в концепцию агентности музейных предметов и музейных коллекций, которая направлена на расширение взаимодействий музея с современным обществом. Музей-лаборатория и музей-университет рассматриваются как наиболее перспективные формы в контексте междисциплинарных взаимодействий и интеграции опыта современных художественных практик в музейное пространство. Обозначается необходимость развития новой музейной архитектуры и инфраструктуры, соответствующей актуальным задачам культурной инклюзии и проникновению идей метамузеологии в современные образовательные процессы.
Ключевые слова: Клементин Делисс, этнографический музей, музей, музейный
предмет, метаболический музей.

Серикова А.Ю. [Рец. на кн.:] Kisić V. Governing Heritage Dissonance.
Promises and Realities of Selected Cultural Policies. Belgrade:
European Cultural Foundation (ECF), 2016. 328 p. ISBN/EAN 978–90–6282–069–6
— 160

Серикова, Анастасия Юрьевна — магистр музеологии, аспирант, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Россия, Санкт-Петербург, serikova2020@mail.ru

В рецензии анализируется монография «Управление диссонансом наследия. Обещания и реалии культурной политики» (2016) сербской исследовательницы и преподавателя Центра музеологии и наследиеведения Университета Белграда (Сербия) Вишни Кисич. Книга посвящена проблеме управления диссонансом наследия в странах Юго-Восточной Европы. Труд, получивший премию за лучшее исследование культурной политики Европейского культурного форума (2013), включает в себя девять глав, охватывающих как теоретико-концептуальные аспекты диссонанса наследия, так и анализ четырех инициатив, прорабатывающих диссонанс наследия на практике. Изучая изменения в понимании диссонанса в трудах по наследию и культурной памяти, а также международных программных документах, В. Кисич предлагает концепцию «инклюзивного дискурса наследия» как альтернативу «авторизованному дискурсу наследия» Лораджейн Смит, а также понятие «диссонанс наследия» вместо «диссонантного наследия» в формулировке Джона Танбриджа и Грегори Эшворта. Диссонанс наследия трактуется В. Кисич как скрытое качество, присущее любому наследию, открывающее пространство для дискуссии о смыслах и интерпретациях наследия, что задает рамки для анализа текущей и создания будущей политики в области наследия, интерпретационных и управленческих практик. Проведя анализ таких культурных проектов и инициатив, как процесс серийной номинации средневековых надгробий Стечаки в Список всемирного наследия
ЮНЕСКО, передвижная выставка «Представляя Балканы: идентичности и воспоминания долгого XIX в.» и др., автор аргументирует диссонанс как имманентно присущее наследию качество и доказывает, что оно не обязательно связано с войнами и насилием, а потому может быть включено в более широкие социальные и культурные модели понимания и использования наследия.
Ключевые слова: трудное наследие, диссонантное наследие, диссонанс, «авторизированный дискурс наследия», «инклюзивный дискурс наследия», музеология, наследие.

Скачать файл целиком МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ. 2022. № 1 (11).