МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ. 1 (9) / 2021

МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ.  1 (9) / 2021

ПРОБЛЕМА В ФОКУСЕ: К СТОЛЕТИЮ АБРАМА ДАВИДОВИЧА СТОЛЯРА
(1921–2014)

   Никонова А.А. «АРХЕОЛОГИЯ» ЖИЗНИ УЧЕНОГО: К 100-ЛЕТИЮ А.Д. СТОЛЯРА — 7

Никонова, Антонина Александровна — кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, a.nikonova@spbu.ru

Для понимания роли ученого в развитии научного знания, выделения этапов его мировоззренческого становления необходимо обратиться к биографии как источнику для реконструкции или «археологии» не только «истории жизни» ученого, но и культурно-исторического контекста эпохи. В статье анализируются биографические сведения об археологе А.Д. Столяре, сохранившиеся в различных видах письменных и электронных источников. Выделяются несколько групп источников: официальные автобиографии и автобиографические очерки; некрологи и биографические очерки к памятным датам; электронные биографические сведения. Анализ биографических сведений о научной, педагогической и организаторской деятельности А.Д. Столяра позволил еще раз
наметить основные доминанты его пути в науке и, одновременно, выделить некоторые лакуны в биографических данных. В автобиографических документах отразилась субъективная позиция ученого не только в оценке самых важных событий и достижений своего жизненного пути, но и его итоговое осмысление отдельных событий научной биографии.
Ключевые слова: археология, биография, история науки, метки памяти, письмен-
ные источники, университет, ученый, педагог.

 Соломаха Е.Ю. АБРАМ ДАВИДОВИЧ СТОЛЯР И ЭРМИТАЖ:
ПО МАТЕРИАЛАМ НАУЧНОГО АРХИВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА 
 18

Соломаха, Елена Юрьевна — заместитель заведующего Отделом рукописей и документального фонда, Государственный Эрмитаж, Россия, Санкт-Петербург, solomakha@hermitage.ru

В статье представлен краткий обзор материалов Научного архива Государственного Эрмитажа, связанных с личностью и научным наследием Абрама Давидовича Столяра, восемь лет проработавшего в Государственном Эрмитаже, а после увольнения оставшегося научным консультантом в музее. А.Д. Столяр начал работать в Эрмитаже в 1956 г., в то время, когда директором Эрмитажа был его учитель Михаил Илларионович Артамонов. После увольнения Артамонова, известного своим свободомыслием, в 1964 г. из Эрмитажа ушел и А.Д. Столяр. В статье рассматриваются и анализируются в контексте культурной и идеологической парадигмы эпохи и биографических реалий автора сохранившиеся в личном деле А.Д. Столяра подробная автобиография, отзывы М.И. Артамонова и Б.Б. Пиотровского, анкеты, материалы к археологическим выставкам и подготовке научных экспедиций. Несомненно весомым вкладом в контексте рассмотрения эволюции археологических фондов Эрмитажа и их исследования является ввод в научный оборот архивных данных, посвященных вновь организованному М.И. Артамоновым в Эрмитаже собственному издательству, где с 1958 г. начал выходить «Археологический сборник», печатались научно-популярные книги, в том числе и труды А.Д. Столяра,
а также материалов, связанных с подготовкой Северо-Кавказской экспедиции под руководством А.Д. Столяра.
Ключевые слова: А.Д. Столяр, археология, Государственный Эрмитаж, музей.

 Константинов М.В. ПРОФЕССОР АБРАМ ДАВИДОВИЧ СТОЛЯР: ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ — 25

Константинов, Михаил Васильевич — доктор исторических наук, профессор, Забайкальский государственный университет, Россия, Чита, mk-rus@mail.ru

Профессор Абрам Давидович Столяр оказывал большую научную и педагогическую помощь забайкальской археологии. На руководимой им кафедре археологии Ленинградского/Санкт-Петербургского государственного университета систематически проходили стажировки преподаватели и студенты Исторического факультета Читинского государственного педагогического института (ЧГПИ — ныне Забайкальский государственный университет). Под его руководством ими были защищены две докторские и две кандидатские диссертации. Он выступал редактором ряда монографий и сборников. В 1989 г. А.Д. Столяр посетил Читу, прочитал ряд лекций студентам-историкам, ознакомился с коллекциями в лаборатории палеоэкологии, побывал на археологических памятниках в урочище Усть-Менза, изучаемых вузовской экспедицией, и оценил масштабность раскопок
и значимость древних многослойных поселений. Он передал в Читу солидную подборку книг по археологии и этнографии, ксерокопии своих статей и некоторые рукописи. Персональные статьи, посвященные А.Д. Столяру, включены в книги забайкальского энциклопедического проекта. Ему посвящен стенд в вузовском Музее археологии Забайкалья. Студенты изучают его научные труды, такие как «Происхождение изобразительного искусства», «По бесовым следкам», отражающие генезис древнего искусства, формирование интеллекта и творческого сознания. Студенты-историки всех поколений знают и ценят замечательного петербургского профессора, выдающегося ученого, мудрого и достойного человека — Абрама Давидовича Столяра.
Ключевые слова: археология, профессор А.Д. Столяр, кафедра археологии ЛГУ, Забайкальский государственный университет, Чита, музей археологии, экспедиция.

  Шумкин В.Я. НЕОРДИНАРНЫЙ ПРОФЕССОР:
ПАМЯТИ АРХЕОЛОГА АБРАМА ДАВИДОВИЧА СТОЛЯРА
 — 30

Шумкин, Владимир Яковлевич — кандидат исторических наук, старший научный
сотрудник, Институт истории материальной культуры РАН, Россия, Санкт-Петербург, shumkinv@yandex.ru

Про знаменитого почетного профессора Санкт-Петербургского государственного университета, археолога Абрама Давидовича Столяра, преподававшего на кафедре археологии более 50 лет и возглавлявшего ее почти 25 лет, написано и сказано немало. Это и воспоминания, и разные студенческие байки, и легенды, многие из которых, правда, принадлежат не очевидцам и участникам событий, а являются нередко пересказами, часто далекими от реально случившегося и упускающими многие детали, которые содержали обычно более интересные моменты, а зачастую и значительно искажающими суть происходившего. Последнее особенно присутствует на студенческом сайте «Столяр рулит…». Несмотря на разнообразие ситуаций в этих, часто с любовью написанных замет-
ках, пожалуй, незаслуженно редко уделяется место еще двум «ипостасям» этого многогранного человека: участие в войне и бытовая экспедиционная жизнь. Учитывая эти упущения, я осмелился несколько заполнить данный «пробел», представив на ваш суд некоторые свои воспоминания именно по этим темам, как непосредственный свидетель и участник событий. Будучи знаком с преподавателем кафедры археологии ЛГУ/СПбГУ А.Д. Столяром с 1965 г., а в последние 40 лет получив от Учителя «привилегию» называться его личным другом, которую всегда осознавал и до сих пор считаю за особую честь и доверие Мэтра, будучи в эти годы неоднократно в совместных с ним лекционных, экскурсионных, экспедиционных поездках в Норвегии, Швеции, Финляндии,
Эстонии, на Кольском полуострове, помня памятные «застольные» беседы и дискуссии у него и у меня дома, предлагаю небольшой очерк «по следам» разных, на мой взгляд, симптоматичных событий.

Ключевые слова: А.Д. Столяр, археология, экспедиция, Великая Отечественная война.

  Сенаторов С.Н. КЕРАМИКА СТОЯНКИ АЛИМОВСКИЙ НАВЕС В КРЫМУ:
ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА
ИЗ РАСКОПОК А.Д. СТОЛЯРА В 1955–1956 гг.
 — 38

Сенаторов, Сергей Николаевич — кандидат исторических наук, старший научный
сотрудник, Государственный Эрмитаж, Россия, Санкт-Петербург,                senatorov-s@yandex.ru

В статье приводится краткий анализ коллекции керамических материалов из архе-
ологических раскопок А.Д. Столяра в 1955–1956 гг. стоянки Алимовский навес Бахчисарайского района Республики Крым. В верхнем перемешанном культурном слое этой стоянки были встречены фрагменты керамики от эпохи керамического неолита до новейшего времени. Анализ архивных и фондовых материалов показал, что лепная посуда этого памятника относится к периоду существования трех археологических культур Крыма. Первая культура представлена одним фрагментом керамики периода керамического неолита Таш-аирской культуры. Ко второй — Протокеми-обинской культуре эпохи крымского энеолита — относятся два фрагмента керамики. Близкие по форме и орнаментации сосуды известны в керамических комплексах различных культур эпохи энеолита Поднепровья второй половины V — первой половины IV тыс. до н.э. Третья культура представлена фрагментами посуды первого этапа Кизил-кобинской культуры эпохи поздней бронзы — раннего железа XII–IX вв. до н.э. и одним фрагментом сосуда третьего этапа (таврского) этой культуры второй половины VI — первой половины IV в. до н.э. Редкой категорией находок является фрагмент боспорского рыбного блюда V в. до н.э., который свидетельствует о контактах местных таврских племен с греческими полисами Боспора.
Ключевые слова: керамический неолит Крыма, энеолит Крыма, таш-аирская культура, протокеми-обинская культура, нижнемихайловская культура, кизил-кобинская культура, тавры, Боспор, лепная керамика, рыбное блюдо V в. до н.э.

  СПИСОК ПЕЧАТНЫХ ТРУДОВ
АБРАМА ДАВИДОВИЧА СТОЛЯРА 
— 57

МУЗЕЙ

  Тихонов И.Л. ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОНИРОВАНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ — 71

Тихонов, Игорь Львович — доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, I.Tikhonov@spbu.ru

В 1958 г. А.Д. Столяр и Г.П. Гроздилов в журнале «Советская археология» опубликовали статью «К вопросу о построении музейной археологической экспозиции», которая стала одной из первых работ, посвященных проблемам создания понятной для массового посетителя экспозиции археологических материалов. Многие ее тезисы звучат актуально и сегодня. Центральным вопросом остается возможность использования помимо оригинальных артефактов всевозможного дидактического материала (фотографий, рисунков, экспликаций, макетов, моделей, реконструкций и т.д.), доносящего до зрителей семантику и функциональное назначение выставленных экспонатов. Важной задачей является
демонстрация не отдельных предметов, а создание цельного образа определенной культуры прошлого. Фрагментированные, зачастую не очень аттрактивные археологические находки сами по себе не всегда позволяют это сделать. Современные музеи, особенно специализированные, археологические, используют различные экспозиционные приемы, которые делают более доступным для понимания археологический материал. В настоящей статье рассматриваются эти методические приемы, применяемые в отечественных
и зарубежных музеях. Автор выделяет шесть групп музеев, хранящих и экспонирующих археологические коллекции. Крупнейшие художественные музеи мировой культуры стремятся выставлять только подлинные вещи, в то время как археологические и исторические музеи более активно используют дидактический материал в экспозициях.
Ключевые слова: А.Д.Столяр, археологические коллекции, музей, экспозиция, методические приемы.

 Королькова Л.В. К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТИХВИНСКОГО
МЕЖРАЙОННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ (1919–1941) 
— 85

Королькова, Людмила Валентиновна — кандидат исторических наук, научный сотрудник ведущей категории, Российский этнографический музей, Россия, Санкт-Петербург, korolkoval@list.ru

Статья представляет собой итог научного исследования, посвященного истории формирования Тихвинского межрайонного краеведческого музея в период с 1919 по 1941 гг. Особое внимание в работе уделено персонам, которые стояли у истоков музея и поддерживали его работу в 1920-е и 1930-е гг. (Е.В. Скородумов, И.П. Мордвинов, В.И. Равдоникас). В статье рассматривается процесс формирования музея и проблемы, с которыми пришлось столкнуться его сотрудникам в послереволюционные годы: сохранение исторических ценностей Тихвинского Успенского монастыря, выявление предметов музейного значения, обеспечение сохранности коллекций и отдельных особо ценных экспонатов.
На протяжении всей деятельности организаторы и сотрудники музея в Тихвине ставили перед собой довольно масштабные задачи, которые предполагали комплексное изучение Тихвинского края. Однако направления работы приходилось часто корректировать, поскольку эта деятельность зависела от ряда объективных и субъективных факторов: сложной политической обстановки и экономической ситуации, особенностей менталитета различных категорий населения Тихвина и Тихвинского края. К 1930-м гг. музей уже
располагал разноплановыми коллекциями, в которых было много редких и уникальных предметов. Однако практически все они погибли в годы Великой Отечественной войны. До недавнего времени состав этих коллекций был неизвестен. Приведенные в статье материалы частично заполняют эту лакуну
Ключевые слова: коллекция, музей, Тихвин, И.П. Мордвинов, В.И. Равдоникас.

 Стасюк И.В. УСАДЬБА Н.К. РЕРИХА ИЗВАРА И АРХЕОЛОГИЯ
В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 
— 96

Стасюк, Иван Вадимович — научный сотрудник, Институт истории материальной
культуры РАН, Россия, Санкт-Петербург, norroendrengr@mail.ru

Первый в России государственный музей художника, путешественника, археоло-
га и миротворца Николая Рериха был открыт в 1984 г. в усадьбе Извара, где прошли его детство и юность. В окрестностях Извары в конце XIX в. Рерих проводил раскопки древнерусских курганов и других археологических памятников. Археология оказала значимое влияние на его идеи и мировоззрение, отразившись как в исторической живописи, так и в его миротворческой деятельности, направленной на защиту всемирного культурного наследия. Поэтому обращение музея в своей работе к археологической проблематике стало закономерным. В 1990–2017 гг. музеем в сотрудничестве с ИИМК РАН и СПбГУ были организованы археологические раскопки на семи памятниках железного века и средневековья Ижорского плато, проводились разведки и сбор случайных находок. Археологическое собрание музея насчитывает 2 106 предметов основного фонда и 378 предметов научно-вспомогательного фонда и регулярно пополняется. В 2017 г. в усадебном доме Рериха была открыта постоянная экспозиция «Древняя и средневековая история Ижорского плато», охватывающая периоды раннего железного века, раннего средневековья, эпоху Древнерусского и Московского государства. Существует возможность и необходимость расширения музейно-археологического направления в деятельности музея в Изваре. На базе принадлежащего музею отдельного здания Училищного дома — памятника архитектуры Северного модерна начала XX в. — возможно создание новой современной экспозиции, посвященной археологии запада Ленинградской      области, оборудование фондохранилища для археологических коллекций, а ландшафты Извары предоставляют возможность для разнообразных научно-просветительских, туристических, культурно-массовых мероприятий исторической тематики.
Ключевые слова: Николай Рерих, музей-усадьба, Извара, музейная археология, археологические коллекции, археологическая экспозиция.

ПАМЯТНИК

 Мартынов А.Я. ИЗУЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ПЕРВОБЫТНЫХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ («ДОМОНАСТЫРСКИХ») ПАМЯТНИКОВ АРХЕОЛОГИИ
СОЛОВЕЦКОГО АРХИПЕЛАГА 
— 108

Мартынов, Александр Яковлевич — кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе, Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, Россия, Соловки, museum@solovky.ru

В статье характеризуется история открытия и подводятся итоги полевых исследований первобытных и средневековых («домонастырских») памятников Соловецких островов, осуществленных археологами в XX–XXI вв. К настоящему времени на Соловках найдено и частично раскопано 65 стоянок и местонахождений отходов кварцевой индустрии позднего мезолита — Железного века (от 5844–5548 cal BC до 1431–1660 cal AD), а также десятки каменных выкладок разного времени, в том числе — древних. Основной объем стационарных работ выполнен Соловецкой археологической экспедицией
в 1984–2017 гг. Анализируя источники (более 2200 м² раскопанного культурного слоя, 35000 предметов древности, 40 радиоуглеродных дат и др.), автор делает выводы об освоении архипелага древним населением западного и южного побережий Белого моря, появлении на Соловках древнейших каменных лабиринтов не ранее I тыс. н.э., эпизодическом посещении островов представителями «чуди», «корелы» и саамов в XI–XIII вв. К числу не разрешенных вопросов «домонастырской» археологии Соловков отнесены проблемы датировок отдельных памятников, назначения и культурной принадлежности разновременных лабиринтов, соотношения каменных сложений и стоянок. В статье также рассматривается деятельность музея-заповедника по обеспечению сохранения памятников археологии и их популяризации.
Ключевые слова: Соловки, Соловецкий музей-заповедник, археология, первобытный, средневековый, стоянка, лабиринт.

  Зуев В.Ю. БРОНЗОВЫЕ РУКОЯТИ СКИФСКИХ ЗЕРКАЛ
С ПАНТЕРАМИ ЭПОХИ АРХАИКИ 
— 121

Зуев, Вадим Юрьевич — кандидат исторических наук, независимый исследова-
тель, лауреат Государственной премии Российской Федерации, Россия, Санкт-Петербург, vadim.zuev.1964@mail.ru

В статье публикуются новые материалы скифской художественной традиции декора рукоятей бронзовых зеркал VI–V вв. до н.э. и делается вывод о существовании самостоятельного скифского центра художественного литья, который располагался где-то в Северном Предкавказье. Этот центр был не только местом производства литья предметов из цветных металлов, но и изделий торевтики, поскольку образы и художественные зооморфные композиции повторяются на совершенно разных предметах (зеркала, крестообразные бляхи, декор ножен церемониальных мечей). Вероятно, в этом центре работали
не только скифские мастера, но и выходцы с Ближнего Востока и ионийцы. Продукция их говорит о знакомстве не только с ранней скифской иконографией, но и с восточными и ионийскими художественными традициями. Около полувека этот центр сосуществовал с греческими мастерскими Борисфенитского полиса, существовавшего на острове Березань в Побужье, который прекратил свою работу после пожарища в городе в последнем десятилетии VI в. до н.э. Вероятно это было связано с ходом скифо-персидской войны и рейдом флота греческих тиранов к Борисфену в 513 г. до н.э. Но центр производства художественной продукции в Скифии продолжил свою работу. Публикуемый в статье материал анализируется в контексте известных памятников скифской культуры эпохи архаики. Рассматривается эволюция художественного стиля на примере ряда конкретных зооморфных скифских образов и прослеживается вырождение этой традиции в первой половине V в. до н.э.
Ключевые слова: Скифы, Скифия, Кавказ, бронзовые зеркала, церемониальные мечи в золотом окладе, крестовидные зооморфные бляхи, звериный стиль, эпохи архаики и классики.

  Минасян Р.С. КИНЖАЛ С ФИГУРНОЙ РУКОЯТЬЮ ИЗ УРОЧИЩА ТЕМИРШИ — 142

Минасян, Рафаэль Сергеевич — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Государственный Эрмитаж, Россия, Санкт-Петербург, minasyan1940@yandex.ru

В статье рассматривается проблема появления изделий из черного металла в Западной Сибири, Центральной Азии и Казахстане. Металлографический анализ кинжала из Темирши (Казахстан) показал, что он сделан ковкой из железа. Но особенности формы рукояти говорят о том, что этот кинжал, как и другие подобные вещи сделаны литьем. Но до недавнего времени вещи из железа не отливали. Их отливали только из чугуна. В древности литье чугуна было освоено только в Китае, но там из чугуна делали сельскохозяйственные орудия, а оружие до конца III в. до н.э. в Китае было бронзовым. Все известные редкие клевцы и кинжалы сложной формы из черного металла, датируемые VII–VI вв. до н.э., найденные на указанной территории у кочевников, отлиты из чугуна. В дальнейшем у кочевников исчезают чугунные предметы, и у них появляются кованное оружие и другие железные предметы. Нужно выяснить, откуда у кочевников появились чугунные и железные вещи и технология их производства, которая прежде им была неизвестна.
Ключевые слова: Западная Сибирь, Центральная Азия, Казахстан, Китай, черная
металлургия, литье, ковка, чугун, чугунные и железные предметы, железное и бронзовое оружие.

НАСЛЕДИЕ

 Тункина И.В. ПО СЛЕДАМ СИБИРСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ Д.Г. МЕССЕРШМИДТА (1719–1727): ФИКСАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХЕОЛОГИИ СИБИРИ ХУДОЖНИКАМИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ОТРЯДА ВТОРОЙ КАМЧАТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ (1733–1743). ЧАСТЬ 2: КАМЕННЫЕ ИЗВАЯНИЯ И КУРГАННЫЕ ПЛИТЫ — 151

Тункина, Ирина Владимировна — доктор исторических наук, член-корреспондент
РАН, директор, Санкт-Петербургский филиал Архива РАН, Россия, Санкт-Петербург, tunkina@yandex.ru

В статье приведен сравнительный анализ рисунков памятников археологии, впер-
вые графически зафиксированных во время сибирской экспедиции Д.Г. Мессершмидта (1719–1727). Это писаницы, каменные изваяния, стелы с руническими надписями, ограды курганов и пр. Десятилетие спустя те же памятники были графически зафиксированы художниками Академического отряда Второй Камчатской экспедиции под руководством Г.Ф. Миллера (1733–1743) — И.В. Люрсениусом, И.Х. Беркханом и И.К. Деккером. Их рисунки хранятся в личном фонде Г.Ф. Мессершмидта и в «Портфелях Миллера» в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН и Российском государственном архиве древних актов. Во второй части исследования публикуются рисунки каменных изваяний и курганных плит, выполненных в ходе Второй Камчатской экспедиции.
Ключевые слова: Д.Г. Мессершмидт, Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, археологические
памятники, экспедиционные рисунки.

 Викторова В.Д. СЕМИОТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
АНАЛИЗА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗНАКОВ 
— 174

Викторова, Валентина Дометьяновна — кандидат исторических наук, старший на-
учный сотрудник, Институт истории и археологии Уральского Отделения РАН, Россия, Екатеринбург, viktorova1108@yandex.ru

В статье на основании семиотической теории Ч.С. Пирса устанавливается проис-
хождение, развитие и трансформация геометрических знаков с памятников эпох камня горно-лесного Зауралья. Три значения символического знака ромба имели разное происхождение. У местного населения ромб означал голову. Для мигрантов эпохи неолита с Переднего Востока это был иконический знак земли, и к эпохе энеолита уральское население сохранило смысл знака — «земля». В соответствии с новой иконографией ромба проявилось его новое значение — душа-жизнь. Волнистые линии — иконический знак воды — изображались на предметах уральского населения эпох мезолита-неолита. Трансформация знака символа воды в зигзаг, а туловищ водоплавающих птиц и копытных животных — в прямоугольники произошла, когда население эпохи энеолита стало орнаментировать сосуды гребенчатым штампом. Символ мировой горы возник из иконического знака треугольника-горы в результате нанесения по его центру вертикальной цепочки из трех ромбов — знаков одушевления всех трех миров.
Ключевые слова: семиотика, знак, эпоха камня, горно-лесное Зауралье.

 Кочнева А.Д. (САМО)СОХРАНЕНИЕ: ВЫСТАВКА О МУЗЕЕ И ЕГО СОТРУДНИКАХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ — 186

Кочнева, Анна Дмитриевна — бакалавр музеологии, студент магистерской программы, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, anna.kochneva.25@gmail.com

В статье рассматриваются подходы музеев к выставочной репрезентации своей истории. В век тотальной визуализации видится необходимым анализ выставок, в которых музей реализует функции документирования в отношении своей истории и трансляции памяти о себе. Автором статьи этот процесс осмысляется в рамках архивного поворота, возникшего в современных художественных практиках и связанного с желанием вернуть в публичное пространство забытые истории и информацию. Концептуальный базис архивного поворота способен содействовать более точному пониманию выставочной рефлексии музея, находящегося в потоке нового самоопределения в условиях текучей современности.
Ключевые слова: музеи, выставка, архивный поворот, выставочное проектирование, история музея.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 Ананьев В.Г. [Рец. на кн.:] Dolák J. Jak vystavovat archeologii: Metodika k tvorbě archeologických expozic. Brno: Moravské zemské muzeum, 2018. 27 s. ISBN 978–80–7028–508–4 — 193

Ананьев, Виталий Геннадьевич — доктор культурологии, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, v.ananev@spbu.ru

В рецензии анализируются методические рекомендации по созданию археологической экспозиции, разработанные известным чешским музеологом, доцентом Университета Коменского (Братислава, Словакия) Яном Долаком. Брошюра с рекомендациями была издана Моравским музеем в Брно в 2018 г. Работа состоит из пяти частей. В первой части определяются основные термины и научные понятия, используемые в дальнейшем, во второй — характеризуется выбор темы будущей экспозиции, в третьей — поэтапно разбирается процесс создания концепции экспозиции и анализируются базовые технические средства ее воплощения, четвертая — содержит перечень наиболее часто встречающихся ошибок, пятая — подводит итоги всему сказанному в работе.
Ключевые слова: археология, музей, чешская музеология, экспозиция.

Скачать файл целиком МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ. 2021. № 1 (9).